Секреты домонгольского шитья живы
События

Один в шитье не воин


Вышивание икон - ремесло древнее, на Руси известное еще с домонгольских времен, удивительным образом сохранившееся в наш век айподов и фейсбуков. Шитье всегда было особым миром. Еще в древние времена это было занятие для элиты: княжеских жен и дочерей, из чьих рук выходили произведения такой художественной ценности, что их потеря во время пожаров отмечалась в летописях. Сегодня лицевым шитьем занимаются тоже не все, но избранные. Специалистов в области лицевого шитья совсем немного. Люди из этого мира так близки и дружны между собой, что даже открытие выставки неминуемо превращается в задушевный разговор. Официоза просто не получается. Директор Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Галина Александровна Стоенко говорит на открытии о молитвенной жизни женщин в стародавние времена, о том, что на этой выставке мы «милостью Божией имеем возможность увидеть единое молитвенное горение» древних мастериц и современных вышивальщиц, о том, что это не какая-то «очередная выставка», а выставка, в которую ее кураторы вложили всю душу. 


Антипендиум, или одеяние на Престол, в древности был свой на каждый из 12 праздников церковного года. Мастера специально сделали его красным, что бы Престол был заметен в алтаре даже из глубины храма. На иконах он так и изображается: всегда ярким, пылающим.

Среди участников есть и свои герои: это те, кто реконструирует утерянные секреты шитья, кропотливо сидит над изнанками древних тканей в реставрационных мастерских. (По изнанке можно понять, как «устроена» техника шва.) Например, Ольга Фищук, она реконструировала домонгольский шов «на проем», после того как исследовала изнанки оригинальных археологических предметов из собора Софии Киевской, в результате среди многих икон, представленных на звенигородской выставке, есть и ее - икона мученика Валерия, фон которой выполнен тем самым когда-то утерянным домонгольским швом. 


Директор Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Галина Александровна Стоенко.

Сама выставка проходит в Царициных палатах монастыря, то есть основном экспозиционном помещении музея. Это как раз там, где когда-то царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, тоже вышивала в своей светелке. Кроме героев можно тут встретить и простых работяг: учеников, иконописцев, которые наносят рисунок на ткань, в мире лицевого шитья это особенные люди, они знают, как сделать так, чтобы ткань фона и направление стежков дали наиболее выгодный отлив цвета под разным освещением. Лицевое шитье – ремесло «командное», то есть предполагает совместный труд целой группы людей. Сначала надо все спланировать. Заранее рассчитать цвета, их сочетания. Нитки, ткани красятся натуральными пигментами вручную. Оттенок надо тоже рассчитать, что иногда сделать совсем нелегко. Например, знаменитый синий цвет «индиго» добывается из растения. Но проблема в том, что полученное вещество не растворяется в воде. Для того чтобы окрасить ткань таким цветом, из растения делают раствор желтого цвета, в нем и красят. Высыхая, желтая ткань синеет. Индиго возвращается в свое первоначальное состояние. 


Закладки для богослужебных книг — особо тонкая работа.

Детали в вышивке тоже важны, они могут заставить привычный цвет «зазвучать» по-другому, они придают тревожность или спокойствие, вызывают в душе праздничный трезвон или сосредоточенное настроение поста. Именно детали, правильно рассчитанные мастерицей, создают тот цельный образ, который мы воспринимаем и чувствуем. 
На каждую работу у вышивальщицы уходит не менее двух лет. А на большие работы может ухнуть и десяток. «Вы думаете, это что? – спрашивает меня один из организаторов выставки и вдохновитель Центра традиционного российского искусства и ремесла "Сень" Александр Билецкий, показывая на покрова и пелены (ударение в этом слове ставится на первый слог). — Это же вся жизнь!» 


(фотография с выставки) Так же как и для писаной иконы, для вышитой иконы нужна прорись.

Овеществленная молитва


Надя, Лена и Юля приехали на выставку из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где они учатся на отделении лицевого шитья Иконописной школы при МДА. В работах, выставленных на выставке, есть и доля их труда. Молодые девушки, действительно как будто только что вышли из светлицы. «Вы когда в отпуск или на каникулы ездите, вышивку с собой берете?» – мне, как человеку постороннему, кажется, что это счастье: в отпуске, на ромашковом поле вышивать, вышивать, вышивать под песни жаворонка. Оказалось все не так. «Нет!» — получаю я синхронный ответ. «Хорошо, а вы вообще вышиваете, как говорят, для души?" Мой вопрос они не сразу понимают. — «Ну, вы крестиком цветочки вышиваете?» «Понимаете, если занимаешься лицевым шитьем, уже ничто другое не интересно становится, — стараясь меня не обидеть, начинает рассказывать самая тихая и хрупкая девочка Юля. — Ведь за каждой иконой или работой целый бесконечный мир, который просто невозможно до конца изучить. Тут и искусствоведение и история и богословие и техника. Представляете, сколько существует швов, которыми можно вышить только фон? Конечно, люди вышивают иконы крестиком, но это как напечатанная на бумажке иконка по сравнению с иконой написанной иконописцем». Она не договорила, что любая мастерица лицевого шитья еще постоянно молится. Перестаешь молиться, шов становится неровный, лик грубый и приходится все перепарывать. Как сказала заведующая отделением Марина Владимировна Бирюкова «мы все время шьем и порем, шьем и порем». Юля не удерживается от рассказа: «Я однажды шила лик Спасителя, и у меня очень неровно получалось. Мне говорят, мол, что же ты, Юля, посмотри! У тебя вот тут хорошо, а тут неаккуратно получилось! Не удивительно, отвечаю я, тут я Евангелие слушала, а тут Аню!» Юля переводит смеющийся взгляд на подругу. 


Святитель Тихон, патриарх Московский. В вышивке этой иконы участвовало двенадцать человек. Вышивали ее 4 года. Каждое клеймо вышито отдельным мастером.

Марина, вышивальщица из мастерской при Благовещенском соборе Боровска. Она человек семейный. «Как же вы этим занимаетесь, если все время молиться надо? Как же ваша семья?» — опять я лезу со своими вопросами. «Так и хорошо, – улыбается Лена. — Я всех уложу, накормлю, и вышиваю. Наконец наступает время, когда я могу спокойно помолиться о всех них». 


Клеймо "Обретение мощей святителя Тихона". Сестры мастерской вышили среди предстоящих и игумен Дорофея, своего наставника в Академии, который действительно присутствовал при этом событии. "Мы даже подписали его! Но незаметно, в тон фона. Для истории" — говорят вышивальщицы. Ощущение себя частью истории — тоже особенность этого церковного искусства. Сколько я ни вглядывалась, не смогла опредлить, где находится эта надпись. Наверно это могут увидеть только специалисты, и то с изнанки. Слева на переднем плане изображен отец Кирилл Павлов, справа Патриарх Алексий. Дьякон — соборный образ всей Церкви.

«Удивительно! – восхищается Евгений, иконописец, который выполняет для мастериц «знаменование», то есть нанесение рисунка иконы на ткань. – Тут нет ни одной копийной работы!» Творческий потенциал у лицевого шитья огромен. Огорчает одно – небольшой спрос на ручное лицевое шитье в российских храмах. Марина Владимировна говорит, что сейчас мастерские в основном распределены так, что основные силы находятся в столицах и крупных городах. Когда-то шитье, наряду с традиционной иконописью, являлось полноценной частью церковного пространства, шитые иконостасы использовались в походных военных храмах, шитые иконы и хоругви на крестных ходах, впрочем и сегодня шитье может быть достаточно востребовано: «В храмах сейчас писаных икон очень много, а вот шитья мало — подчеркивает Марина Бирюкова. — Покровы, облачения, воздухи, хоругви – недостает всего, что нужно для литургической жизни». 


Иконописец Алексей Чекматов при прорисовке этого клейма решил изобразить красноармейцев не злобными демонами, а не понимающими, что творят, людьми. А что бы не изображать пятиконечную звезду на иконе, он буденовку красноармейца справа всю покрасил в красный цвет, сказав что "на воре шапка горит".


С каждым новым рассказом о истории работ нам открывались все новые и новые детали этого древнего искусства.


Икона Иверской Божией Матери (автор: Буканева Елена). Практически не заметен дробный галунчик по краю каймы. Золотая нить в нем чередуется с серебряной. Эта деталь создает праздничное настроение иконы.




Вышивка жемчугом детально проработана мастерицей. На концах букв особенно крупные жемчужинки для эффекта нажима письма от руки, канва обшита жемчугом "в разбивку", а не плотно, чтобы жемчужинки играли каждая отдельно; в остальном рисунке жемчуг наоборот, плотно лежит друг к другу для создания единой линии. Так продуманная игра деталей создает целый образ. Мы же, не посвященные в тайну, можем только сказать: "Как красиво!"


Лик Спасителя вышит на закладке. Очень тонкая работа. В лицевом шитье зачастую на один миллиметр приходится шесть и более стежков. (автор: Бригеда Анна)


Кайма вокруг "средника" (основного изображения) — единственное место, где вышивальщица может дать волю фантазии. Конечно, если там не предполагается надпись. Орнамент этого "Знамения" на воздухе навеян витражами Калининграда, любимого города автора работы.



Мастера покрасили нитки более интенсивными оттенками для того, чтобы рисунок не потерялся в полумраке храма. Золотой крест в таком освещении будет выделен особым мягким мерцанием.


Святой Пафнутий Боровский работы мастериц из мастерской Благовещенского собора Боровска. Весь собор этого города украшен шитьем. Фон иконы из непрокрашенной ткани. Синий цвет — крашеные нитки. По своей яркости этот цвет выполняет роль украшения из драгоценного камня.


Марина Михайловна Орлова (справа) - руководитель мастерской в Боровске.


Оказывается, считается очень сложно вышить на иконе Спасителя плавный переход лика в бороду. На этой иконе это получилось.


Это учащиеся отделения лицевого шитья Иконописной школы при МДА. Они приехали на выставку из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В работах, представленных на выставке, есть и доля их труда. Молодые девушки действительно как будто только что вышли из светлицы.


— Конечно, люди вышивают иконы крестиком, но это как напечатанная на бумажке иконка по сравнению с иконой написанной иконописцем.






В музее после выставки нас угощали пирогами из печи и чаем из трехведерного самовара.


В храме можно увидеть и чеканку, и роспись, и резьбу, все это люди стараются сделать руками, наиболее творческим для человека способом. И только шитье пока в опале. Хотя когда слышишь: "лицевое шитье", сразу представляешь кропотливые руки мастерицы. (фотография с выставки)

Ирина СЕЧИНА

Источник: www.nsad.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9