Книжная суббота. История новоевропейской философии в ее связи с наукой
События

Автор показывает, как в XV-XVI веках формировались мировоззренческие и теоретические предпосылки новоевропейской мысли, получившие свое развитие и классическое завершение в творчестве Декарта, Бэкона, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Поскольку специфика философии XVII-XIX вв. определяется ее глубокой органической связью с наукой, прежде всего экспериментально-математическим естествознанием, постольку в книге раскрывается эта связь: автор анализирует творчество таких выдающихся ученых как Коперник, Галилей, Гюйгенс и др., показывая, как оно определяло фундаментальные принципы философии, ее понимание природы, человека, познания.

Книга представляет интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов - для всех, кто изучает историю философии науки и культуры эпохи модерна - эпохи, определившей характер современной индустриальной цивилизации.

Оглавление

Введение 5

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 11
1. От теоцентризма средних веков к антропоцентризму Ренессанса 13
2. Николай Кузанский 19
а) Проблема единого и пантеистические тенденции философии Николая Кузанского 19
б) Бесконечное как мера 26
в) «Привативная» бесконечность Вселенной 32
г) Приблизительность как постулат научного познания 38
3. Понятие бесконечности и гелиоцентрическая система Николая Коперника 46
4. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная 55

ГЛАВА ВТОРАЯ. ГАЛИЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ 61
1. Бесконечное и неделимое. Галилей и Николай Кузанский 65
2. Теория движения Галилея 75
3. Маятник и перспектива 86
4. Причина и закон в механике Галилея 97
5. Изменение понятия материи 102
6. Парадоксы теоретического мышления Галилея 108

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РАЦИОНАЛИЗМ РЕНЕ ДЕКАРТА 111
1. Очевидность как критерий истины. «Cogito ergo sum» 113
2. Природа как протяженная субстанция 120
3. Пробабилизм Декарта 130
4. Метод — инструмент построения «нового мира» 138
5. Картезианская теория движения 145

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ФРЭНСИС БЭКОН И ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НОВОЙ НАУКИ 153
1. Индуктивный метод. Выявление источников заблуждения 156
2. Наука — орудие господства человека над природой 159
3. Техника как идеал для науки 163
4. План создания истории науки и техники 167
5. Наука и общество: социальные проблемы организации науки 173
6. «Новая Атлантида» — бэконовский проект Академии наук 176

ГЛАВА ПЯТАЯ. АТОМИЗМ XV11-XVIII веков 181
1. Пьер Гассенди и философское обоснование атомизма 183
2. Христиан Гюйгенс. Атомистическая теория движения 191
3. Роберт Бойль. Трактовка эксперимента 200
4. Руджер Иосип Бошкович. Атомы как центры сил 205

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСААК НЬЮТОН 209
1. Борьба против «скрытых качеств» в естествознании XVII—XVIII вв. ... 211
2. Роль эксперимента у Ньютона. Эксперимент мысленный и реальный ..215
3. Понятие силы в динамике Ньютона 220
4. Абсолютное пространство и истинное движение 226
5. Философская подоплека ньютоновской теории тяготения 232
6. Полемика вокруг Ньютоновых «Начал» 238
7. Ньютонианство в XVIII веке 247

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ 255
1. Критика Лейбницем принципа субъективной достоверности 259
2. Учение о методе, или «общая наука» 261
3. Анализ математических аксиом 265
4. Конструкция как принцип порождения объекта 269
5. Сущность природы - не протяжение, а сила 275
6. Монадология 281
7. Природа - непрерывная лестница существ 290
8. Проблема континуума и вопрос о связи души и тела 295
9. Специфика научной программы Лейбница и трудности в решении проблемы материи 300

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. XVIII ВЕК: ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ 305
1. Дж. Локк: общественно-правовой идеал Просвещения 309
2. Коллизия «частного интереса» и «общей справедливости» 310
3. «Гражданин мира» — носитель «чистого разума» 312
4. Просветительская трактовка человека 315

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ИММАНУИЛ КАНТ: ОТ СУБСТАНЦИИ К СУБЪЕКТУ, ОТ БЫТИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 317
1. Критический идеализм Канта против онтологического обоснования знания 319
2. Всеобщность и необходимость научного знания 322
3. Пространство и время — априорные формы чувственности 324
4. Рассудок и проблема объективности познания 326
5. Рассудок и разум 329
6. Явление и вещь в себе 333
7. Мир природы и царство свободы 336

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. НАТУРФИЛОСОФИЯ КАНТА - ПОПЫТКА ОБОСНОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 339
1. Проблема континуума и ее решение Кантом 341
2. Соотношение математики, естествознания и метафизики. Попытка примирить Лейбница и Ньютона 349
3. Понятие природы у Канта 358
4. Проблема идеализации 363
5. Философское обоснование новой науки о природе 370

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ПОСЛЕКАНТОВСКИЙ НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ И ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА 377
1. Механицизм и принцип целесообразности 379
2. Рождение историзма - 384
3. Идеализм свободы Фихте. Деятельность Я как начало всего сущего 387
4. Объективный идеализм Шеллинга. Принцип тождества субъекта и объекта 391
5. Учение Гегеля о саморазвивающемся Понятии 395
6. Диалектика Гегеля. Всемогущество отрицания 398
7. Пантеистический характер гегелевского историзма 402

Примечания 406
Указатель имен. Составитель И А. Осиновская 445

Ссылка на источник с текстом книги

Другие публикации на портале:

Еще 9