Календарные заметки на 29 января: поклонение честным веригам апостола Петра" >
Календарные заметки на 29 января: поклонение честным веригам апостола Петра
Церковь совершает поклонение честным веригам святого апостола Петра.
Статья

Сегодня Церковь совершает уникальное по своему содержанию празднование — поклонение честным веригам апостола Петра. Если переводить на современный русский — «чествование драгоценных цепей апостола Петра». В Синаксаре Константинопольской Церкви X века относительно этого праздника говорится так: «Память святого апостола и предводителя апостолов Петра, в рамках которой совершаем также чествование драгоценной части цепей, в которые он был закован за проповедь веры»[1]. Получается, что праздник посвящен собственно воспоминаниям тюремного заключения Петра в Иерусалиме в правление царя Ирода Агриппы, как об этом рассказано в Деян 12:3-17. В указанном фрагменте своей книги Лука после упоминания о казни по приказу Ирода Агриппы[2] апостола Иакова Зеведеева рассказывает о заключении под стражу апостола Петра. При этом мотив ареста формулируется следующим образом: «...видя, что это (убийство Иакова — П.Л.) приятно иудеям» (Деян 12:3). Агрессивное поведение царя в отношении некоторых последователей Христа становится понятно из характеристики Агриппы, данной Иосифом Флавием, согласно которой этот царь «любил подолгу жить в Иерусалиме; он всегда в точности исполнял предписания законов. Во всем он старался точно соблюдать требования ритуала, и не проходило дня, чтобы он не совершил установленного законом жертвоприношения»[3]. То есть Агриппа был, судя по всему, большим ревнителем Закона Моисеева, что проявлялось естественно у него и в огромной любви к своему народу. Более того, Иосиф Флавий приводит также сведения о мероприятиях царя, которые могли быть направлены на усиление автономии Иудейского царства[4]. Это сразу же вызвало беспокойство в римских правительственных кругах, и вскоре после этого Агриппа внезапно и скоропостижно скончался. 

Все приведенные выше свидетельства могут служить указанием на усиление национал-патриотических настроений в Иудее в период правления Агриппы, непосредственным проводником которых был сам царь. Естественно, что такого рода процессы способствовали ухудшению положения тех христиан, кто вступал в прямые контакты с язычниками (пусть и симпатизировавшими, но не принявшими иудаизм, как в случае с сотником Корнилием). Такое поведение, скорее всего, могло расцениваться ревнителями Закона и иудейских традиций не иначе как подрыв национальных устоев и злостное нарушение Закона. Царю же это могло быть представлено как отвращение народа от благочестия и сеяние розни среди иудеев, то есть как, в конечном счете, смутьянство и предательство родины (впрочем, не исключено, что это была и его собственная инициатива). Скорее всего, поэтому дело не ограничилось просто тюремным заключением апостолов, а дошло до гибели Иакова, а потом чуть не привело к казни Петра. Таким образом, если прежде во время первой волны гонений Петр, а вместе и другие апостолы из Двенадцати (см. Деян 8:1) избежали преследований, то теперь он, вслед за Иаковом, превращается в глазах крайне законнически настроенных иудеев в одного из ренегатов, подобных Стефану и прочим эллинистам, при том еще и имеющего немалый авторитет среди последователей Христа. Арест Петра, к счастью, закончился для него освобождением, однако, апостолу, согласно Деян 12:17, приходится бежать из Иерусалима, и, возможно, даже покинуть Палестину.

Что касается сегодняшнего литургического торжества, стоит сказать еще несколько слов относительно времени и повода его установления. Причиной очередной раз вспомнить первоверховного апостола стало перенесение цепей, или вериг, которыми Петр был скован во время упоминавшегося выше тюремного заключения (что, вероятно, основывалось на предании Иерусалимской Церкви). Это перенесение из Иерусалима в Константинополь произошло, согласно ряду источников[5], в правление императора Феодосия Младшего (408 - 450 годы правления) по инициативе его супруги императрицы Евдокии. В Синаксаре говорится, что цепи перенесены были «в храм святого Петра, находящийся внутри Великой Церкви, где и совершается соборное богослужение [по случаю] этого праздника». Скорее всего, день принесения цепей — 15 января (даты приводятся по старому стилю) — в святой Софии и стал днем чествования, или поклонения, честным веригам. 

Похожий, а, может быть, и тот же самый праздник (то есть чествование цепей римского заключения) совершается издревле и в западно-христианском мире. В Римском Мартирологе Ц.Барония (XVI век) 1 августа значится праздник почитания цепей святого Петра. Этот праздник изначально связан, вероятно, с событием освящения церкви апостола Петра, построенной на Эсквилийском холме где-то в конце IV или в 1-ой половине V века. Эта церковь была перестроена римским папой Сикстом III (занимал папский престол в 432 - 440 гг.) на деньги семьи византийского императора. Но не совсем ясно, было ли 1 августа датой освещения этой церкви после постройки или после указанного демонтажа. По мнению Дюшена, вполне возможно, что эта дата была выбрана для замещения древнеримского языческого праздника в честь Марса, приходящегося на этот день. В этой церкви, которая впоследствии стала известна под названием «Святого Петра в цепях» (Santo Pietro in Vincoli (итал.)), примерно с IV века хранились цепи, в которые был закован апостол Петр (собственно, имеются в виду несколько звеньев цепи). Таким образом, церковь могла довольно рано получить название ad Vincula (лат. — «в цепях)[6]. Существует также предание о том, что Евдокия переслала одну из цепей, в которых был заключен в Иерусалиме святой Петр (после их обретения), своей дочери Евдоксии, которая была женой императора Западной Римской империи Валериана III. Собственно ей, по этому преданию, и приписывается строительство церкви «Святого Петра в цепях»[7].


[1] Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 395. Кстати сказать, в тексте Синаксаря имеется неточность: неверно указывается, что Ирод, заключивший в тюрьму Петра, «был правителем четвертой части державы отца», тогда как он был, на самом деле, царем всей Палестины. Кроме того, здесь явно смешивается Ирод Антипа с Иродом Агриппой, отец которого не был царем вообще (см. Иосиф Флавий. Иудейская война, 1.28.1; 2.9.5 (пер. Я.Л.Чертка)) .

[2] В 38-39 годах — тетрарх, правитель Батанеей и Трахонеей; в 39-41 годах — также правитель Галилеи и Самарии; в 41-44 - правитель всей Палестины (примерно в границах державы Ирода Великого).

[3] Иосиф Флавий. Иудейские древности, 19.7.3.

[4] Укрепление оборонительной мощи Иерусалима; попытки создания коалиции подвластных Риму царей, вероятно, с перспективой отделения при удобном случае от Рима или, по крайней мере, усиления своей политической независимости (см. Иудейские древности, 19.7-8).

[5] Прежде всего, согласно показаниям уже цитировавшегося Синаксаря Константинопольской Церкви, а также Месяцеслова императора Василия II (Maenologium graecorum Basilii Parphirogenetus // PG 117. Col. 260-261), в котором, в частности, и уточняется, что это чествование одной из двух цепей, что указывает, по мнению архиепископа Сергия (Спасского), на пребывание второй цепи в то время в Риме (Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 26-27). Также см. комментарии Смита к Мартирологу Беды Достопочтенного со ссылками на источники и других исследователей в: Beda Venerabilis. Martyrologium // PL 94. Col. 993-994.

[6] Ссылка на Дюшена и сведения, относящиеся к вопросу происхождения праздника цепей святого Петра в Риме взяты из: J.P. Kirsch. Saint Peter, Prince of the Apostles // The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company, 1911. - http://www.newadvent.org/cathen/11744a.htm

[7] Архиепископ Сергий (Спасский). Там же, с. 26; еще см. Beda Venerabilis. Martyrologium // PL 94. Col. 993-994.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9