Л. В. Уртадо. Nomina Sacra в рукописях Нового Завета. Происхождение Nomina Sacra
События

Слова, сокращенные подобным образом, делятся на три группы: четыре ранних, признанных и наиболее упорядоченно сокращаемых слова Ιησούς, Χριστός, Κύριος, Θεός[2]; три дополнительные понятия, появление которых, по-видимому, относится к более позднему времени и принципы сокращения которых носит менее упорядоченный характер πνεύμα, άνθρωπος, σταυρός, и, наконец, оставшиеся восемь, которые сокращаются по еще менее строгой системе πατήρ, υιός, σωτήρ, μήτηρ, ουρανός, Ισραήλ, Δαυειδ, 'Ιερουσαλήμ и дополнили список nomina sacra в последнюю очередь[3].

Обычно считается, что Людвиг Траубе в своей книге в 1907 привлек внимание представителей науки к этому предмету, ему также принадлежит авторство термина «nomina sacra»[4]. Среди ученых более близкого к нам времени Робертс подчеркнул исключительную важность nomina sacra как отличительную черту явления раннего Христианства[5]. Основные вопросы, связанные с этим понятием: зародилась ли эта письменная практика в дохристианских кругах, либо была изобретением христианского общества. А также, что стоит за этим явлением, и какой религиозного характера импульс привел к ее появлению. В этом очерке содержится предлагаемая мною точка зрения на то, как и почему появилось данное явление, и мое мнение, что данный феномен мог зародиться именно в христианских кругах.

I

Nomina sacra появляются в греческих, латинских, коптских, славянских и армянских источниках, таких как рукописи, надписи, обереги, а также иконы, вплоть до Средних веков[6]. В любом случае, особенно примечательно для исследования истоков Христианства то, что nomina sacra появляются даже на очень древних христианских рукописях, самые ранние из которых относятся к середине второго века н. э.[7] Эти особенным образом оформленные записи появляются в христианской документации, причем исключением являются те документы, которые носят личный характер[8] (письма, молитвы, магические тексты), либо ошибки, допущенные при небрежном письме. Они появляются в Христианских библейских рукописях, неканонических религиозных текстах, (например, фрагмент папируса Евангелия Эджертона), а также в ортодоксальных и неортодоксальных Христианских текстах (коптское Евангелие от Фомы, Деяния Петра, Деяния Иоанна)[9]. Все это говорит о существовании примечательной системы стандартизации которая противоречит широкому разнообразия, которое мы привыкли ассоциировать с ранними веками христианства[10].

Эти сокращенные слова имеют настолько определенную форму, содержание, и функцию, отличные от тех же характеристик других письменных феноменов, что их присутствие в рукописи может служить надежным признаком того, что документ имеет отношение к христианству. Nomina Sacra сокращены следующим образом: обычно это первая и последняя буквы слова в определенном склонении, с горизонтальной чертой над буквами – «подвешенная» форма.

 
 

Иллюстрация nomina sacra.

  1. Четыре наиболее ранних nomina sacra (период времени, начиная со II в. н. э.)

Ιησούς - сокращенная форма = Ις, Iv, «подвешенная» форма

= Ιη; смешанная форма = Ιης

Χρίστος - сокращенные формы = Χς, Χυ и т. д.

Θεός - сокращенные формы = Θς, Θυ и т. д.

Κύριος - сокращенные формы = Κς, Κυ и т. д.

  1. Другие nomina sacra:
 
 

И еще одна «ставрограмма» из рукописей P75, P66 (ок. 200 г. н. э.)

Это отличает nomina sacra от других сокращенных слов в не-христианских греческих рукописях, на остраках и надписей на различных поверхностях, которые обычно сокращены следующим образом: первая буква, или две первых буквы написаны, остальные же опущены, причем применяются определенные знаки сокращения («подвешенная» форма сокращения)[11].

То, что касается данного предмета, четыре ранних формы nomina sacra – божественные имена или названия, определяющие две центральные фигуры в ранних христианских формах поклонения (Господь Бог и Иисус), а остальные – религиозные термины, значимые в ранних христианских кругах, относящиеся к другим атрибутам веры и поклонения. Этот строго определенный набор слов, все из которых являются значимыми в раннехристианском религиозном словаре, ставят nomina sacra отдельно от языческих сокращений, которые являются обычными обиходными словами (напр. καί), а также другие термины, которые после длительного периода их использования заслужили признание, достаточное для того, чтобы позволить сокращенным формам бытовать как самодостаточные слова, несущие смысл (как, например, надписи, означающие имена императоров, титулы официальных лиц, в практике британцев, например HRH), или другие с легкостью распознаваемые слова, которые сокращались в том случае, если ставились в конце строки.

Это подводит нас к различению функции nomina sacra от функции не-христианских греческих сокращений. Обычной простой целью греческого не-христианского сокращение была экономия места (особенно для надписей), и/или экономия труда и времени (особенно в текстах и на остраках). Сокращения часто появляются в папирусах документального характера, но очень редко – в литературных текстах, за исключением пометок на полях, а также на экземплярах для личного использования ученых[12]. Часто сокращенные слова появляются в конце строки. Нет стандартной системы сокращения, и пишущие часто сокращают слова по своему усмотрению.

По сравнению с этим, nomina sacra не служат как, собственно, сокращения. Они не для того, чтобы экономить время или место. Они чаще появляются в христианских рукописях, подготовленных для официальных целей, таких, как публичное чтение – христианского эквивалента «литературных» текстов[13]. Как уже упоминалось, набор употребляемых слов – постоянен, и все из них имеют ясное религиозное назначение. Целью их использования является проявление религиозного почитания, при этом выделив священные слова на письме особым образом. В явлении nomina sacra мы сталкиваемся с замечательным проявлением древнего христианского поклонения, и эти письменные символы, возможно, являются одними их самых ранних артефактов становящейся христианской материальной культуры, дошедших до наших дней[14].

Происхождение nomina sacra относит нас ко времени рукописей, датированных ранее, чем вторым веком, скорее всего, относящихся к первому веку. Ко времени второго века, четыре божественных эпитета (’Ιησούς, Θεός, Χριστός, Κύριος) уже начинают последовательно записываться в форме nomina sacra, и даже при небольшой практике работы с письменными источниками возможно добиться значительных успехов при определении терминов, причем для их стандартизации потребуется, чтобы рукопись относилась ко времени не позднее конца первого века. Практика исследования аббревиатур в надписях с языческих объектов показала, что для создания системы кругом ученых, посвящающих себя данному вопросу, требуется около нескольких десятилетий.

Источник группа Вопросы библеистики


Другие публикации на портале:

Еще 9