Статья. Религиозное учение Никколо Макиавелли в современных интерпретациях: сравнительный анализ
События

Любимов С.Е. Религиозное учение Никколо Макиавелли в современных интерпретациях: сравнительный анализ // Вопросы философии. 2018. № 5.

 

Никколо Макиавелли – одна из самых влиятельных фигур в истории политической мысли. На протяжении многих веков он привлекал внимание императоров и королей, философов и писателей, политиков и священнослужителей. По словам Лео Штрауса, философия Макиавелли стала «…поворотным пунктом от идеализма к реализму в политической философии» [Штраус 2000, 34]. Благодаря афористичному языку Макиавелли обрел славу не только среди аристократов, но и среди простых людей.

Макиавелли известен как политический мыслитель, однако мало кто знает Макиавелли как религиозного теоретика. На протяжении веков у Макиавелли была не слишком хорошая репутация. Ему давали разные прозвища, такие как «учитель зла», «враг всего рода человеческого» [Фридрих Великий 2002, 36], а его политические работы были запрещены к прочтению всем набожным христианам Римской Католической церкви. В результате его религиозная позиция была забыта. С XVIII в. Макиавелли был слегка реабилитирован Жан-Жаком Руссо, который в работе «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» писал: «“Государь” Макиавелли есть книга для истинных республиканцев» [Руссо 1998, 45]. Но и в работах Руссо религиозное учение Макиавелли не рассматривалась.

Взгляды Макиавелли на религию важны не только для понимания его философии, но и для понимания Реформации в Германии. Макиавелли был старшим современником Мартина Лютера, однако исследователи XX в. не видели взаимосвязи между религиозными взглядами Лютера и Макиавелли. Например, эту точку зрения мы можем найти у Лео Штрауса, писавшего о «антихристианской и аморальной природе» философии Макиавелли [Strauss 1995, 67].

Сегодня есть несколько интерпретаций, пытающихся заново открыть религиозную концепцию Макиавелли, например, работы Г. Хэммилла [Hammill 2012], А. Гилберта [Gilbert 2013] и М. Вироли [Viroli 1998; Viroli 2010]. Вироли также демонстрирует важность учения Макиавелли для понимания Реформации и политической мысли Просвещения. Другие авторы также будут полезны для нашего исследования, но мы сосредоточимся именно на интерпретации Вироли.

 

1. Религиозная ситуация в Италии XVI в. и философия Макиавелли

 

Исторический контекст жизни Макиавелли

Макиавелли жил в те времена, когда христианство вообще и Римско-католическая церковь в частности стали терять свою власть. В Ватикане тогда правил папа Александр VI (Родриго Борджиа), который, по словам М. Вироли, был «...худшим папой в истории христианской церкви» [Viroli 2010, 228]. При нем «…кардинальские шапки открыто продавались, а сам папа напоминал скорее князя итальянского города-государства, нежели главу христианства мира» [Ibid].

Многие современные историки согласны с тем, что после папства Александра VI Реформация стала только вопросом времени. Например, Дж. Норвич пишет, что «Александр VI стал беспрецедентным примером коррупции, который превзошел даже грехи папы Иоанна XXIII и сделал Реформацию неизбежной» [Норвич 2014, 166]. Уже в конце XV в. доминиканский монах Джироламо Савонарола публично не признал авторитета папы. Александр VI смог дискредитировать Савонаролу и сжечь его как еретика, однако это был только первый случай, прямо подрывавший власть папы.

С 1494 г. началась война, которая резко изменила политическую и религиозную ситуацию в Италии. В это время король Франции Карл VIII пытался сместить Александра VI из-за обвинений в симонии и непотизме. В этом деле королю Франции не сопутствовал успех, но он создал прецедент: с этого момента практически каждый светский правитель мог созвать конкордат, чтобы сместить папу. Например, во времена папства Юлия II, который продолжал политику Александра VI, император Священной Римской империи Максимилиан I также пытался сместить папу и созвал для этого специальный совет в Пизе. Римско-католическая церковь потеряла престиж, светские правители не поддерживали её, как и простые люди.

 

Религиозная концепция Макиавелли

М. Вироли утверждает, что религиозная мысль Макиавелли связана с его учением о государстве. Религия объединяет людей в нацию через веру в Бога, как это было в начале Средневековья. Согласно Вироли, религия в философии Макиавелли призвана привить чувство справедливости людям и помочь им преодолевать трудности. Макиавелли ненавидел Римско-католическую церковь, которая была для него обителью зла, считал, что именно она привела Италию к падению. Однако религия в целом может быть полезным социальным институтом. В религиозной концепции Макиавелли, по словам Вироли, без Бога можно обойтись, а без церкви нет [Viroli 2010, 229].

Макиавелли видел коррупцию, которая преобладала в церкви и разрушала христианскую религию изнутри. Одним из основных понятий философии Макиавелли является virtu, которое обычно понимается как мужество или доблесть. Это понятие является проблемой для многих исследователей философии Макиавелли и понимается по-разному в каждой интерпретаторской традиции, в том числе в республиканизме и штраусианстве. Для республиканцев, таких как Джон Покок, virtu означает «политическую активность (гражданскую добродетель) граждан в государстве» [Pocock 2003, 43]. С другой стороны, Лео Штраус утверждает, что virtu – это «…ложная добродетель (для истинной добродетели он использует греческое слово ἀρετή), которая не приводит к процветанию государства, потому что это добродетель лишь одного человека, а не всего общества в целом» [Strauss 1995, 165]. М. Вироли предлагает новое определение virtu. Согласно его интерпретации, «virtu – это особое качество, которым обладает вооруженный пророк; и благодаря этому качеству он может объединить людей в нацию»; Вироли утверждает, что это «…сила, которая является основой Божьей дружбы» [Viroli 2010, 245]. (Впервые мы находим концепцию «вооруженного пророка» в главе VI трактата «Государь», которая называется «О новых приобретенных княжествах». В этой главе Макиавелли говорит о необходимости для пророка иметь армию: «…все вооруженные пророки побеждали, а безоружные были уничтожены».) Несмотря на кажущееся противоречие, Вироли пытается совместить республиканское и штраусианское понимание virtu, а также добавить новый, религиозный аспект.

По словам Г. Хэммилла, «…религиозная концепция Макиавелли является основой современной политической теологии» [Hammill 2012, 127]. Другие современные авторы не согласны с этим и говорят о «теогонии Макиавелли», а не о его религиозной мысли. Например, австралийский исследователь Х. Патапан утверждает, что религиозная концепция Макиавелли не является шагом вперед; напротив, она есть шаг в прошлое, потому что основана на теогонических идеях, восходящих к платоновскому корпусу и каббале [Patapan 2003, 187].

Макиавелли жил во Флоренции, которая была центром свободомыслия, где религиозные догмы не имели большой силы. Патапан утверждает, что двумя наиболее влиятельными предшественниками Макиавелли были Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Фичино возродил древний платонизм с уклоном в магию и астрологию, а Мирандола развил каббалистическую традицию с ее набором арабских, халдейских и прочих магических идей [Ibid., 188]. Конечно, идеи Фичино и Мирандолы выглядят ересью с точки зрения Римско-католической церкви; у Фичино были проблемы с папой Иннокентием VIII, а у Мирандолы с папой Сикстом IV.

По словам Патапана, Макиавелли видел, как Флоренция стала центром философии эпохи Возрождения и хотел быть ее частью. Исследователь указывает, что Макиавелли практически не использует термин «Бог» в своих политических работах. Даже природа человеческого действия Макиавелли объясняет взаимодействием гуморов в организме, которые действуют в соответствии с движением небесных тел. По словам Патапана, теория действия Макиавелли является ядром всей его политической мысли, а то, что он использовал в ней астрологическую концепцию, доказывает антирелигиозную направленность его философии [Ibid, 192].

Х. Патапан доказывает, что Макиавелли не хотел реформировать Римско-католическую церковь даже в качестве социального института, а хотел вернуть Италию во времена Римской империи, когда религия основывалась на магических ритуалах, а сама Италия была едина. Позиция Вироли менее радикальна: по его мнению, Макиавелли предложил реформировать церковь, а не устранять ее. Патапан, анализируя происхождение религиозной мысли Макиавелли, видит взаимосвязь между Макиавелли и Фичино, Вироли же видит подобную взаимосвязь между Макиавелли и Лютером.

Итак, предполагал ли Макиавелли отказаться от церкви или нет? Здесь Х. Патапан и М. Вироли приходят к противоположным выводам. Рассмотрим третью интерпретацию, принадлежащую Р. Бейнеру. Он соглашается с позицией Вироли, что Макиавелли предложил реформировать Римско-католическую церковь, ведь «…государство никогда не обходилось без религии, служащей его базой» [Beiner 1993, 620]. Однако Бейнер полагает, что Макиавелли видит самую серьезную религиозную проблему не в коррупции церкви. Важнее для него то, что церковь пытается доминировать в светских делах [Ibid, 622].

Согласно этой интерпретации, Макиавелли повлиял на Руссо и Гоббса, но не на Лютера и Реформацию как таковую. Р. Бейнер соглашается с заявлением Вироли и Патапана о возвращении Макиавелли к язычеству Римской империи и ее ценностям, таким как добродетель, доблесть и мужество. Однако Бейнер не пишет об астрологической и магической направленности мысли Макиавелли, и с этой точки зрения он ближе к Вироли, чем к Патапану. Он утверждает, что религиозная концепция Макиавелли была предшественницей «гражданской религии» Руссо и «иудаизации христианства» Гоббса [Ibid, 624]. Подобно Макиавелли, Руссо хотел создать своего рода республиканскую религию гражданского гуманизма, а Гоббс предложил подчинить церковь государственной власти, превратив ее в один из многих социальных институтов.

Объединяя все вышеперечисленные интерпретации, мы видим, что все они согласны с существованием религиозной мысли Макиавелли и видят суть этой мысли в возвращении к ценностям Римской империи, более полезным для объединения Италии, чем христианские ценности. Вироли и Бейнер доказывают, что Макиавелли предложил реформировать церковь как социальный институт, объединяющий людей. Патапан с этим не согласен, но аргументы Вироли и Бейнера кажутся более убедительными.

Читать статью полностью.

Источник vphil.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9