Собор старообрядцев-поморцев и февральская революция 1917 года
События

Первый день (30 апреля)

Съезд открылся в помещении Второй Московской поморской общины в Токмаковом переулке. Съехалось представителей от различных общин и приходов со всей России до 150 человек. Съезд начался приветственной речью Н.П. Ануфриева, секретаря Совета Соборов и Съездов и секретаря Второй Московской общины. Затем молебен. После — выборы президиума. В председатели избирается Николай Петрович Ануфриев, два товарища и совет из 14 лиц, представителей от различных областей (Сибири, Кавказа, Поволжья, Запада и т. д.), в секретари избирается А.А. Молодов, председатель Нижегородской общины. После выборов президиума служится панихида по всем замученным от самодержавия предкам старообрядцев за исповедание веры.

Храм в Токмаковом переулке. Москва. Начало ХХ века. Фото предоставлено А.А. БезгодовымХрам в Токмаковом переулке. Москва. Начало ХХ века. Фото предоставлено А.А. Безгодовым

Вступительную речь о необходимости для старообрядцев принять деятельное участие в современном государственном устроении России произносит председатель съезда. Речь его вызывает горячее сочувствие. На повестке вопрос о войне. Докладчиками выступали Попов, М.П. Давыдов и Агафонов, докладывающие необходимость доведения войны до благоприятного конца. Прения принимают страстный характер, однако предложенная резолюция принимается большинством всех против 8 человек.

В первый день на повестке вопрос о войне. После выступления ряда докладчиков принимается резолюция:

«Собрание, единодушно осуждая войну, как противоxpистианское и противонародное дело, вместе с тем ясно сознает всю невозможность и даже преступность преждевременного окончания настоящей войны. Собрание решительно заявляет, что только такой благополучный исход войны с немцами спасет Россию, который разрушит германский абсолютизм и милитаризм и укрепит добытую народом свободу.

Такой исход может быть достигнут только при условии наибольшей сплоченности русского трудового населения, руководимого единой законной властью в лице Временного Правительства, достоинство и власть которого съезд считает священным долгом всемирно укреплять в стране и бороться со всеми попытками разрушить его правомерную деятельность.

Кроме того, русский народ обязан помнить свои отношения к союзным державам, оказавшим России великую поддержку в борьбе, как с Германией, так и с абсолютизмом Николая II.

Мир может быть заключен только при условии полного единения с нашими союзниками в интересах утверждения прочного мира на основе самоопределения народов. Собрание при этом полагает, что необходимыми условиями будущего мира должны быть:

1) действительное обезпечение пользования проливами Босфора и Дарданелл для России;

2) возложение на Германию и ее союзников оплаты всех причиненных войною убытков и ущербов, так как трудовое русское крестьянство не хочет и не может принять на себя оплату издержек по войне, начатой Германией с хищническими замыслами».

От имени Съезда отправлена приветственная телеграмма на имя председателя Совета Министров князя Львова следующего содержания:

Петроград. Министру-председателю князю Львову.
В настоящий грозный час, когда решается судьба нашей родины, старообрядцы поморского согласия, собравшись на первый свободный всероссийский съезд, единогласно постановили приветствовать Временное Правительство и громко заявить, что старообрядцы поморского согласия признают только единую власть в лице Временного Правительства и ее одну будут всемерно поддерживать.
 

 

Второй день (1 мая)

На повестке вопрос о форме правления. Докладчиком выступает М.П. Давыдов, дающий сравнительную оценку парламентарной монархии и республики. Доклад выслушивается с большим вниманием. В возникших очень продолжительных прениях выясняется с полной определенностью, что «никакой монархии, хотя бы и парламентарной, съезд не желает». Единогласно принимается следующая резолюция:

«Coбpaние в вопросе о форме правления единодушно присоединяется к мощному голосу трудового русского крестьянства, требующего установления республиканского однопалатного всенародного управления, с предоставлением всем, составляющим великое тело Российского государства, народностям и обособленным религиозным культурным группам полной свободы внутреннего самоопределения и развития и при условии сохранения единства России».

Затем вопрос об Учредительном Собрании и его задачах докладывает Н.П. Ануфриев, вопрос прений не вызывает и съезд принимает резолюцию:

«Признавая Учредительное Всенародное Coбpaние единственным полномочным органом для решения коренных вопросов политического и общественного устроения России, собрание считает своим долгом указать, что созыву Учредительного Собрания должна предшествовать долговременная политическая подготовка населения, которая сделает возможным зрелое и сознательное разрешение сложных вопросов. На эту подготовку и политическое просвещение народных масс, являющихся по своей численности, при всеобщности избирательного права, решающим большинством, должны быть направлены все усилия политических партий и самого государства. Особенно нуждается в таком просвещении и организации трудовое крестьянство, имеющее, по условиям старого строя, весьма смутные политические представления.

По мнению собрания, Учредительное Coбpaниe должно быть созвано в Москве, как объединяющем центре для всей России. Главным предметом занятий Учредительного Собрания, по мнению собрания, должны стать социальные реформы, без которых политическая свобода не будет иметь действенности и значения для трудовых классов населения.

Собрание, не входя в обсуждение ocнований будущего избирательного закона для Учредительного Собрания, высказывает пожелание, чтобы Правительство допустило в комиссию, вырабатывающую Положение о выборах в Учредительное Собрание, избранных всероссийским съездом представителей».

После этого принимается приветственная телеграмма на имя верховного главнокомандующего армиями генерала Алексеева с просьбой передать ее всем главнокомандующим отдельными армиями. В телеграмме выражается надежда, что наша доблестная apмия сумеет отстоять свободную Россию и сокрушить гнездо абсолютизма и милитаризма — Германию. После оглашения и принятия телеграммы объявляется перерыв на 2 часа.
 

Вечернее заседание

На очереди вопрос о земле. Докладчиком выступает М.П. Давыдов. Изложенные докладчиком способы решения вызывают шумное одобрение. Горячий спор возникает по вопросу о вознаграждении за частновладельческие земли. В результате принимается следующая резолюция:

«Считая осуществление земельной реформы совершенно неотложным, ближайшим, настоятельнейшим требованием момента и принимая во внимание возможность самовольных захватов и самоуправного решения вопроса, и крайнюю опасность для государства такого образа действий, несущих взаимное озлобление и хозяйственное разстройство, собрание пришло к нижеследующим постановлениям:

а) В основу увеличения земельной площади малоземельного, безземельного и иного вида крестьянского населения, обрабатывающего землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточного хозяйственного обезпечения», определяемого путем, указанным в пункте 3 настоящей резолюции.

б) С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый от отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских, церковных и жалованных земель, а также из земель крупных частных владельцев (кроме крестьянских обществ, приобретших землю при посредстве крестьянского банка, или других кредитных учреждений, при условии, если размеры участков не превышают норму «достаточного обезпечения»). Частновладельческие земли отчуждаются, по справедливой (не рыночной) оценке.
Примечание: При монастырях должно быть оставлено количество земли, необходимое для обработки личным трудом монахов.

в) Начала, на которых должны передаваться крестьянскому населению земли из государственного фонда, строго согласуются с теми формами землепользования, которые изстари приняты в той или иной области России, чтобы реформа не могла повредить в коренной и опасной ломке исторически сложившийся хозяйственный быт деревни.

г) Недра земли переходят в собственность государства. Леса, в предупреждение истребления и неумелого, нехозяйственного оными пользования, пользуются охраной государства, или муниципальных учреждений округа, с ежегодным выделением потребной для крестьянских хозяйств части, с тем, однако, чтобы лесная площадь не опускалась ниже определенного уровня.

д) Наряду с увеличением земельной площади государство должно прийти на помощь населению организацией в широких размерах всех видов сельскохозяйственного кредита, служащего для подъема производительности почвы и улучшения сельского хозяйства.

е) Широкая организация за счет государства переселения, разселения из губернии малоземельных в многоземельные и устройство в местах нового поселения.

ж) Урегулирование поземельных арендных отношений в интересах производительности и процветания сельского хозяйства и в интересах мелких съемщиков волостными комитетами.

з) С целью определения размеров достаточного хозяйственного обеспечения землей крестьянского населения, при сохранности существующих форм землепользования и сообразно с наличным запасом удобной земли, немедленно должны быть организованы губернские и уездные земельные комитеты из специалистов по земельным и местным вопросам и представителей крестьянства, которые и займутся вопросом о количестве увеличения земельной площади на душу или подворно и том, чтобы добытые таким образом материалы послужили основой для решения земельного вопроса в окончательной форме Учредительным Собранием.

и) Распространение рабочего законодательства на сельско-хозяйственных рабочих, сообразуясь с техническими особенностями земледелия, 8-часовой рабочий день совершенно неприменим в сельском хозяйстве.

В утреннем заседании постановлено также просить Временное Правительство допустить в комитет по выработке положения о выборах в Учредительное Собрание представителя от съезда, каковым единогласно избирается Н.П. Ануфриев. Затем также постановляется послать представителя в крестьянский союз и совет крестьянских депутатов. Представителем избирается М.П. Давыдов.

Вечернее заседание оканчивается в 9 1/2 час. вечера.
 

Третий день (2 мая)

На повестке вопрос о взаимоотношениях церкви и государства. Докладчиком выступает Н.П. Ануфриев. Государство, по мнению докладчика, должно не разрывать с религией, а опираться на нее: религия — это основа государства, его фундамент. И потому долг и обязанность государственной власти — поддерживать религиозные организации в их просветительной и благотворительной деятельности. Докладчик рекомендует строго отличать церковь и религиозные организации: первая должна будет отойти от государства и старообрядческие наставники не должны, разумеется, получать жалованье от государства; но, как религиозные организации, старообрядческие общины должны пользоваться поддержкой государства в своей религиозно-культурно-просветительской деятельности. После оживленного обмена мнениями была принята следующая резолюция:

«Съезд полагает, что взаимоотношения между государством и религиозными организациями в новом строе должно покоиться на основном принципе, что религия не безразлична для государства. Государство должно признать и торжественно провозгласить, что оно почитает религию одним из устоев государственности и общественного порядка. Как следствие из этого общего положения государство должно провести в жизнь полное правовое и политическое равенство всех религиозных организаций в государстве. Все религиозные организации должны пользоваться защитой и поддержкой со стороны правительственной власти в их просветительной, благотворительной и иной общеполезной деятельности».

Продолжительные прения вызвал вопрос об изменении календаря. Все выступавшие ораторы единодушно указывали на недопустимость подобной меры, о чем принято довести до сведения Временного Правительства. «Что бы ни было решено, но старообрядцы, — говорили участники съезда, — ни в коем случае не должны следовать новому счислению и строго стоять за старое».

По вопросу об образовании постоянного совета принята следующая резолюция:

«Избрать политический Bcepoсcийский совет старообрядцев поморского согласия как представительный орган всероссийского политического союза старообрядцев поморского согласия на время до окончательного роспуска Учредительного Собрания.

На обязанность совета, между прочим, возлагается: представительство перед правительством и обществом по всем, касающимся старообрядчества делам, политическое просвещение и подготовка старообрядцев на местах, проведение избирательной кампании в Учредительное Собрание, созыв всероссийских съездов, собирание средств для деятельности совета и союза, и пр. Совет может объединиться с подобными же организациями других старообрядческих согласий для совместной деятельности».

И сейчас же произведены были выборы; избранных оказалось 19 чел., главным образом из лиц, находящихся в Москве и близлежащих мест. Постановлено также просить Временное Правительство допустить представителя от съезда в комиссию по выработке проекта в Учредительное Собрание и в Совет Крестьянских Депутатов. Избранными оказались в комиссию Н.П. Ануфриев, в Совет — М.Т. Давыдов и Кононов. Здесь же был произведен сбор на нужды совета, давший около 1000 рублей. Со стороны съезда было высказано настойчивое желание об издании своего журнала в Москве.

В заключение съезд постановил обратиться с приветственной телеграммой к петроградскому Совету Рабочих и Солдатских Депутатов, выражающей настойчивую мольбу, чтобы Совет понял серьезность момента, не создавал безвластия и анархии и во всем без оговорки поддерживал и подчинялся Временному Правительству.

На этом заседания съезда были закончены.
 

Подготовил А.А. Безгодов по материалам журнала «Слово Церкви». 1917, № 14, 19–21, 23.


Источник ruvera.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9