Академические годы Высокопреосвященейшего Симона (Новикова), митрополита Рязанского и Касимовского" >
Академические годы Высокопреосвященейшего Симона (Новикова), митрополита Рязанского и Касимовского
В представленной статье содержится очерк о жизни митрополита Симона, о годах его обучения в стенах Московских духовных школ, о его деятельности в последующие годы, также приводятся отзывы о нем его современников. Очерк составлен на основе личного дела митрополита, хранящегося в архиве МДА.
Статья

После блаженной кончины митрополита Симона в 2006 году в церковной среде наметился интерес к изучению его жизни и деятельности. Совсем недавно открылся музей, посвященный памяти митрополита Рязанского и Касимовского Симона, в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской области. Однако до сих пор отсутствует более-менее полная биография, список его публикаций и научных трудов. Ряд небольших биографических заметок размещен в сети Интернет, однако вряд ли они могут удовлетворить любознательного читателя. Большим успехом в изучении деятельности владыки Симона стал сборник, посвященный его памяти, «Ангел добрый»[1]. Однако годы пребывания в стенах Московских духовных школ и обители преподобного Сергия до сих пор остаются белым пятном. Обычно указываются общие данные: учился, преподавал, был инспектором[2]. А ведь митрополит провел в «большой келии» преподобного Сергия 21 год своей жизни. И именно здесь возрастал будущий рязанский архипастырь.

В нашей краткой статье мы лишь только положим начало изучению лаврско-академического периода жизни и деятельности митрополита Симона, и надеемся, что эта нетронутая еще пока историками тема найдет своего исследователя. Нашим основным источником послужило личное дело, хранящееся в архиве МДА[3]. Однако для полноты исторической картины будущим исследователям потребуется изучить воспоминания современников, часть которых уже записана и издана, остальное же придется собирать по крупицам, опрашивая тех, кто еще помнит те времена.

Будущий митрополит, в миру Сергей Михайлович Новиков, родился в 1928 году в верующей крестьянской семье. Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было еще двое детей: дочь Нина и сын Александр. Окончил он 8 классов Вятской средней школы Некрасовского района (1942), затем Ярославский химико-механический техникум (1947), работал электротехником, помощником начальника электроцеха на заводе резино-технических изделий в г. Ярославле. С 1949 года пел на клиросе и вскоре познакомился с иеромонахом Авелем (Македоновым), иеромонахом Никодимом (Ротовым — будущим митрополитом), а затем и с архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым), который рекомендовал его для поступления в семинарию.

Получив благословение Владыки Димитрия и уладив дела на заводе, Сергей Новиков едет поступать на учебу в семинарию в Троице-Сергиеву Лавру.

В рекомендации к поступлению Архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий со слов его духовника иеромонаха Авеля (Македонова) писал, что Сергей Новиков «является человеком церковным, глубоко-верующим, любящим храм Божий...»[4].

Успешно преодолев вступительные экзамены, Сергей в сентябре 1951 г. был принят в Московскую духовную семинарию. В конце обучения в семинарии ему было присвоено звание регента церковного хора, о чем ему было выдано соответствующее свидетельство за подписью ректора, инспектора и секретаря ученого совета.

В 1955 году окончил семинарию по первому разряду и рекомендован советом Академии к поступлению в академию. В личном деле есть следующая характеристика, данная после окончания семинарии инспектором МДС проф. Н. Доктусовым: «Староста класса. При средних способностях и добром прилежании все время учился очень хорошо. Спокойный, уравновешенный. Отзывчивый, благонравный, аккуратный. Охотно и много помогал другим воспитанникам — товарищам. Примерного поведения. Очень религиозный. Любит посещать лаврские богослужения, даже в дни, необязательные для посещения»[5]. После окончания первого курса академии распоряжением ректора был премирован 6 июня 1956 г. «за отличные успехи в регентском классе, за руководство пением в десятках и столовой» 150-ю рублями. В академии его курсовым наставником был профессор протоиерей А.А. Ветелев. Третий курс Сергей закончил на одни пятерки. 6 декабря 1958 года, будучи студентом последнего курса академии, он обратился к ректору прот. Константину Ружицкому с просьбой ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) о пострижении его в монашество.

Инспектор МДА архимандрит Леонид перед пострижением дал ему следующую характеристику: «В течение всего времени обучения в Семинарии и Академии имел отличную успеваемость и проявлял образцовое поведение, являясь примером для всех учащихся, бессменно был старостой класса, затем курса. Спокойный, уравновешенный. Отзывчивый и благонравный. Очень аккуратный и исполнительный. Охотно помогал своим товарищам. К начальству и преподавателям относится с почтением. Глубоко религиозный. Любит посещать Лаврские богослужения, даже в дни, необязательные для учащихся. Подал прошение о пострижении в монашество, о чем в течении года неоднократно говорил с Инспектором»[6]. На прошении ректора о пострижении Сергея Новикова Святейший Патриарх собственноручно написал: «Бог благословит, с дальнейшим причислением к братству лавры, поэтому пострижение совершит в лавре о. наместник»[7].

Вскоре 17 декабря 1958 г. Сергей был принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, а 28 декабря наместником архимандритом Пименом (Хмелевским — будущим епископом Саратовским) пострижен в монашество с именем Симон — в честь преподобного Симона, ученика преподобного Сергия.

18 января 1959 г. рукоположен во иеродиакона, 12 апреля — во иеромонаха епископом Дмитровским Пименом (будущим Патриархом).

В 1959 г. окончил академию и успешно защитил кандидатское сочинение по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему: «Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета».

Остался при академии сначала преподавателем церковного устава, затем в период 1961 г. по 1972 г. в разное время преподавал в академии историю Древней Церкви, историю Греко-Восточной Церкви, практическое руководство для пастырей, а также Византологию.

Одновременно с преподавательской деятельностью продолжал служение в числе братии Троице-Сергиевой Лавры до 1964 года, когда был назначен настоятелем Преображенского храма Троицкого подворья в Переделкино. В это время часто бывал по должности в загородной резиденции Святейшего Патриарха Алексия. Иногда пел на клиросе в домовой церкви, встречал гостей[8].

В 14 октября 1964 г. утвержден в должности доцента по кафедре византологии. А 27 октября 1965 года по представлению председателя учебного комитета Святейший Патриарх Алексий назначил архимандрита Симона инспектором МДАиС.

На Пасху 1967 года награжден патриаршей грамотой.

В годы его инспекторства ректором академии был епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), секретарем совета прот. Алексей Остапов.

Ко дню Св. Пасхи 1969 г архимандрит Симон награжден Святейшим Патриархом правом служения Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче Наш...». Помимо уже указанной деятельности, будущий митрополит жертвовал книги в библиотеку и ценные вещи в ЦАК, за что ему была несколько раз выражена письменная благодарность. В 1971/1972 учебном году он был классным наставником 4 класса семинарии. Участвовал в подготовке поместного собора 1971 года. За годы преподавательства в МДАиС им было написано 27 отзывов на кандидатские сочинения.

14 октября 1972 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Покровском академическом храме архимандрит Симон был поставлен епископом Рязанским и Касимовским. Хиротонию возглавил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (будущий Патриарх), ему сослужили архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий, архиепископ Дмитровский Филарет, епископ Ташкенский и Среднеазиатский Варфоломей, епископ Саратовский и Волгоградский Пимен и епископ Виленский и Литовский Анатолий. В рапорте Святейшему Патриарху Пимену перед рукоположением во епископа ректор МДА епископ Дмитровский Филарет дал архимандриту Симону следующую характеристику: «Архимандрит Симон является примерным монахом, он ревностный служитель Алтаря, искусный проповедник. Как инспектор, очень хорошо ведет воспитательское дело в Московских Духовных школах, пользуется заслуженным уважением всего коллектива наших школ. Большой труд о. Симон несет по линии представительской работы академии. Он очень успешно проводит встречи и беседы с иностранными гостями, проявляя при этом гражданственность и патриотизм».[9]

Таким образом, 21 год провел будущий митрополит Симон в Троице-Сергиевой Лавре и МДА. Но и после поставления на Рязанскую кафедру и отъезда Владыки в Рязань его связи с академией продолжались. Так, он старался поддерживать свою «Альма-матер», в том числе пожертвованиями, книгами и ценными вкладами в Церковно-археологический кабинет МДА. В запасниках бережно хранится красивый альбом выпускников Академии 1916 года, подаренный Владыкой Симоном. А в 2002 году ко дню тридцатилетия архиерейской хиротонии митрополит Симон был избран почетным членом Московской духовной академии (Журнал Совета Академии от 30 августа 2002 г.)

Будущему Владыке Симону судил Бог учиться в Московских духовных школах во времена, которые уже становятся легендарными. Его учителями и соратниками были многие достойные пастыри, церковные деятели и профессора, такие как протоиерей Константин Ружицкий, протоиерей Алексей Остапов, протоиерей Александр Ветелев, А.П. Доктусов, Н.М. Лебедев, Н.И. Муравьев, И.Н. Шабатин, А.И. Георгиевский, В.Д. Сарычев и многие другие. Увы, вне страниц личного дела, да и нашей статьи остается его христианское восхождение к Богу, о котором ведает Бог, да могут догадываться те, кто был ему близок в те годы.



[1] Ангел добрый. Памяти митрополита Симона. Рязань, 2009.

[2] Ангел добрый. Памяти митрополита Симона. Рязань, 2009. С.13.

[3] Архив МДА. Личное дело инспектора архимандрита Симона (Новикова). Страницы в деле, увы, не нумерованы, посему здесь и далее страницы не указываются.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Дневниковые записи. 1961 - 1965. Машинопись. Библиотека МДА. С 227, 234.

[9] Архив МДА. Личное дело инспектора архимандрита Симона (Новикова).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9