Синельников С. П.

Статья
Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Часть 2
Выводы о несостоятельности Закона Божия и законоучителей, суждения о полной утрате их положительного воспитательного влияния на сознание детей, прозвучавшие сначала в советской историографии, а затем повторённые в ряде статей современных исследователей, не подтверждаются фактами. С.П. Синельников во второй части статьи, посвященной роли законоучителя в религиозном обучении, обращается к ряду произведений отечественной и зарубежной художественной литературы, а также к воспоминаниям современников, в которых давались характеристики законоучителям. Автор не обходит вниманием и пути религиозно-нравственного воспитания детей, получившие новое осмысление на Священном Соборе 1917–1918 гг.
Статья
Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Часть 1
В дореволюционной школе священник-законоучитель признавался первым руководящим лицом в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Главнейшими качествами законоучителя считались его религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твёрдость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность и справедливость. В преподавании Закона Божия наблюдались отрицательные факты, о которых сообщалось в периодике. Нередко законоучители проявляли формализм и халатность в проведении уроков Закона Божия. Вместе с тем, в архивных документах и материалах педагогических, церковных и общественно-политических журналов содержится немало свидетельств о законоучителях, достойно исполнявших долг религиозного воспитания учащихся и стоящих на высоте своего призвания. Настоящая статья представляет собой основательно переработанные версии материалов, опубликованных на нашем портале и вэлектронном журнале «Социальные и гуманитарные науки».
Статья
О методологии и междисциплинарности в исследованиях истории церковно-государственных отношений
В ряду работ по истории Отечества выделяются исследования истории Церкви и церковно-государственных отношений. Какой должная быть методология церковно-научного исследования? Достаточно ли использовать одни методы гражданской истории? Возможно ли решать исследовательские задачи, оставаясь только в границах основной научной дисциплины – истории? На эти важные для исторической науки вопросы отвечает С.П. Синельников.
Статья
Письменные источники XIX–XX вв. об Урюпинской иконе Божией Матери
Урюпинская икона Божией Матери – одна из трёхсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы, признаваемых и засвидетельствованных Церковью. Письменные источники, несущие информацию о явлении иконы, о лицах, причастных к этому событию, и чудесах исцелений, происходивших в XIX столетии, изучил постоянный автор портала Синельников С.П.
Статья
Религиозное образование в советской России в 1917–1929 гг.: постановления советского правительства и определения Священного Собора и Патриарха. Часть 2
Во второй части статьи Синельникова С.П., посвященной вопросу о религиозном образовании в советской России, показаны решения правительства по запрещению и полной отмене любых форм религиозного просвещения в 1919–1929 гг., а также по искоренению религиозного сегмента в мировоззрении учащихся детей, юношества и взрослых. Указанные меры вели к расколу семьи, к внутреннему личностному конфликту и уничтожению нравственности. Уроки введения безбожия необходимо знать и понимать: откуда и кто мы, куда идём?
Статья
Религиозное образование в советской России в 1917–1929 гг.: постановления советского правительства и определения Священного Собора и Патриарха. Часть 1
В первой части статьи Синельникова С.П. рассматриваются и анализируются антинародные решения советского правительства по запрещению Закона Божия в 1917–1918 гг., а также определения Священного Собора и Патриарха Тихона, направленные на сохранение школьного и внешкольного религиозного образования, на поиск новых форм христианского просвещения народа.
Статья
Вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся в 1917-1918 гг. (по нормативным актам Временного и советского правительств, в определениях Св. Собора Православной Российской Церкви)
Временное правительство провозгласило необязательность изучения Закона Божия, в то время как советское правительство и вовсе сделало изучение религии недоступным для детей и юношества. Не стали ли соборные определения 1917 г. предпосылкой для дальнейшей отмены религиозного образования?
Статья
Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1920-е гг.
В советское время антирелигиозная пропаганда вытеснила Закон Божий из учебных заведений. Однако и сегодня образование остается преимущественно безрелигиозным. В свете проводимых образовательных реформ стоит обратиться к опыту прежних лет, вооружиться уроками, предлагаемыми нам прошлым. Найдется ли место религиозному воспитанию в современных системах образования?
Статья
Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании. Часть 2
Проблема духовно-нравственного воспитания и образования на основе православных ценностей стоит в России очень остро. Ясно ощутима настоятельная потребность спасать систему воспитания и образования от нахлынувшей волны суррогатной продукции, разрушающей учащуюся молодежь, отвращающей её от веры, от Церкви и от русской культуры. Внимание автора статьи Синельникова С.П. обращено к поиску возможных путей решения этой злободневной проблемы.
Статья
Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании. Часть 1
Современные системы образования зачастую не соответствуют принципам православной педагогики и антропологии и даже явно нарушают их. Как же выработать правильную технологию и методику личностного воспитания? Чтобы ответить на этот вопрос, автор статьи Синельников С.П. предпринимает попытку вернуться к православной педагогике и антропологии, основанной на трудах святых отцов и некоторых выдающихся церковных и светских деятелей XIX–XX вв.
Статья
«Мед и цикута» философии: св. отцы о светской мудрости (апология философии)
Вопрос о соотношении философии и христианства издревле волновал умы мудрейших из людей. Может ли богослов быть философом? Помогает ли философия приблизиться к Богу или, наоборот, уводит от Него? Позволительно ли знакомиться со светской образованностью? Возможен ли диалог между философией и богословием? О том, что святые отцы и современные богословы говорят по этому поводу, пишет автор статьи.
Статья
Теоретические обоснования отмены религиозного образования и введения антирелигиозного воспитания в марксизме-ленинизме
В статье С.П. Синельникова рассматриваются основные тезисы марксизма и его последователей в России относительно отмены всякого религиозного образования и введения безбожного воспитания. Теоретические посылы создателей учения о диктатуре пролетариата послужили основой для экспериментов в школьной образовательно-воспитательной деятельности. Отсутствие в настоящее время единодушия в обществе по поводу необходимости религиозного воспитания в школе говорит о том, что атеизм за десятилетия проделал в России большую разрушительную работу и далеко ещё не преодолён.
Статья
Судьба религиозного образования на Дону в 1918-1925 гг. Часть 2
Процесс секуляризации системы образования в Донской области был начат большевиками в декабре 1917 г. Противостояли этому органы церковного управления, в частности, Отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского (под руководством В. Светозарова), сформированный в 1918 г., и Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) на Юго-Востоке России, учрежденное в 1919 г. (под председательством Донского архиепископа Митрофана Симашкевича). О попытках восстановления религиозного образования на Дону повествуется во второй части статьи С.П. Синельникова.
Статья
Судьба религиозного образования на Дону в 1917-1925 гг. Часть 1
Статья посвящена выяснению исторических обстоятельств вытеснения, а затем и полной отмены преподавания в школах Закона Божия в 1917-1925 гг., которая была совершена вопреки воле народа обучать детей истинам православной веры. В 1917 г., в соответствии с внеконфессиональной моделью церковно-государственных отношений, Временное правительство объявило изучение Закона Божия в школах необязательным, сделав тем самым возможным отказ от приобретения религиозных знаний. Советская власть, пришедшая на смену Временному правительству, повела решительное наступление на Церковь в рамках внедряемой в жизнь антицерковной и антирелигиозной программы и отменила Закон Божий, заменив его «законом безбожия» в контексте советской политики образования и воспитания в школе.
Статья
Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года
В представленной публикации исследуются проблемы системы преподавания Закона Божьего в Российской империи, что, по мнению автора, имеет важное значение для сегодняшней ситуации с преподаванием в школе религиозно-нравственных дисциплин.
Библиография
Церковно-приходские летописи конца XIX - начала XX в. в Госархиве Волгоградской области

Другие публикации на портале:

Еще 9