Слово пред панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября (13 ноября) 1921 г. (в Казанском соборе г. Петрограда)
В день 195-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского публикуется слово, сказанное 95 лет назад ректором Петроградского Богословского института, настоятелем Казанского собора протоиереем Николаем Чуковым (впоследствии ставшим митрополитом Григорием) перед панихидой по великому русскому писателю.
Статья


Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского, и мы сегодня собрались помянуть его, помолиться о нем[i].

В суете и мраке сегодняшней жизни особенно отрадно и важно останавливаться мыслью на великих людях, некогда светивших человечеству. Это не только поднимает дух, обращает взор от низменных интересов в сторону высокого и идеального, но и освещает путь жизни. А Ф.М. Достоевский был именно одним из таких людей, гений которых бросил лучи, руководящие в пути жизни.

Великий проникновенный ум, широкое всеобъемлющее сердце через тяжкие испытания жизни привели Достоевского к пониманию и раскрытию глубоких тайников души человеческой, к уяснению вековечных вопросов, волнующих мир, к постижению безысходных пучин горя людского, к прозрению путей, по которым движется жизнь народная.

Всю свою жизнь Достоевский томился мукой религиозной жажды, всю жизнь он отдал страстному, напряженному, бесстрашному исканию правды истинной веры, весь горел в огне всю жизнь зовущего его света Христовой правды.

«Неотвязные вопросы о смысле жизни, о страшном зле жизни, о том, кто виноват в нем, как спастись от него», томят Достоевского. Он ищет правды жизни, все разрешающей и от всего спасающей.

И эту правду ему открыло Евангелие: «…эту правду, всю правду, полную и все разрешающую, он нашел во Христе, Спасителе мира, – во Христе, как истинном Богочеловеке, пришедшем, распятом, воскресшем и грядущем судить живых и мертвых. Здесь, во Христе, он нашел спасение, в Его кресте – искупление, в Его суде – разрешение»…

Передумав, перечувствовав, перестрадав в себе муки религиозных исканий и найдя эту правду во Христе, Достоевский, глубоко проникнув в сущность учения Христа и внутренний смысл крестных страданий, во всеоружии своего гения явился могучим провозвестником евангельских истин и поборником евангельских начал в жизни, призывая общество к покаянному самообвинению, к христианскому всепрощению.

В мрачный период духовного состояния русского (интеллигентного) общества выступил Достоевский со своим проникновенным словом. Умы замутились от материалистических учений, отошли от высоких и идеальных заветов Христа, подменили их служением иным идеалам, доходили даже до «все позволено»…

В это-то духовное безвременье Достоевский, как пророк, вещал свое слово о правде жизни, и в своих художественных образах осветил неправду духовного направления века.
Жизнь творят люди веры. Они – истинно – лучшие люди и вожди человечества. Таким творцом жизни был Достоевский.

Великая ложь времени была выявлена им во свете правды Христовой; и начался поворот в духовном состоянии общества, – поворот, с того времени шедший все дальше и дальше, все глубже и глубже захватывавший наше интеллигентское общество.

Глубоко всколыхнутое Достоевским отрезвление общества шло до самого последнего времени. И если налет последних лет, кажется, как будто подавляет и заглушает это отрезвление, то это временное и, может быть, необходимое явление для того, чтобы из окружающего мрака еще ярче засиял свет Христовой правды. Ведь «свет во тьме светит, и тьма его не объят»! А Достоевский глубоко верил, что именно русский народ послужит воскресению и единению человечества выявлением в себе, в обществе христианских начал правды.

Так, Достоевский был религиозным гением русской жизни. Он освещал в сознании общества подлинные, истинные пути жизни. И чем яснее и ближе будет он доходить до сознания народа, тем несомненнее будут наши упования на религиозное возрождение, на обновление жизни народа во свете истинного религиозного сознания.

Да, о Достоевском можно сказать: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, – заглохла б нива жизни»…

Помолимся же, да упокоит Господь, Великий и Светлый, и за гробом светящий нам Христовым светом в жизни дух раба Божия Феодора – в селениях праведных.


[i]Источник: «5 / 18 ноября 1921 г. Пятница. В воскресенье в соборе, в 4 часа, была большая панихида по Достоевскому. Служил Митрополит (Сщмч. Вениамин Петроградский – Л.А.); кроме причта были еще студенты священствующие. Пели тоже студенты. Народу собралось довольно много, в том числе профессура университета. Я говорил пред панихидой слово». //  Григорий (митр.) Чуков. Сб.  Избранные слова, речи и статьи; Дневник. Фрагмент. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Л.К. Александрова  СПб. 2016.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9