Адам и Ева в наследии святителя Феолипта Филадельфийского
Автор обращает взор читателя к наследию святителя Феолипта Филадельфийского. В своих наставлениях этот византийский подвижник не раз обращается к повествованию об Адаме и Еве, однако толкование сюжета о первых людях в его проповедях порой может вызывать удивление. Почему архипастырь интерпретирует историю о грехопадении по-разному? Освещению этого вопроса и посвящена данная публикация.
Статья

Наследие святителя, дошедшее до наших дней, преимущественно представляет собой проповеди и письма, обращенные к игуменье и сестрам монастыря Человеколюбца Спаса. Ввиду того, что аудитория и без того была хорошо знакома с библейским сюжетом, святитель Феолипт не ставил перед собой задачи пересказать первые главы книги Бытия.

Но, тем не менее, святитель повествует о том, что «Адам сотворен рукой Божьей и стал живым посредством Божественного дуновения»[1]. «В шестой день был образован Богом человек. <…> Бог, взяв прах от земли, образовал человека»[2]. «Создав Адама, поселил его в раю, предписав ему от всякого древа в раю вкушать, от древа же познания добра и зла не вкушать»[3].

И, до тех пор, пока Адам «имел руководителем и советником пост, услаждался вкушением от райских деревьев, но воздерживался от запретного древа»[4], он «от всякого дерева, что в Раю, получал пользу»[5]. Также святитель повествует о том, что Бог привёл животных к Адаму, и тот нарицал им имена[6]. Через некоторое время Бог усыпил Адама и сотворил Еву[7]. «Таким образом, пока праотец был хранителем заповеди, он благожительствовал в раю»[8].

Весьма оригинальными являются мысли святителя Феолипта о причинах грехопадения первых людей. Оказывается, грехопадению предшествовало охлаждение в отношениях первых людей. «Когда же [Адам] перестал на сожительствующую [с ним] взирать и говорить с ней, и когда она перестала тянуться к [своему] мужу и внимать словам его, тогда они открыли вход для змия»[9]. Именно по причине разделения единокровных диавол смог искусить первых людей[10].

В своей статье «Особенности интерпретации св. Феолиптом Филадельфийским библейского повествования о грехопадении»[11] священник Александр Пржегорлинский задается вопросом: «Что могло определить подобное направление в интерпретации Феолиптом известного библейского повествования»? Исследователь замечает, что «традиционным для представителей восточно-христианской письменности было указывать на разделение человечества, как на одно из следствий нарушения божественной заповеди»[12], а святитель «меняет местами традиционные причину и следствие»[13].

Отец Александр, пытаясь дать ответ на им самим же поставленный вопрос, предполагает, что в некоторой мере ход мысли святителя определила эпоха, в которой жил подвижник. Дело в том, что святитель жил в эпоху активности раскольников арсенитов, отделившихся от Церкви. Митрополит, который положил много сил для уврачевания раскола, и причиной грехопадения первых людей считал своего рода раскол между Адамом и Евой.

Исследователь утверждает, что «Феолиптова экзегеза библейского повествования о грехопадении органично сочетается с его пониманием природы церковного раскола вообще и с его полемикой против арсенитов в частности»[14]. Также отец Александр замечает, что тема единства всегда была актуальна в женском монастыре, к насельницам которого святитель Феолпит обращал свои слова[15].

Конечно, любой автор испытывает влияние эпохи, но, тем не менее, следует обратить внимание и на иные слова святителя Феолипта, в которых он затрагивает тему грехопадения первых людей.

К примеру, в проповеди, касающейся темы греховности пристрастия к лакомствам, святитель Феолипт причиной грехопадения Адама называет пристрастие к лакомствам[16].

В проповеди о пользе поста святитель Феолипт утверждает, что «как только он (Адам) отринул естественный свой пост, обратился к супруге своей Еве и стал насыщаться запретной пищей, то тут же лишился еды от райских деревьев и был извержен из Рая»[17].

Когда аскет говорит о пользе терпения и воздержания, тогда же утверждает, что «Адам, начальник тления, изгнан, утратив терпение и воздержание»[18]

В наследии святителя Феолипта чётко звучит мысль о том, что Адам и Ева были изгнаны из Рая по причине того, что послушали совет змия и вкусили от запретного плода. Даже называется время, в которое змий соблазнил Еву  шестой час[19]. Однако филадельфийский архипастырь, в зависимости от темы, позволяет себе смещать акценты в истории грехопадения таким образом, чтобы библейский сюжет оказался актуальным в каждом случае и назидательным для внемлющих. Любая проповедь должна преследовать сотериологическую цель. Читающий должен получать от проповеди пользу для дела своего спасения. Для св. Феолипта история грехопадения  это всегда повод для назидания, руководство к действию: «Внимая повествованию Священного Писания, уразумей и ты те блага, которых, подобно Адаму, ты удостоился от Христа Спасителя; будь внимателен и к ежедневно совершаемым тобою делам; и так, зная [возможное] последствие [своего преслушания заранее], обезопасил бы ты себя [от случившегося с Адамом], уклоняясь от зла и, на сколько в твоих силах, стараясь пребывать в добре, дабы не оставил бы ты [по собственному нерадению] те же блага, и не наследовал бы большее наказание»[20].

Византийский подвижник в своих наставлениях от описания хронологии грехопадения переходит и к повествованию о последствиях преступления Божьей заповеди. Так он утверждает, что сразу же после грехопадения Адам вкусил страдание[21]. Св. Феолипт настаивает на том, что все мы согрешили через Адама. (Τοὺ ἐξ Ἀδάμ, Ἰησοῦ μου, ἁμαρτήσαντας πάντας)[22]. По всей видимости, данное утверждение святителя основывается на словах апостола Павла «в нем все согрешили (ἐφ᾿ ᾧ πάντες ἥμαρτον)» (Рим.5.12).

Святитель Феофан Затворник по поводу слов апостола пишет: «Иные толковники другие мысли соединяют с сим выражением, основываясь на том, что по-гречески стоит не: в немже, εν ω, — но: έφ' ω, — что следует перевести: поеолику, так как. Но мысль и при этом будет та же, то есть что согрешили в нем. И напрасно думают отнять у сего места силу доказательства первородного греха, говоря, что точный перевод сего места должен быть таков: так как все согрешили. А при этом не необходимо будет видеть здесь мысль, что согрешили в нем: ибо можно еще всем согрешать по примеру его, по поводу его. — То правда, что если взять эти слова: поелику все согрешили — вне связи, то они могут не давать той мысли, что все согрешили в нем; но если брать в связи и с предыдущим и с последующим, то и при этом переводе (поелику все согрешили) необходимо дополнять перевод словом: в нем, — чтоб выдержать вполне мысль Апостола. Он говорит: грех чрез одного вошел в мир, и грехом смерть, и таким образом смерть во всех вошла. Грех отворяет врата смерти. Если она вошла во всех, то во всех предшествовал ей грех. Но во всех грех предшествовать смерти не мог иначе, как тем, что все согрешили в том, чрез кого грех вошел, то есть в первом человеке, Адаме. Таким образом читая: смерть вошла во всех людей, потому что все согрешили, — не можем иначе понимать сие последнее, как: согрешили в нем»[23]. Медиоланский же святитель Амвросий глаголет: «Итак, смерть через грех одного человека вошла во всех людей, так что того, кого мы признаём отцом рода человеческого, мы должны признать и творцом смерти… В Адаме я пал, в Адаме изгнан из рая, в Адаме я умер! Как же Бог призовет меня, если не найдет меня в Адаме? Ведь как в Адаме я повинен в грехе и заслуживаю смерти, так во Христе я оправдан!»[24].

Одним словом, святоотеческая традиция понимания слова апостола Павла, что в IV веке, во времена св. Амвросия, что в ХIV веке, во времена святителя Феолипта, что в ХIХ веке, во времена святителя Феофана Затвоника неизменна: слова апостола означают «в нем все согрешили».

Святитель Феолипт, повествуя об истории грехопадения людей, в своих проповедях всегда касается сотериологической темы, он научает, что сделал Бог, и что нужно сделать человеку, чтобы избавиться от тления и вернуться к нетлению. «Первый Адам стал источником тления, <…> а Второй Адам стал источником нетления»[25]. Сын Божий ради каждого из нас соделался Человеком без греха; он воссоздал нас посредством крещения и Своей Крови, пролитой на Кресте[26]. Но, тем не менее, для спасения не достаточно только креститься. Человек, который являет дела веры, уже на земле обретает начаток жизни первозданного человека. Во время молитвы в храме, если человек оставляет все мирское, человек «возвращается к прежнему житию, то есть житию первого человека до грехопадения»[27]

Рассмотрев повествование святителя Феолипта Филадельфийского о первых людях, мы пришли к следующему выводу. Святитель Феолипт не пытался выстроить системное учение о первых людях, но, тем не менее, в своих проповедях, письмах и гимнографии часто обращался к данному библейскому сюжету. В его наследии изложено учение:

  • о том, как жили Адам и Ева до грехопадения;
  • о том, как произошло грехопадение;
  • о том, к каким последствиям привело преступление Божьей заповеди;
  • о том, что сделал Бог для спасения людей от тления;
  • и о том, что следует делать людям, чтобы от оного тления освободиться.

Как правило, к библейскому сюжету грехопадения святитель обращается в назидательных целях, повествуя о причинах падения Адама. Подвижник никогда не отклоняется от классического библейского сюжета, изложенного в книге Бытия, но порою смещает акценты в зависимости от того, от какого порока он хочет оградить слушающих ту или иную его проповедь.

Святитель Феолипт толкует библейские слова об Адаме и Еве в русле предшествующей ему святоотеческой традиции и не диссонирует с учением святых отцов последующих поколений.



[1] Μερικὴ διατράνωσις πρὸς ὑπόμνησιν ᾄγουσα τῶν παρὰ τοῦ ταπεινοῦ Φιλαδελαείας Θεολήπτου διαφόρως λαληθέντων καὶ γραφέντων τῇ σεβασμιωτάτῃ βασικίσσῃ Εὐλογίᾳ μοναχῇ καὶ τῇ μετ’ αὐτῆς καὶ ὑπ’ αὐτὴν Ἀγαθονίκῃ μοναχῇ // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Εκδοσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 282.

[2] Τῇ πεμπτῃ Κυριακῇ τῆς Σαμαρείτιδος // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Εκδοσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 80.

[3] Θεολήπτου μητροπολίτου Φιλαδελφείας περὶ τοῦ φεύγειν τοὺς ἀποσχιζομένους τῶν ὀρθοδόξων χριστιανῶν, προσεδρέυειν ἐν τοῖς θείοις ναοῖς ὑπείκειν τε τοῖς ἀρχιερεῦσι καὶ τοὺς λειτουργοὺς Κυρίου αἰδεῖσθαί τε καὶ τιμᾶν. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Εκδοσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 308.

[4] Τοῦ αὐτοῦ λόγος περὶ νηστείας ἀναγινωσκόμενος κατὰ τὴν Κυριακὴν τῆς Τυροφάγου. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Εκδοσεις «Τέρτιος», 1996. Σ.105.

[5] Τοῦ αὐτοῦ διδασκαλία διαλαμβάνουσα τὴν ὀφειλομένην διαγωγὴν τῶν ἐν τῷ κοινοβίῳ μοναχῶν. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Εκδοσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 162.

[6] Μερικὴ διατράνωσις πρὸς ὑπόμνησιν… Σ. 287.

[7] Ibid. Σ.284.

[8] Θεολήπτου μητροπολίτου Φιλαδελφείας… Σ.308.

[9] Toῦ αὐτοῦ περὶ ἡσυχίας καὶ προσευχῆς. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Εκδοσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 233.

[10] Ibidem.

[11] Пржегорлинский А.А. Особенности интерпретации св. Феолиптом Филадельфийским библейского повествования о грехопадении // Проблемы теологии: Вып. 3: Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (2–3 марта 2006 г.): В 2 ч. Екатеринбург, 2006. Ч. 2. С. 98–103.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Ἐπιστολὴ Θεολήπτου Φιλαδελαείας πρὸς βασιλισσαν Εἰρήνην, τὴν διὰ τοῦ θείου καὶ ἀγγελικοῦ σχήματος μετονομασθεῖσαν Εὐλογίαν μοναχὴν καὶ γνησίαν πνευματικὴν θυγατέρα αὐτοῦ χρηματίσασαν, ἣν καὶ οἰκείαις χερσὶν ἀπεκείρατο. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κρίτικο κίμενο – σχόλια, έκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι, 1996. (EP 2). Σ. 22.

[17] Τοῦ αὐτοῦ λόγος περὶ νηστείας ἀναγινωσκόμενος κατὰ τὴν Κυριακὴν τῆς Τυροφάγου… Σ. 105.

[18] Ἐπιστολὴ Θεολήπτου Φιλαδελαείας πρὸς βασιλισσαν Εἰρήνην, τὴν διὰ τοῦ θείου καὶ ἀγγελικοῦ σχήματος μετονομασθεῖσαν Εὐλογίαν μοναχὴν… Σ. 22.

[19] Τῇ πεμπτῃ Κυριακῇ τῆς Σαμαρείτιδος… Σ. 80.

[20] Θεολήπτου μητροπολίτου Φιλαδελφείας περὶ τοῦ φεύγειν τοὺς ἀποσχιζομένους τῶν ὀρθοδόξων χριστιανῶν… Σ. 308-309.

[21] Ἰδιόμελα εἰς κοινηθέντας μοναχούς. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κατερίνι, 1996. Σ. 438.

[22] Ἀκολουθία νήψεως καὶ νήψεως, νοός δηλαδὴ καὶ ἁμαρτημάτων,συνεχῶς ἐπιφέρουσα τὸ φρικτὸν μὲν τοῖς δαίμοσιν ὄνομα τοῦ Ἰησοῦ, ἡμῖν δὲ τὸ γλυκύτατον καὶσωτήριον. ἣν ὁ καθ’ ἡμέραν μετερχόμενος ἀταράχως ἀπὸ δαιμόνων βιώσεται, ὡς ἔγνωμεν ἀπὸ πείρας. // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κατερίνι, 1996. Σ. 386.

[23] Святитель Феофан Затворник. «Толкование послания апостола Павла к Римлянам». Гл. 1-8. – М.: «Правило веры», 2006 (Первая публикация – М., 1879)

[24] Амвросий Медиоланский. Две книги о преставлении брата его Сатира. / Пер. прот. Иоанна Харламова. — М.: Синодальная типография, 1884. С. 98.

[25] Τοῦ αὐτοῦ περὶ νηστείας // Θεολήπτου Φιλαδελφίας του ομολογήτου (1250–1322) βίος και έργα. Β΄μέρος. Κατερίνι, 1996. Σ. 241.

[26] Θεολήπτου μητροπολίτου Φιλαδελφείας περὶ τοῦ φεύγειν τοὺς ἀποσχιζομένους τῶν ὀρθοδόξων χριστιανῶν… Σ. 309.

[27] Τῇ πεμπτῃ Κυριακῇ τῆς Σαμαρείτιδος… Σ. 82.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9