Изразцы в Сергиевом Посаде
События

 

 

Вот это – из наиболее раннего, XV-XVI век. Обнаружены эти архитектурные детали на  территории Троице-Сергиевой лавры, так что находятся сейчас в фондах самого Сергиево-Посадского музея. Вообще же проект межмузейный – в нем участвуют и  ГИМ, и Музей архитектуры, и Коломенское, и музей Нового Иерусалима, и  Абрамцево. Есть и вещи из частных коллекций. Наконец, среди участников – «Красноярская геоархеология» (благодаря их находкам мы можем составить себе представление о появлении изразцового производства в Сибири). Вот примеры изразцов из города Енисейска Красноярского края. XVIII век.

 

А вот пример северного производства.

 

Но вернемся сначала к  более раннему этапу. Ранний этап – это изразцы рельефные, с орнаментом или фигуративным изображением, но еще без цвета.

 

Но уже очень скоро цвет появляется. Что, наверно, понятно – собственными, природными  стройматериалами на Руси были дерево и белый камень, то есть вещи монохромные. Изразцы с глазурью помогли добавить в  архитектуру цвет. Сначала по преимуществу зеленый – и такие изразцы получили название «муравленых».

 

Дальнейшее развитие сюжета – изразцы с полихромной глазурью. Подмосковье, XVII век. Вот изразцы печные (изразцы стали к этому времени и приемом оформления интерьеров).

 

А вот архитектурные изразцы так называемого «коврового» типа. 

 

Любопытный прием, развивавшийся в мастерских Нового Иерусалима – так называемые «изразцы с  прилепами». Конец XVII века.

 

Начало XVIII столетия ознаменовано западноевропейским влиянием. Особенно заметно это на печных изразцах. Они, во-первых, становятся плоскими. А  во-вторых, в моду входит использование синего кобальта.

 

Еще примеры монохромных изразцов XVIII века.

 

Интересный сюжетный поворот начала XVIII столетия – в оформлении изразцов стали использоваться образы из популярного в то время издания «Символы и эмблемата». Обратите внимание – нередко на изразцах проставлен даже номер изображения.

 

Ну, а во второй половине XVIII века на изразцах вновь появляется многоцветье.

 

Во второй половине XIX столетия – новый поворот. Изразцы вновь входят в  моду с приходом стиля модерн. И тут уже подход не столько производственный, сколько авторский. Особенно отличалась здесь абрамцевская керамическая мастерская, деятельность которой связана прежде всего с именем Михаила Врубеля.

 

Но абрамцевский музей предоставил на выставку и другие любопытные экспонаты. В частности, изразцы, над которыми вместе с Врубелем работал, представьте, живописец Константин Коровин.

 

И уж совсем неожиданные вещи – экспериментальные изразцы советского времени. Это конец 1920-х – начало 1930-х годов.

 

Все эти интересности будут демонстрироваться до середины июля. Выставка изразцов открыта в здании Конного двора – это практически напротив главного здания музея.

Источник echo.msk.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9