Международная научно-практическая конференция: «Преподавание библейских дисциплин в Духовных школах в рамках государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы»
В Смоленской духовной семинарии 22-23 декабря 2009 года состоялась международная научно-практическая конференция: «Преподавание библейских дисциплин в Духовных школах в рамках государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы».
Статья

Проведение международной научно-практической конференции «Преподавание библейских дисциплин в духовных школах в рамках государственного образовательного стандарта «Теология»: проблемы и перспективы» было обусловлено, с одной стороны, задачами, поставленными Святейшим патриархом на ректорском совещании 13 ноября 2009 г., связанными с переходом духовных семинарий на госстандарт «Теология»; с другой - рассмотрением проблем преподавания библейских дисциплин в Духовных школах и оснащением учебного процесса современными учебно-методическими комплексами.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на совещании ректоров духовных учебных заведений, состоявшемся в Москве 13 ноября 2009 года, отметил, что одной из главных задач, стоящих перед семинариями и академиями в современной России, является задача получения государственной аккредитации. Святейший патриарх, в частности, сказал: «Аккредитация учреждений духовного образования перешла из сферы дискуссии в сферу задач, требующих своего неукоснительного исполнения. Мы эти дискуссии закончили и сейчас идем по этому пути».

В работе конференции приняли участие представители духовных и светских богословских учебных заведений: Московской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Минской духовной академии и семинарии, Варшавской духовной академии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Института теологии БГУ, Белгородской духовной семинарии, Сретенской духовной семинарии, Саратовской духовной семинарии, Екатеринбургской духовной семинарии, Коломенской духовной семинарии, Калужской духовной семинарии, Воронежской духовной семинарии, Иваново-Вознесенской духовной семинарии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

Делегацию Московской Духовной Академии возглавлял священник Александр Тимофеев.

Перед участниками конференции были поставлены следующие задачи:

1. Познакомиться с опытом преподавания библеистики в духовных школах.

2. Рассмотреть и проанализировать представленные учебно-методические материалы по Библеистике. На конференции, в частности, были представлены программы и пособия по Библейской истории; Введению в Ветхий Завет; Введению в Новый Завет; Священному Писанию Ветхого Завета; Священному Писанию Нового Завета; Библейской археологии).

3. Определить перспективы развития духовных семинарий в рамках государственного образовательного стандарта «Теология».

В первый день заседания конференцию возлавил ректор Смоленской Духовной Семинарии прот. Георгий Урбанович, модератором выступил проректор Санкт Петербургской Духовной Академии прот. Дмитрий Юревич.

Согласно целям и задачам была определена структура выступлений докладчиков.

Доклады были представлены по следующим направлениям:

1. Исторический анализ преподавания в дореволюционных духовных школах.

«Преподавание библеистики в дореволюционных духовных школах» иером. Ириней (Пиковский), преподаватель Сретенской духовной семинарии; «Решение вопроса о месте историко-критического метода при изучении библейских дисциплин в духовных школах с учетом герменевтических принципов Н.Н. Глубоковского» прот. Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии.

2. Реализация госстандарта «Теология» в духовной семинарии: перспективы развития богословского образования.

«Инновационный подход в преподавании Нового Завета с применением интерактивных форм обучения» прот. Георгий Урбанович, ректор Смоленской духовной семинарии; «Опыт преподавания библейских дисциплин в рамках государственного образовательного стандарта «Теология» О.Г. Ребизов, проректор по учебной работе Смоленской духовной семинарии.

3. Особенности реализации госстандарта «Теология» в светских вузах.

«Опыт преподавания библейских дисциплин в Республике Беларусь при подготовке специалистов по образовательному стандарту специальности «Теология» В.В. Акимов, доцент Институт теологии БГУ; «О месте библеистики в образовательном стандарте «Теология» А.В. Разин, преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии.

4. Содержание, программы по библеистике, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. «Использование тестов в преподавании Ветхого Завета» Кашкин А.С., зав. кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии; «Библейские дисциплины в рамках образовательных стандартов по подготовке бакалавра, специалиста и магистра православного богословия» проф. прот. Ростислав Снигирёв, зав.кафедрой библеистики Калужской духовной семинарии.

Благодаря анализу содержания богословского образования в дореволюционных духовных школах, сделанному в докладах иером. Иринея (Пиковский) и прот. Димитрия Юревича, были выделены важные аспекты, имеющие непосредственное отношение к изменениям в системе духовного образования в настоящее время. Реформа духовного образования в России 1905 - 1906 гг. предполагала профилизацию в рамках семинарии на христианско-богословское направление, которое позволяло бы дальнейшее обучение в светском ВУЗе, и специально-пастырское образование, ориентированное на подготовку священнослужителей. Следующим важным следствием реформирования системы была возможность предоставления преподавателям права выбора программ обучения, пособий и - самое главное - использования различных форм и методов для стимулирования самостоятельной деятельности студентов (формирования у них навыков анализа, систематизации, обобщения через написание письменных сочинений). Переосмысливая положительный опыт реформирования дореволюционного богословского образования, участники конференции перешли к рассмотрению вопросов, связанных с внедрением в духовных школах стандарта «Теология».

Детальное ознакомление с требованиями Госстандарта «Теология» и опытом его реализации в Смоленской духовной семинарии, представленное в докладах прот. Георгия Урбановича и О.Г. Ребизова, позволило говорить о преимуществах для учебной и научной деятельности при переходе на стандарт.

Госстандарт открывает возможность получения систематического богословского образования и реализации его не только в узконаправленной сфере пастырско-практической деятельности, но также в преподавательской и научной.

Важным методологическим принципом реализации Госстандарта является активизация самостоятельной учебной деятельности учащихся. При переходе на госстандарт «Теология» как 2-го, так и 3-го поколений существенно уменьшается лекционная нагрузка и возрастает объем самостоятельной работы студентов. Это вызывает основные опасения преподавателей, связанные с необходимостью сохранения прежнего объема изучаемого материала при сокращении аудиторных часов (в системе высшего образования часы, отведенные для изучения конкретных дисциплин, делятся на аудиторные и самостоятельную подготовку в пропорции приблизительно 50/50). Для организации самостоятельной работы студентов необходимо обеспечение современными учебными пособиями по многим богословским дисциплинам в достаточном объеме, что сопряжено на данном этапе с определенными трудностями. Вместе с тем, принципиально важно выстроить чёткую систему контроля знаний по всем дисциплинам, поскольку большой объём учебного материала студенты осваивают самостоятельно.

Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации был предложен ректором Смоленской семинарии протоиереем Георгием Урбановичем. Это введение в Смоленской семинарии собственных электронных учебно-методических комплексов в системе интерактивного обучения (e-learning). 

Второй день работы конференции был посвящен, главным образом, вопросам практической педагогики. Рассмотрению подверглись содержание курсов, программы по библеистике, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Модератором выступил секретарь кафедры Библеистики Московской Духовной Академии иерей Александр Тимофеев.

Заседание 23 декабря началось с доклада секретаря кафедры библеистики и преподавателя СПбПДА Дмитрия Георгиевича Добыкина на тему "Программа по введению в Ветхий Завет и Пятикнижию для духовных семинарий на основе опыта преподавания данных дисциплин". Он представил подробные структурированные программы по этим предметам, которые должны быть положены в основу коллективных учебников. Обсуждение программ, которое началось после доклада, было решено продолжить в дальнейшем по электронной почте.

Доклад на тему "О месте библеистики в образовательном стандарте "теологии" прочитал преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Викторович Разин. Он рассказал о тех проблемах, которые возникают при переходе на образовательный стандарт теологии и способы их решения.

Протоиерей Сергий Дергалев, преподаватель Белгородской духовной семинарии, сделал доклад на тему "Использование интерактивных технологий при преподавании богословских дисциплин на социально-теологическом факультете Белгородского государственного университета". Он рассказал об опыте использования программы "Пегас" и продемонстрировал ее работу присутствующим.

Секретарь кафедры библеистики Московской  Духовной Академии священник Александр Тимофеев представил структурированную программу по Посланиям св. ап. Павла, положенную в основу нового учебника, который готовится в МПДА, а также продемонстрировал присутствующим новую электронную программу  по Библейской археологии, выпуск которой на  компакт-диске планируется в начале следующего года кафедрой библеистики МПДА. Программа «Библейская история и археология» представляет собой методическую инновацию в области преподавания Священного Писания.

После перерыва Георгий Остапчук из Варшавской духовной академии рассказал об исследовании славянских кратких апрокосов. В последнее время рукописи стали размещаться в интернете в цифровом виде. Присутствующим были продемонстрированы фотографии рукописей, используемых для анализа.

Далее в своем выступлении ректор Смоленской духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович рассказал о тех факторах, с которыми придется столкнутся семинариям при переходе на государственный стандарт. Подробнее отец Георгий остановился на особенностях стандарта третьего поколения, на кредитно-модульной системе и ее преимуществах для системы духовного образования. 

Электронный вариант учебно-методического комплекса, включающего программу, авторские лекции, темы и планы семинаров, контрольные вопросы и электронную библиотеку по предмету, позволяет его постоянно обновлять и совершенствовать. Кроме того, данный метод обучения предполагает опережающее ознакомление слушателей с базовым содержанием лекции, что позволяет преподавателю предложить на занятиях анализ первоисточников, детальное рассмотрение тех или иных аспектов изучаемой темы, дискуссию по вопросам. Это вызывает у студентов особый интерес и активизирует их познавательную деятельность. Такая интерактивная методика соответствует требованиям образовательных программ третьего поколения (Пункт 7.1.3: «Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий»). Интерактивная система обучения e-learning рассматривает студента как активного участника образовательного процесса и дает возможность преподавателю успешно реализовать учебную программу в рамках сокращённого количества аудиторных часов. В этой системе задача преподавателя заключается не столько в том, чтобы профессионально преподать материал, сколько в том, чтобы грамотно координировать, направлять, расставлять важные смысловые акценты и контролировать самостоятельную работу студента.

Принципиально новые требования стандарт предъявляет к студентам семинарии. Он позволяет на практике осуществить одну из целей, стоящих перед современным духовным образованием в России: делать акцент не на количестве студентов, а на уровне качества знаний выпускников, сохраняя при этом в полном объеме ту воспитательную работу, которая присуща духовным школам.

В задачи конференции также входило рассмотрение проблем преподавания библейских дисциплин в духовных школах и анализ представленных учебно-методических материалов. Определяя место библеистики в системе духовного образования и методологической основы преподавания, участники конференции сформулировали основные принципы их рассмотрения:

1. При изучении библейских дисциплин необходим сбалансированный синтез святоотеческого, текстологического и исторического подходов.

2. Возможность использования достижений современной Западной библеистики, соотнося их с Православным преданием и церковным опытом.

3. Библейские дисциплины занимают важное место в учебных планах духовных семинарий и должны иметь такую же значимость в примерных учебных планах государственного стандарта «теология» третьего поколения. 

 

Основные выводы и положения по работе конференции представлены в резолюции

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

В ходе обсуждения вопросов, предложенных для рассмотрения на конференции, участники

1. Познакомились с реализацией государственного стандарта «Теология» в образовательном процессе Смоленской духовной семинарии.

2. Отметили преимущества и перспективы развития духовных школ в рамках госстандарта «Теология»: интенсификацию и оптимизацию учебного процесса, результативность качества и повышение уровня контроля знаний учащихся, унификацию учебного плана, активизацию самостоятельной работы студентов.

3. Вместе с тем выявили некоторые трудности, связанные с переходом семинарий на госстандарт: осуществление образовательного стандарта сопряжено со значительным увеличением финансирования духовной школы; невозможность реализации полноценного богословского образования при 4-х годичной системе бакалавриата: целый ряд дисциплин либо исчезает, либо переходит в ранг «предметы по выбору»; сокращение количества аудиторных часов. Предложили рассмотреть возможность увеличения срока обучения после окончания бакалавриата в рамках годичного внутрицерковного специалитета.

4. Выразили пожелание создать единый координационный центр по подготовке семинарий к переходу на госстандарт.

5. Предложили включить представителей духовных академий и семинарий в разработку примерных учебных планов по профилям стандарта «Теология» третьего поколения для реализации их в духовных школах.

6. Познакомились с положительным опытом применения интерактивных форм обучения в образовательном процессе Смоленской духовной семинарии.

7. Отметили, что реализация госстандарта предполагает постоянную учебную и научную работу преподавателей. В связи с этим подчеркнули важность создания авторских пособий, учебно-методических комплексов, монографий и пр. Познакомились с авторским учебным пособием для духовных семинарий «Законоположительные книги Ветхого Завета» зав.кафедрой библеистики Калужской духовной семинарии доктора богословия проф. прот. Ростислава Снигирёва.

8. Признавая значимость авторских учебных разработок, участники конференции отметили необходимость коллективной работы по созданию учебно-методических комплексов по библеистике.

9.  Одобрили вынесенные на обсуждение планы и пробные версии учебных пособий по библеистике

  • преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. Г. Добыкина «Введение в Священное Писание»,
  • секретаря кафедры библеистики Московской Духовной Академии свящ. Александра Тимофеева «Послания апостола Павла»,
  • ректора Смоленской Духовной семинарии прот. Георгия Урбановича «Введение в Новый Завет».

10. Были ознакомлены с опытом библейских историко-археологических экспедиций, осуществляемых Московской, Санкт-Петербургской и Смоленской, Рязанской, Екатеринбургской духовными школами, выразили заинтересованность и пожелание включать в подобные экспедиции представителей других духовных школ.

11. Предложили осуществлять выпуск ежегодного научного издания по библеистике на основе материалов научных исследований, проводимых в духовных школах.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9