465-летие посещения царем Иоанном IV Грозным Троице-Сергиева монастыря перед выступлением на Казань в 1552 г.
События

Связь Троице-Сергиева монастыря и царя была очень прочной.

Крещение и брак

В данной обители он был крещен. В сознательном возрасте великий князь Московский часто бывал здесь, прося в молитвах покровительства у преподобного Сергия. Венчался на царство он, как известно, в январе 1547 года в Московском кремле. Не прошло и десяти дней после этого, как царь Иван IV отправился в Троице-Сергиев монастырь на молитву. 3 февраля того же года он впервые вступил в брак, а уже через две недели он (пешком, несмотря на лютую зиму!) вновь отправился в паломничество в обитель.

По распоряжению Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю был подчинен монастырь Покровский, расположенный там, где теперь выросло Хотьково. По приказу Ивана Васильевича были выстроены вокруг обители мощные стены (очень пригодившиеся потом в годы Смутного времени). А позднее по его же распоряжению возведен был в будущей Лавре и каменный Успенский собор.

 

Воинские победы

Всем хорошо известно, как помогли монахи Пересвет и Ослябя походу на татар св. блгв. князя Димитрия Донского. Менее известно, что когда Иван IV отправился «воевать» Казань, в его войско в самый разгар осады явился монах Троице-Сергиевой обители Адриан (Ангелов) с иконой Богородицы, чтобы поднять дух атакующих войск. И не случайно после взятия Казани царь повелел построить там монастырь именно в честь преподобного Сергия. Впрочем, от насельников Сергиевой обители слышал он не одни только одобрения. И не всегда, к сожалению, самодержец их слушал.

Князь Андрей Курбский, впоследствии заклятый враг государя и, выражаясь современным языком, «невозвращенец» из Польши, а вначале один из ближайших друзей царя рассказывал вот что. Своего первенца царевича Димитрия Иван Васильевич крестил в этом монастыре.

Перед тем как выступить с войском на Казань в 1552 году, Иван Грозный посетил Троицкий монастырь и отстоял молебен.

history-996-99.jpg

После взятия Казани царь перенес тяжелую болезнь и, выздоровев, решил уйти в длительное паломничество по разным монастырям, взяв с собой и малыша-наследника. В то время в обители находился Максим Грек, выдающийся деятель Церкви (впоследствии канонизированный). В обитель его перевели после долгого заключения – его пытались обвинить в ереси. Он обратился к царю, обращая внимание на то, сколько ратников полегло в войне с Казанским ханством. У погибших остались дети-сироты, родители, которым некому было помочь. Долг царя, по мнению Максима Грека, заключался в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить им поддержку. Но в характере Ивана Васильевича проявилось упрямство, которое позднее перерастет в манию. Он ответил отказом. Тогда, по словам князя Курбского, Максим Грек велел передать государю: «Если он не попечется об устройстве сирот и бесчадных, то у него самого Бог отнимет сына». Так вскоре и случилось: Димитрий погиб, прожив всего два года...

В 1556 году на богомолье именно в Троице-Сергиевом монастыре царь получил радостное известие о взятии Астрахани (возможно, в память об этом Иван IV повелел покрыть золотом купол Троицкого собора монастыря). Но годы удач уходили в прошлое. Впереди были лютые времена опричного террора и неудач в войнах.

Первый на Руси

Отношения Ивана IV с Троице-Сергиевым монастырем были доста­точно сложными и противоречивы­ми, как и его отношения вообще с Церковью. Царь уличал монахов в несоблюдении монастырских уста­вов, предпринимал попытки ограни­чить землевладение монастырей; среди замученных и казненных в «опричной столице» – Александровой слободе (что всего в нескольких километрах от Сергиева монастыря) – был и троицкий монах, затравлен­ный медведями. Насильно постриженные по воле царя неугодные ему бояре были и в числе иноков монастыря. В то же время Иван Грозный часто посещал Троице-Сергиев монастырь, делал многочисленные ценные вклады

В советских источниках упоминается, что царь на пути в Александрову слободу, где он готовился объявить опричнину, якобы останавливался в Троице-Сергиевом монастыре и советовался об этом с монахами. Теперь уже неизвестно, что они ему ответили. По крайней мере, статус монастыря в те годы только вырос: царь разрешил считать настоятелей монастыря архимандритами – впервые среди русских монастырей.

tcariKavraB.jpg

Впрочем, впоследствии царь начал относиться к монахам обители с некоторой неприязнью. Хорошо известно его письмо в Кириллов-Белозерский монастырь, где Иван Грозный обличает их в том, что у них «иссякло благочестие». По его словам-де, раньше бояре «бегали» за святыми Отцами, прося у них благословения, а теперь всё стало наоборот. Раньше, когда в монастырь приезжали вельможи, то старцы потчевали их, а сами к яствам не притрагивались и так далее. По причине падения нравов в обитель и денег притекает меньше: «Благочестием монастыри стоят и скудны не бывают. У Троицы в Сергиеве благочестие иссякло, и потому монастырь оскудел. Не пострижется никто и не даст ничего».

В дореволюционном исследовании Александра Горского «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» отмечается, что такой настрой легко объясним, если вспомнить о прогрессировавшей душевной болезни царя. Впрочем, если отбросить преувеличения, обитель, и правда, переживала непростые времена хотя бы потому, что ее настоятели слишком часто менялись. Всего игуменов и архимандритов, управлявших обителью, в XVI веке оказалось 29! А один из них был настоятелем дважды (с перерывом на ссылку в отдаленный Варлаамов монастырь, куда он был заточен светской властью).

На помин души

С другой стороны, царю не нравилось, как соблюдает обеты инок Иона – бывший боярин Иван Васильевич Большой Шереметьев, – забывая о том, что этого боярина, в прошлом прославленного полководца и государственного деятеля, он же сам и заставил принять постриг – иначе боярина ждала бы суровая кара...

А, в самом деле, кем он тогда вообще был доволен из окружающих живых людей? В 1583 году царь Иоанн Васильевич внес в тот же монастырь 5500 рублей (гигантская сумма) на помин души собственного сына Иоанна, которого убил в порыве гнева... К памяти же преподобного Сергия он все-таки относился с уважением. Кстати, в 1585 году по приказу Ивана Грозного для мощей святого Сергия была изготовлена серебряная рака, в которую они были перенесены.

36.jpg

Успенский собор Лавры

По приказу и на средства Ивана IV строится самый большой пятигла­вый Успенский собор монастыря (1559–1585 гг.), на торжественной закладке которого царь присутствовал со всем своим семейством. Почти во всех русских монастырях были храмы, посвященные Богоматери, считавшейся покровительницей Руси. Храм Троицкого монастыря посвящен празднику Успения Богоматери. Предполагают, что поводом к началу строительства этого собора была победа над Казанским и Астраханским ханствами. Строгий и массивный собор занял в центре монастыря большую часть пространства, освободившегося после перенесения к стене ограды размещавшихся здесь ранее деревянных келий. Образцом для строительства этого храма послужил Успенский собор Московского Кремля. Однако построенный, в отличие от него, из кирпича, а не из белого камня, монастырский собор больше по размерам, имеет более мощные стены и менее сложный рисунок декоративного пояса.

37.jpg

Внутреннее убранство Успенского собора

Затянувшееся сооружение храма во многом объяснялось недостатком средств, поскольку Иван Грозный довольно быстро охладел к этой своей затее и перестал отчислять деньги на ее осуществление. Опустошительный пожар 1567 г. также замедлил темпы строительства. Освящен собор был уже после смерти Ивана IV. Расписали Успенский собор только спустя сто лет, в 1684 г. Тридцать пять иконописцев, имена которых были перечислены в «летописи», располагавшейся по низу стен, в необычайно короткий срок, за сто летних дней, создали яркие фрески, сплошь покрыв ими огромную поверхность стен внутри собора. Первыми среди мастеров-живописцев названы ярославцы Дмитрий и Василий Григорьевы. Нарядные росписи, сохранившиеся до нашего времени, удачно сочетаются с пышной золоченой резьбой впечатляющего своими размерами иконостаса. Иконы, находящиеся в иконостасе Успенского собора, относятся к XVI и XVII вв. Интерьер собора украшают два бронзовых литых и чеканных паникадила, искусно выполненных мастерами Московской Оружейной палаты в XVII в.

Купола собора получили свою луко­вичную форму и яркий декор уже в XVIII в., тогда же были пристроены паперти-крыльца с северной и юж­ной сторон, а на месте сводчатой паперти с западной стороны поя­вился вычурный портал.

Годы Иоанна Васильевича клонились к закату. Он уже разочаровался в опричниках, его одолевали тяжелейшие недуги. Вспоминал царь замученных им людей, жертвуя на помин их немалые суммы. Судя по историческим документам, Свято-Троицкой обители попадала немалая их часть: Алексей Басманов, воевода и царедворец – 456 рублей монастырю на помин, князь Михаил Черкасский – 220, князь Иоанн Пронский – 185 и так далее, и так далее...

Подступало Смутное время. Время, которое впишет в историю монастыря Преподобного Сергия самые героические и яркие страницы.

По материалам открытых источников

 

STSL.Ru


Другие публикации на портале:

Еще 9