Рупова Розалия Моисеевна

Статья
Иерусалим и Силиконовая долина: два полюса современной цивилизации
Поставленный Тертуллианом во II веке вопрос, что может быть общего между Афинами и Иерусалимом, в приложении к нашему времени может звучать так: что может быть общего между Силиконовой долиной и Иерусалимом? В данном случае Силиконовая долина — символ современной технотронной цивилизации. Доктор философских наук, доцент по кафедре библеистики Московской духовной академии, доцент кафедры современных аксиологических проблем и религиозной мысли Российского государственного социального университета Розалия Моисеевна Рупова строит аналогию, основанную на том, что очевидная вначале несовместимость эллинской культуры с христианским Благовестием затем обернулась вовлечением интеллектуальных форм Античности в формирование догматического учения Церкви. В русле аналогии с этим синтезом рассматриваются имевшие место в истории науки альтернативные проекты, составлявшие противовес секулярным подходам естествознания Нового времени. В заключение делается вывод о необходимости перенести фокус внимания в этой проблематике с научной теории на человека, её творца, в руках которого ключевые ориентиры цивилизации, служит ли он идолу прогресса, или нацелен на идеал преображения.
Статья
Отражение символики облачения ветхозаветного первосвященника в описании Небесного Иерусалима
Статья доктора философских наук, доцента кафедры библеистики МДА, доцента кафедры аксиологических проблем современности и религиозной мысли Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой посвящена анализу соответствий между двумя библейскими текстами. Один из них – книга Исход (28:15–21), где приводится список драгоценных минералов, которыми пророк Моисей по Божьему повелению должен особым образом украсить элемент облачения первосвященника, а именно нарамник. Этих ценных камней должно быть двенадцать – по числу колен Израилевых. Другой рассматриваемый текст – Откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21:19–20). В нем также подробно описаны драгоценные камни, число которых двенадцать, составляющие основание Небесного Иерусалима. Из проведенного анализа сделаны следующие выводы: 1. Еврейская библейская традиция более точно, чем славянские переводы, отслеживает присутствие колен Израилевых в мистерии Нового Иерусалима. 2. Текст Священного Писания отражает исторические изменения названий многих камней, а также перенос названий с одних минералов на другие.
Статья
Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского как русло неопатристики
В статье доктора философских наук, доцента кафедры теологии Российского государственного социального университета Розалии Руповой дана характеристика концепции неопатристического синтеза, претерпевшей существенные изменения за период, прошедший с момента её провозглашения протоиереем Георгием Флоровским в 1936 г. Имея вначале довольно обобщённый характер, она уточнялась, интегрируя в свой состав результаты осуществлённых за прошедшие годы междисциплинарных исследований, приобретая со временем характер методологически выдержанного дискурса. В статье дан обзор работ Флоровского, посвящённых теме христианского понимания истории, за весь период его публикационной активности. Это позволяет отследить эволюцию и различные грани богословия истории прот. Георгия.
Статья
Истина и история: библейский историзм как путь к богословскому синтезу
В статье доктора философских наук, доцента кафедры теологии Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой описана специфика библейской философии истории, прослеживаются библейские основания формирования европейской исторической мысли, а также пути её трансформации в эпоху Ренессанса, в Новое и Новейшее время. В кризисный ХХ в. так называемый антропологический поворот приводит к антропологизации, среди прочих направлений научного знания, и историософской мысли. Происшедшая встреча восточно-христианской традиции с философией, антропологией и историей открывает перспективу нового богословского синтеза.
Книги
Свет России грядущей. Человек и общество в "русской идее" Ивана Ильина
Русская идея - концептуальное выражение многоаспектной проблематики, связанной с Россией как культурно-историческим феноменом. Авторы предприняли попытку осмысления подходов, интерпретаций Русской идеи, её формирования в процессе отечественной истории и отдельных граней её отражения в трудах философа Ивана Александровича Ильина, для которого она стала центральной темой творчества. В монографии также нашли отражение современные тенденции развития Русской идеи.

Другие публикации на портале:

Еще 9