Какова роль епархиальных съездов в подготовке к Великому Собору?
События

Эфир 28 июня 2017 г., 10:30

АУДИО Слушать запись

 

Александр Мраморнов:

Сегодня мы беседуем с профессором Колумбийского университета Екатериной Евтуховой, которая является специалистом по истории России, по истории Русской Церкви. И не так давно изучала материалы епархиальных съездов, которые отчасти подготовили то соборное движение, которое привело в августе 1917 года к созыву Собора.

 

Ваше мнение о значении епархиальных съездов? Насколько они вели к тому, чтобы собрался Собор 1917-1918 гг.? Насколько они были полезны? И насколько – вредны?

 

Екатерина Евтухова:

Я не берусь окончательный ответ давать, я сама еще нащупываю материал. Дело в том, что епархиальных съездов было очень много. Может быть, не все слушатели знают, в чем они вообще состояли. Это съезды, которые в данном случае в экстренном порядке были созваны для выбора делегатов на Поместный Собор. Эти съезды имели место весной 1917 года, обычно с мая по август.

 

Александр Мраморнов:

И ряд съездов удалил архиереев.

 

Екатерина Евтухова:

Мне кажется, что это не единственный вопрос, который надо задавать.

 

Александр Мраморнов:

Да, конечно.

 

Екатерина Евтухова:

Я пару лет тому назад написала статью, в которой просто рассматривала то, как в епархиальных «Ведомостях» отражались заседания этих епархиальных съездов в двух местах: на материале Тобольской епархии и Нижегородской. И там атмосфера была разная и общие вопросы были разные. Расстояние от центра разное, и много чего. Первоначально мне было просто интересно, какая была атмосфера, что там произошло и как это вписывалось в революционную ситуацию. А сейчас, поскольку такой уникальный случай обсудить именно подготовку к Собору, я хотела задать вопрос: не только как это вписывалось в общую историческую ситуацию, а являлись ли они подготовкой к Собору (не только Предсоборное присутствие – центральный механизм, который мы знаем уже). Происходило ли там что-нибудь реальное, что потом как-то отразилось на работе Собора? И я конечно не могу окончательно ответить, потому что нужно тогда просмотреть абсолютно каждый епархиальный съезд по всей России. Пока эта задача не выполнена. Но я могу предсказать результат. Мне кажется, что они играли реальную роль. Может быть, самое важное – это не только интерес к местным епархиальным делам, а то, что обсуждались вопросы общенационального значения. Интерес к включению мирян в соборный процесс и выборное начало. Факт тот, что включение мирян, а не только клира в этот Собор – это было очень существенно, это была радикальная мера. Мне интересно тоже, что в процессе исследования я увидела, что на местах очень часто мгновенно формировались партии и были очень конфликтные ситуации и это мне объяснило, в каком-то смысле, то, что я видела прежде, в материалах большого Собора. То есть именно то, что они очень боялись партийности.

 

Александр Мраморнов:

Но на съездах фактически была партийность.

 

Екатерина Евтухова:

Была. Почти с первого момента появлялись какие-то оппозиционные движения на местах.

 

Александр Мраморнов:

И на большом Соборе сумели этого избежать.

 

Екатерина Евтухова:

Вроде как да.  Еще один вопрос, который у меня возникает: каково взаимодействие между центральной властью – Синодом, потом Собором, и вот этими епархиальными съездами?  И как раз Вы читали очень интересный доклад, на примере Саратова, как меры Собора отразились на жизни епархиальных советов во время гражданской войны. Это почти неисследованный вопрос.

 

Александр Мраморнов:

Мы можем говорить, что вот эта соборность стихийная – это был какой-то новый этап или уровень соборности в истории России? А до этого, как Вы видите, была соборность?

 

Екатерина Евтухова:

Это такой вопрос! Это надо целый цикл лекций прочитать…

 

Александр Мраморнов:

Все-таки, как Вы видите, как исследователь, роль соборности в русской истории?

 

Екатерина Евтухова:

Соборность – это концепт XIX века, связан со славянофилами и так далее…

 

Александр Мраморнов:

Это теоретически. А практически?

 

Екатерина Евтухова:

Соборное начало существовало. И оно воплощалось, скажем, после февраля 1917 года, в ближайшие месяцы – явно был восторг, что это стало возможным.

 

Александр Мраморнов:

Революция, в принципе, сейчас оценивается многими исследователями негативно. Февраль запустил механизмы разрушения России – такая точка зрения часто побеждает. А глядя на церковные вопросы, вопросы церковно-государственных отношений: то, что соборность выходит на первый план – это хорошо?

 

Екатерина Евтухова:

Несомненно то, что Церковь обрадовалась. Она почувствовала, что она теперь может действовать. Революция же была не одна. Вопрос соборного начала, конечно, поднимался в революцию 1905 года. Несомненно, что Церковь к Февралю отнеслась положительно.

 

Александр Мраморнов:

Очень часто пишут, что соборность – некое исконное начало вообще русской цивилизации. Когда за границей изучают Россию, говорят ли о соборности?

 

Екатерина Евтухова:

К сожалению, сейчас вообще тема Церкви – я не скажу, что на первом плане.

Источник http://www.grad-petrov.ru


Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru

Поддержим проект для слабовидящих и незрячих детей http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75317

Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью (свт. Иоанн Златоуст).


Другие публикации на портале:

Еще 9