Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Некоторые вопросы современной практики совершения Обедницы

1 февраля 2017 г.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с актуализацией для современной церковной богослужебной практики формирования единого чина Обедницы. Автор формулирует историю вопроса и делает предложение по возможному проекту чинопоследования.

Богослужение Изобразительных присутствует в суточном круге богослужения и обычно совершается в случаях, когда в храме не совершается Божественная литургия (Великим постом Изобразительны читаются перед Литургией Преждеосвященных Даров). Однако на практике данное богослужение дополняется чтением Апостола и Евангелия в тех случаях, когда Божественная литургия должна совершаться, но по тем или иным причинам не совершается. В таких случаях данное богослужение именуется Обедницей, как, например, в Каноннике. К вопросу данного богослужения обращались такие известные кантонисты как В. Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение совершения Обедницы можно встреть на специализированных форумах и сообществах священнослужителей.

Если до революции на каждом приходе имелся штатный священник и необходимости совершения Обедницы с причащением мирян необходимости не было, то в настоящее время один священник может быть единственным священнослужителем нескольких храмов. Так как совершать Божественную литургию чаще одного раза в сутки канонически запрещено, то в воскресные и праздничные дни священнику, имеющему на попечении несколько приходов, приходится самостоятельно решать проблему причащения мирян в храме, в котором он не может в этот день совершить литургию. Чин причащения болящих на дому совершенно не подходит к такому случаю, другого же уставного богослужения нет в практике Русской Православной Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод греческого чина богослужения, в котором за чином Изобразительных совершается причащение. Однако в этом богослужении нет столь необходимых чтений Апостола и Евангелия дня, нет поминовения живых и усопших, что естественно востребованно в приходской практике. Чтение Апостола и Евангелия на Изобразительных допускает Типикон.

Представляемый в качестве проекта чин Обедницы с дневными чтениями и причащением представляет собой попытку объединить имеющиеся практики воедино и, несомненно, нуждается в компетентной переработке, как следует из обсуждения данного чина в сообществе Устав.

Отдельно стоит заметить, что автором написана специальная молитва на вход с Евангелием, так как молитва литургии или малого входа вечерни не подходит по смыслу к данному богослужению. Внесено изменение в молитву перед возгласом Святая святым, так как священнослужитель уже причащался в текущий день. Предлагается для обсуждения целесообразность совершения мирной и малых ектений перед антифонами.

Чин обедницы с чтением Евангелия и причащением
 
Диакон: Благослови, владыко!
Иерей: Благословен Бог наш…
Первый антифон.
Псалом 102.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
 
Второй антифон
Псалом 145.
 
Единородный Сыне, и Слове Божий…
 
Третий антифон
Отверзаются Царские врата. Вход с Евангелием.
Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем…
Слава, и ныне:
Молитва входа: Владыко Господи Боже наш, просветивый мир светом Евангелия Твоего, просвети и нас входом святых Твоих к слышанию Божественных Твоих словес. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.[1]
Вход с Евангелием.
Тропари празднику или дню.
Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. И во веки веков.
Лик: Аминь.
 
Трисвятое:
 
Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие
 
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Сугубая (и заупокойная) ектения.
 
Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас Святый, егда приидеши во Царствии Твоем.
Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица Ваша не постыдятся.
Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
Слава:
Лик Святых Ангел и Архангел, со всеми Небесными Силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.
И ныне:
Символ Веры
иерей раскрывает антиминс, ставит потир и дискос на него, кладет земной поклон, достает из дарохранительницы потребное количество Запасных Даров, кладет частицы на дискос, вливает теплоту в потир, кадит звездицу и покровцы, покрывает Дары на дискосе вкупе с потиром воздухом, кадит. Кладет поклон.
 
Ослаби, остави, прости Боже прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
 
Просительная ектения:
Исполним молитву (по подобию той, что совершается на вечерне и утрене) до христианския кончины…
Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:
Хор: Отче наш.
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Таже: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе, Господи. Священник молится:
Благодарим Тя, Царю невидимый, иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя, не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес.
Возглашение: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати Пречистое Тело Твое и Честную Кровь нами всем людем.
Таже трижды покланяется и возглашает: Вонмем.
Святая святым.
Иерей снимает воздух и покровцы, высыпает благоговейно частицы в потир.
Чтец: Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне грешнем, утверди, вразуми сердце мое, и всю мою отими скверну. просвети мою мысль, да выну славлю, пою покланяюся, и глаголю: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. И причастен дня или гласа.
 
Открываются Царские врата и совершается причащение мирян, как на литургии.
 
Иерей, покадив Дары, берет святый дискос, передает его диакону, диакон, ничтоже глаголя, отходит в предложение и поставляет Их. Священник же, поклонився, и прием святый потир глаголет тайно: Благословен Бог наш, и обращся ко дверем, зря к людем, возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Пренеся потир в предложение, иерей свивает антиминс и благословляет народ: Благословение Господне на вас:
Буди Имя Господне благословено отныне и до века (трижды).
Слава, и ныне:
 
Псалом 33.
Диакон: премудрость. Лик: Достойно есть… иерей: Пресвятая Богородице… лик: Честнейшую…
Таже окончание по обычаю и целование креста.
 
Используемые источники:
1. В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. Стр. 313 по http://www.mpda.ru/publ/text/369458.html
2. Типикон Маркова глава на 24 февраля «Аще ли коея великия ради нужды в память святых великих имущих полиелей, не случится быти преждесвященней литургии». http://azbyka.ru/otechnik/?Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/tipikon=48_6#sel=1313:599,1313:615
3. Дмитриевский А. А. Что такое kanon tes psаlmodias, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1889. № 38http://www.mhzh.ru/ru/search/?s=%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&page=2
 
Обсуждение в Интернете:


[1] Молитва входа вечерни, как и литургии, не совсем подходят к данному богослужению.

 

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (23)

Написать комментарий
#
23.04.2017 в 17:03
Считаю, что богослужебное творчество необходимо, особенно в развитии малых форм. Применять мы его должны и в больницах, в тюрьмах, в населенных пунктах. где не имеется церковь. Мы должны обладать полным инструментарием молитвы, применимой к времени и обстоятельствам.
Благодарю Вас о. Андрей за столь важную тему, поднятую Вами в статье и исследовании.
Ответить

#
23.04.2017 в 13:49
Благодарю, о. Андрей за напоминание нам всем о, к сожалению, забываемом чине, который очень бы пригодился при посещении больниц и тюрем, а также, сельских поселений расположенных вне храма. Очень полезный материал! Бог помощь Вам в ваших трудах!
Ответить

#
Сергей Демаков, Россия, Вятка
8.02.2017 в 17:40
Бог - Творец - по-гречески ποιητής ποιητης - создатель, поэт, стихотворец:

1:27 καὶ ἐποίησεν ὁ θεὸς τὸν ἄνθρωπον κατ' εἰκόνα θεου̃ ἐποίησεν αὐτόν
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его …(Быт.1,27).
«Человек изначально был призван к труду, к творчеству, ему предстояло принять ответственное участие в грандиозном Божественном замысле, к-рый предназначался человеку для творческого осуществления в раю, как об этом пишет св. Максим Исповедник (Ambigua). По св. Григорию Нисскому, одним из проявлений сообразности человека своему Творцу являются его способности творить, созидать, познавать. По мнению св. Григория, творчество - величайший дар Бога человеку. О назначении и высоком достоинстве человека, о величии данного ему Богом дара творчества учил и Немесий Эмесский (De natura hom.1)».1

К творчеству и поэзии призвал Иисус Христос и своих Апостолов и Иереев, творящих Литургию:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19).
22:19 καὶ λαβὼν ἄρτον εὐχαριστήσας ἔκλασεν καὶ ἔδωκεν αὐτοι̃ς λέγων του̃τό ἐστιν τò σω̃μά μου τò ὑπὲρ ὑμω̃ν διδόμενον του̃το ποιει̃τε εἰς τὴν ἐμὴν ἀνάμνησιν

Греческое слово ποιέω ποιεω означает творить, изобретать, создавать, слагать, составлять, сочинять;
(Plat. слагать песнь в честь кого-л.; περὶ θεῶν λέγειν καὶ π. Plat. говорить о богах и воспевать их).

«Язык богословов… символичен… и всегда поэтичен. Истинные богословы всегда оставались поэтами, по своей внутренней тональности, ибо воспринимали все символично и таинственно»,1 - замечает архимандрит Киприан (Керн).

Примечания

1 Антропология. Труд и творчество. В кн.: Православная энциклопедия. Т.2. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2001. С.С.703-704.
2 Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев. 2006. С.С.335,336.


All rights reserved.

Ответить

#
3.02.2017 в 17:38
Важнейшей проблемой будет потребление содержимого Чаши

Конечно, если есть возможность чтобы потребили сами причастники (как это делалось у нас на сельском приходе) то проблема снимается. Ибо возможно ли священнику потребить Чашу второй раз, это вопрос...
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
3.02.2017 в 21:13
Эта проблема существует и при причащении болящих.
Лично мне кажется вполне нормальным потреблять Чашу неоднократно, так как это лишь причащаться дважды в день запрещено.
Ответить

#
4.02.2017 в 06:23
Как раз в повторном потреблении Чаши проблемы нет. Об этом Булгаков в "Настольной книге" пишет: потребление Даров в строгом смысле слова не является причащением.
Ответить

#
6.02.2017 в 11:52
Тогда получается запивать нельзя после причащения.
Ответить

#
7.02.2017 в 06:50
Конечно, если предстоит потребление еще одной Чаши, то запивать после потребления первой нельзя.
Ответить

#
7.02.2017 в 12:37
Ясно.
Ответить

#
2.02.2017 в 08:05
В Цветной Триоди после изложения чина Пасхальных часов есть короткая глава "Аще ли не будет когда по нужде литургии, вместо изобразительных глаголем сице..."
Там чинопоследование достаточно скромное, а ведь это - Пасха! Если еще добавление антифонов вполне предусмотрено уставом (например, в Сочельник изобразительны начинаются именно с антифонов), то ектении, тайные молиты, вход, трисвятое, каждение - все это видится здесь совершенно неуместным. Фактически предложенный здесь чин - это чин литургии и служащий такую "обедницу" священник будет служить вторую литургию в один и тот же день со всеми вытекающими последствиями.
Обедница - не литургия и делать из нее особую литургию по аналогии с Преждеосвященной не имеет никакого основания в нашем уставе, да и смысла большого в подобных фантазиях нет. Если священнику кажется обедница недостаточно торжественным богослужением, может при наличии времени добавить молебен с пением канона дня (за это время как раз успеет всех исповедовать, если большой приход).
Современная ситуация с необходимостью причащения в нескольких храмах исторически не уникальна. В советское время (в частности в 30е годы) было то же самое и никто мешанину из чинопоследований различных служб ради причащения мирян не предлагал.
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
2.02.2017 в 13:02
Дорогой отец Михаил, а по какому чину Ваше Высокопреподобие совершаете причащение мирян вне литургии?
Согласитесь, что для этого требуется общепринятое чинопоследование.
Я предложил свой вариант. Буду рад, если он будет отвергнут, но вместо него будет создан и утвержден совсем другой, однако единообразный для всех.
Это нужно мне, как священнику, которому в праздники приходится причащать людей в 3, а то и в 4 храмах в течение одного дня.
Ответить

#
3.02.2017 в 08:04
Согласитесь, что для этого требуется общепринятое чинопоследование

Вовсе не факт, дорогой отче. Общепринятое последование приличествует правилу, ситуация же, которую Вы описываете, относится к явной икономии. Очевидно, что если в храме собирается достаточно народа и храм достаточно далеко расположен от ближайшего храма, где совершается литургия, так что люди даже в праздник не могут до того храма добраться, то этот храм должен иметь своего священника.
Впрочем, конечно, подобные ситуации вследствие различных причин могут и будут возникать, так что Вы правы в том, что какие-то рекомендации на этот счет не помешали бы. Но ведь, как Вы правильно пишете, для этого и есть обедница. Она служится вместо литургии в тех случаях, когда служение самой литургии по той или иной причине невозможно. Но раз служение литургии невозможно, зачем же стараться превращать обедницу в литургию - а именно это, как я написал ранее, предложенный Вами чин и делает. Да и "Канон тис псалмодис", на который ссылается Дмитриевский, не прибавляет ничего существенного к нашей обеднице.
Отвечая на Ваш первый вопрос: мне приходится причащать людей без служения литургии, как правило, раз в год - на Пасху. Поскольку я единственный священник в храме, а достаточно значительное количество народа ночью не приходят, то утром, поскольку вторая литургия невозможна, служатся Пасхальные часы и обедница.
После "Един Свят..." совершается причащение мирян.
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
3.02.2017 в 10:28
Дорогой батюшка, мне приходится причащать людей без служения литургии практически каждый двунадесятый праздник. Но поставить отдельного священника в село с 10 прихожанами это обречь его на нищету. а ведь есть храмы в глухих селах, где прихожан и меньше 10 человек.
Ваше Высокопреподобие заметили мое стремление дополнить обедницу ектениями и другими богослужебными элементами из Божественной литургии. Объясню их назначение.
Важным элементом литургии для прихожан является возможность подать записки для совершения по ним молитвы о здравии и об упокоении. Без этого любое богослужение ощущается мирянами (по крайней мере в той среде, в которой мне Господь благословил служить) неполным. Однако служение отдельного молебна и панихиды, когда за твоими плечами служение литургии в одном храме а впереди служение обедницы в другом не всегда по силам, да и по времени, которое приходится прихожанам нести литургический пост, не всегда удобно. Впредложенном варианте чина обедницы и ектении есть, и времени они не отнимают настолько, насколько может затянуться даже краткий молебен или же заупокойная лития.
Вход с Евангелием мне кажется вполне логичным при чтении Евангелия на престоле.
Само причащение мирян вряд ли может быть вставлено в чин богослужения без приличествующих этому молитв, как "тайных", так и исполняемых хором или чтецом.
Таковы мои соображения по данному вопросу.
Впрочем, отче, для меня важнее само наличие чина, а не его состав. Если будет благословение на совершение обедницы с причащением по Вашему образцу, это будет замечательно. На сегодняшний день нет и этого.
Ответить

#
4.02.2017 в 06:43
Батюшка, я думаю, что часы + изобразительны + причащение + молебен о здравии + заупокойная лития - вместе по времени не превысят или почти не превысят того чина, который Вы изложили.
Я вполне понимаю Вашу усталость и сочувствую Вам, но по мне так лучше даже задержаться на лишние 10-15 минут, нежели фантазировать и сочинять службу, Церкви дотоле неизвестную. Я бы на такое не смог пойти. Да и так ли уж он нужен - этот особый чин?
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
10.02.2017 в 10:13
Отец Михаил, в том весь и вопрос, что на изобразительных или же после них причащать в настоящее время не положено.
Для этого необходимо утверждение данной практики. Хотя бы для единообразия. Потому как любой соседний священник может внести смущение словами: "грех причащаться на изобразительных".
Ответить

#
Федотов Алексей Александрович, Россия, Иваново
20.04.2017 в 14:36
Думаю, что интерес, вызванный предложением отца Андрея, свидетельствует о важности поднятой им темы. Помощи Божией Вам, дорогой отец Андрей, в Вашем служении и Ваших трудах!
Ответить

#
1.02.2017 в 22:37
Какая "Святая святым"?! На "Святая святым" Агнец возносится.
И малого входа нет на обеднице никакого.
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
2.02.2017 в 09:41
Спасибо, Михаил, за Ваше внимание!
1. На ЛПД "Святая святым" возглашается без вознесения Агнца.
2. Автор считает логичным совершение малого входа в свяи с чтением Евангелия.

Впрочем, и то и другое не принципиально, оно может быть убрано из чина. А вот отсутствие возможности причастить прихожан без совершения литургии является, кмк, очень серьезной проблемой.
Ответить

#
2.02.2017 в 13:39
Тогда уж логичнее "Преждеосвященная святая святым" :)
Если нет великого входа, то какой символический смысл в малом?..
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
2.02.2017 в 21:39
Преждеосвященная - вряд ли логично вне литургии. Хотя, как вариант, наверное, возможен.
А как же с логикой входа на вечерне?

Михаил, не Вы ли этим летом подвозили меня по Пятигорску?
Ответить

#
3.02.2017 в 11:10
Нет, не я. Я против литургического творчества. Для этого нужен дар Божий, как у Златоуста или Дамаскина.
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
1.02.2017 в 16:41
Предлагаемый вариант молитвы перед причащением: Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш,
от святаго жилища Твоего, и от престола
славы Царствия Твоего, и прииди во еже
освятити нас, иже горе со Отцем седяй,
и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби
державною Твоею рукою преподати Пречистое
Тело Твое и Честную Кровь нами всем
людем.
Ответить

#
протоиерей Андрей Ефанов
1.02.2017 в 16:29
Не опубликованный на портале вводный материал:

Богослужение
Изобразительных присутствует в суточном
круге богослужения и обычно совершается
в случаях, когда в храме не совершается
Божественная литургия (Великим постом
Изобразительны читаются перед Литургией
Преждеосвященных Даров). Однако на
практике данное богослужение дополняется
чтением Апостола и Евангелия в тех
случаях, когда Божественная литургия
должна совершаться, но по тем или иным
причинам не совершается. В таких случаях
данное богослужение именуется Обедницей,
как, например, в Каноннике. К вопросу
данного богослужения обращались такие
известные канонисты как В.
Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение
совершения Обедницы можно встреть на
специализированных форумах и сообществах
священнослужителей.


Если до
революции на каждом приходе имелся
штатный священник и необходимости
совершения Обедницы с причащением мирян
необходимости не было, то в настоящее
время один священник может быть
единственным священнослужителем
нескольких храмов. Так как совершать
Божественную литургию чаще одного раза
в сутки канонически запрещено, то в
воскресные и праздничные дни священнику,
имеющему на попечении несколько приходов,
приходится самостоятельно решать
проблему причащения мирян в храме, в
котором он не может в этот день совершить
литургию. Чин причащения болящих на
дому совершенно не подходит к такому
случаю, другого же уставного богослужения
нет в практике Русской Православной
Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод
греческого чина богослужения, в котором
за чином Изобразительных совершается
причащение. Однако в этом богослужении
нет столь необходимых чтений Апостола
и Евангелия дня, нет поминовения живых
и усопших, что естественно востребованно
в приходской практике. Чтение Апостола
и Евангелия на Изобразительных допускает
Типикон.


Представляемый
в качестве проекта чин Обедницы с
дневными чтениями и причащением
представляет собой попытку объединить
имеющиеся практики воедино и, несомненно,
нуждается в компетентной переработке,
как следует из обсуждения данного чина
в сообществе Устав.


Отдельно
стоит заметить, что автором написана
специальная молитва на вход с Евангелием,
так как молитва литургии или малого
входа вечерни не подходит по смыслу к
данному богослужению. Внесено изменение
в молитву перед возгласом Святая святым,
так как священнослужитель уже причащался
в текущий день.


Также на обсуждение выносится вопрос
совершения в перед антифонами мирной и малых ектений по образцу
Божественной литургии, но без чтения
священнических молитв.

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс