Календарные заметки на 26 мая: память святого апостола Симона Кананита
Сегодня Русская Православная Церковь совершает литургическое воспоминание одного из Двенадцати апостолов Симона Кананита.
Статья

В связи с тем, что память святого апостола Симона совпала в этом году с одним из переходящих двунадесятых праздников Святой Троицы, отмечаемого нынче 10 мая[1], то литургическое воспоминание апостола было перенесено на сегодня.

О святом Симоне Кананите в Новом Завете не содержится почти никаких подробных сведений. Только в Синоптических Евангелиях[2], а также в Деян. 1:13 он называется по имени при перечислении Двенадцати ближайших последователей Иисуса, которых Господь «назначил, чтобы они были с Ним и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов»[3]. После этого его участие предполагается Евангелистами в миссии Двенадцати (как описанной в Евангелиях, так и в Деяниях апостолов[4]), в сценах явления Воскресшего, Вознесения, Сошествия Духа на Церковь в день Пятидесятницы, которые описаны у синоптиков. Однако в чем конкретно состояло служение Симона, как одного из Двенадцати, для нас, к сожалению, остается неизвестным. Нет данных в указанных новозаветных документах и о каких-либо подробностях его происхождения, и ничего не говорится о его жизни до того, как он стал учеником Христа. Единственное, что у нас есть - это знание о том, какое он имел прозвище - «Кананит». В агиографической традиции - скорее всего, ошибочно - это слово понимается как указание на его происхождение из селения Кана, в Галилеи. Однако на сегодняшний день большинство ученых придерживается той точки зрения, что греческое слово kananaios есть ничто иное как транcлитерация арамейского qan'ānā, что значит «ревнитель» или «ревностный»[5]. Такаое происхождение слова доказывается в частности тем, что у Луки в обоих его списках[6] апостолов Симон так и называется dzēlōtēs (греч.) - «ревнитель». Относительно того, что в контексте иудаизма 1-ой половины I века могло значить это слово, среди библеистов ведутся многолетние дискуссии. До недавнего времени преобладающей была позиция, согласно которой прозвище Симона указывает на принадлежность последнего до его встречи со Христом к повстанческому движению зелотов[7]. Это движение упоминается неоднократно у Иосифа Флавия[8]. Однако представлено оно у Иосифа как революционное сообщество, состоящее из обедневших священников, иерусалимских повстанцев и бандитских групп из провинции, самая активная часть которых оформилась во временный правительственный орган восстания в 68 году н.э. для ведения скоординированных военных действий против Рима. Сторонники указанного взгляда считали, что это движение зелотов восходит как минимум к 6 году н.э., к деятельности Иуды Галилеянина, бывшего инициатором волнений, переросших в локальное военное сопротивление населения Палестины против попытки римских властей провести перепись населения в том же году[9]. Но помимо отсутствия сведений о том, что Иуда и его последователи называли себя зелотами, также не обнаруживается никаких определенных данных о том, что это движение успело обрести хоть какие-то четкие организационные формы[10]. Поэтому нет твердых оснований утверждать, что Симон Кананит принадлежал к этому или подобному движению, по крайней мере,  за неимением такового с указанным названием. Более того, едва ли Симон мог так запросто в условиях жесткого римского правления носить прозвище, обнаруживавшее в нем члена повстанческого сообщества, если вдруг слово «ревнитель» использовалось в таком специальном смысле в период общественного служения Христа.

Все вышеперечисленное способствовало тому, что в настоящее время все большую популярность среди исследователей приобрела точка зрения, согласно которой прозвище «зелот» или «ревнитель» нужно трактовать более широко. Смысл его может быть прояснен посредством учета той традиции «ревности по Закону», которая возводилась ко множеству выдающихся деятелей израильского народа, начиная со времен пророка Илии и вплоть до Маккавейского восстания, а в особенности к одному из древних героев Израиля Финеесу[11]. В этом ключе к феномену ревности могли быть относимы действия и образ поведения очень разного характера и широчайшего смыслового спектра - от соблюдения фарисейских законов чистоты до противозаконного (естественно, с точки зрения римских властей) линчевания особо злостных нарушителей Закона[12].

Конечно невозможно отрицать, что в Иудее и Галилее в течении 1-ой половины I века (то есть еще до Иудейского восстания 66-73 годов) существовали разного рода группы, придерживавшиеся как насильственного, подчас даже военного, так и ненасильственного, подчас  выражавшегося просто пассивным недовольством, сопротивления римскому владычеству в Палестине. Первый вид зелотства проявлялся в убийствах римлян и проримски настроенных евреев (особенно входивших в элиту), разграблении их имущества, проповеди сопротивления оккупантам. Второй вид обнаруживался в мирных акциях протеста, вызванных теми или иными действиями римского наместника, нарушавшего обычаи и религиозные установления евреев[13]. Однако приходится на данном этапе изучения вопроса признать, что Симон, скорее всего, получил свое прозвище (не исключено, что так назвал его Господь или кто-то из Двенадцати[14]) либо за особо ревностное отношение к тем или иным предписаниям Закона, либо за свою критику римского правления, которая могла проявляться и в его участии в мирных акциях протеста, либо за приверженность какому-нибудь особо почитаемому в близких ему кругах учителю-фарисею или ессею. Но понятно, что за неимением каких-либо определенных исторических сведений о Симоне Кананите здесь можно строить лишь отвлеченные предположения.

В церковном предании византийского периода его часто отождествляли с апостолом Нафанаилом[15], что было обусловлено неверной интерпретацией слова «kananaios», трактуемого как «происходящий из Каны»[16].  


[1] Дата указана по старому стилю.

[2] Мк 3:18b; Мф 10:4; Лк 6:15.

[3] Мк 3:14b-15.

[4] Последнее упоминание «Двенадцати» встречается в Деян 6:2; после этого Лука использует лишь термин «апостолы» без уточнения того, имеются ли в виду все ученики из числа Двенадцати, избранных Господом, или только часть их.

[5] М. Дж. Уилкинc. Ученики // Словарь. Иисус и евангелия. М., 2003. С. 678.

[6] В Лк 6:13-16 и Деян 1:13.

[7] Й. Иеремиас. Богословие Нового Завета. Часть 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 93, прим. 19.

[8] Впервые это понятие прилагается к повстанцам, принимавшим одну из самых активных ролей в войне против Рима в 66-73 гг., в: Иосиф Флавий. Иудейская война, 4.161; однако речь о них он ведет и ранее, не называя их зелотами (Там же, 4.138-50 и др.).

[9] См. Иосиф Флавий. Иудейская война, 2.118, 433; 7.253-57; Он же. Иудейские древности, 18.4-10, 23-25, 102.

[10] D. Rhoads. Zealots. B. Who Were the Zealots? // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 6. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

[11] См. Числ 25:6-15, где рассказывается о проявлении Финеесом особой ревности в деле борьбы с идолопоклонниками (Стих 11: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей»).

[12] Как это имело место, в частности, в случае со Стефаном (Деян 7:58-60).

[13] Например, попытка Понтия Пилата внести штандарты с изображением императора в Иерусалим или его захват храмовой сокровищницы (Иосиф Флавий. Иудейская война, 2.9.2-3).

[14] Не исключено, что в таком прозвище присутствовал элемент иронии.

[15] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis  Aprilis, Maius // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 622, 671.

[16] Согласно Ин 21:2, Нафанаил был родом «из Каны Галилейской».

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9