Восточные дискурсы в философии: от Российского философского конгресса (Уфа-2015) к Евразийскому философскому конгрессу (Минск-2017)
События

Последний конгресс прошел в октябре 2015 г. в городе Уфе и собрал почти тысячу философов из почти всех крупных городов России. Чтобы лучше понять масштаб мероприятия, привожу официальную статистику, опубликованную в Вестнике Российского философского общества №4 за 2015 г.: «На специально созданном сайте конгресса зарегистрировалось для возможного принятия участия в работе конгресса 1515 человек. В том числе: академики РАН – 3, чл.-корр. РАН – 2, доктора наук – 490, кандидаты наук – 620, без ученой степени – 400 человек. Представлены 16 стран мира (Россия, Азербайджан, Беларусь, Германия, Израиль, Испания, Казахстан, Китай, Киргизия, Молдова, Сирийская Арабская Республика, Словакия, США, Турция, Узбекистан, Украина). Поступило в оргкомитет 1371 тезисов, из них: 1092 из Российской Федерации (без учета Республики Башкортостан), 193 из Республики Башкортостан, 86 из иностранных государств. География участников: представлен 71 субъект РФ (из 85) из всех 8 федеральных округов. В работе конгресса приняли непосредственное участие более 900 человек. В качестве очных участников было зарегистрировано 770 человек, из них из Республики Башкортостан – 210 человек и 32 иностранных гражданина из 13 государств (Китай, Монголия, Иран, Турция, Испания, Франция, Италия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Украина). Москва – 105, С.Петербург – 31, Казань – 23, ВИП-гости – более 50 чел. Представлены 95 городов РФ». Как видно, состав конгресса значительно вышел за пределы регионального философского мероприятия и принял облик практически международного формата.

Конгресс получил подзаголовок: «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений». Место проведения: г. Уфа, имеющая богатые мусульманские и в целом восточные коннотаты также стимулировало к участию в философском форуме представителей восточных стран и восточных регионов России. Так из 13 стран - 8 представляли Восточные культуры и ментальности. Делегация из Казани и Башкортостана по количеству участников значительно превысили делегации из Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом количественно восточная специфика не могла не доминировать в рамках этого титульного мега-события философской жизни России и Евразии. Отчасти, это воплотилось в пленарном заседании которое открывали Р.Г. Абдулатипов, Р. Хамитов и другие. Закрывал пленарное заседание доклад, посвященный арабской философии.

Создавалось впечатление, что мега-событие структурно и системно направленно на развитие восточных дискурсов в отечественных философских исследованиях. Многие участники в частных беседах отмечали, что столь мощный ориенталистичееский вектор является отражением евразийского поворота российской политики и свершившегося цивилизационного выбора. Однако вывод был весьма поспешен и как показал вдумчивый анализ – ошибочен. На философском конгрессе было представлено 26 научных секций, 5 симпозиумов, 1 конференция, 29 круглых столов, 2 творческие встречи. К величайшему удивлению автора, собственно восточная тематика прозвучала лишь в одном мероприятии: секция «Философия востока». На секции было в конечном счете опубликован 21 доклад (из более чем тысячи опубликованных текстов в целом по конгрессу). Это изумительно мизерное число, особенно учитывая качественный состав участников, тематику конгресса и пафос пленарного заседания. На остальных мероприятиях «Восток» всплывал спорадически и существенного влияния на философские дискурсы секций, круглых столов и симпозиумов – не оказал. Невероятно, но факт, на проходящем параллельно в г. Уфе десятом юбилейном съезде Востоковедов России из сотен названий докладов лишь несколько имели прямое отношение к философии, основная же масса была посвящена политологии, филологии, истории, археологии и прочему.

Этот факт свидетельствует о том, что, не смотря на интерес политической и экономической элиты Российской Федерации к Востоку, де факто отсутствует качественная и системно организованная школа массовой подготовки экспертов по проблемам Востоковедения. Узкие специалисты, элитарные научные структуры действуют и весьма авторитетны в научных кругах. Однако нет механизмов воспроизводства рядовых сотрудников, акторов среднего менеджерского уровня (в количестве ориентированных на тысячи единиц) включенных в восточные дискурсы и восточные культурно-ментальные практики. Во всем мире такую задачу решает философское сообщество путем формирования учебных дисциплин, кратких курсов повышения квалификаций, студенческих семинаров, научных симпозиумов посвященных Восточным философиям. И только после базовой общей подготовке идет выковка классных профессионалов «заточенных» на определенные регионы и культуры. Структура эталонного философского мега-события России показала, что современное философское сообщество России еще не готово в полной мере обеспечить общественный заказ на «проработку» восточных дискурсов. Есть понимание необходимости этого (тема конгресса), есть региональный интерес элит (количество участников из «восточных» областей РФ), есть попытки реализовать ориенталистический философский дискурс (пленарное заседание, Заключительное слово и т.п.)… но основная масса философов оказалась явно не готова в полной мере поддержать тематическую направленность мега события, тем самым смазав и деструктурировав его дискуссионную систему.

В этой связи следует акцентировать внимание на будущем. А именно на том факте, что очередное значительное событие в философской жизни Евразии пройдет в Белоруссии, в г. Минске, где в 2017 году планируется провести масштабный Первый Евразийский философский конгресс. Хотелось бы верить, что аберрации в отношении ориенталистичных штудий допущенные на Российском философском конгрессе в 2015 году будут учтены и сняты в рамках проведения Евразийского философского конгресса в году 2017.

Источник cont.ws

Другие публикации на портале:

Еще 9