Протоиерей Алексий Уминский проанализировал современный церковный взгляд на семью
События

В начале о. Алексий оттолкнулся от «Основ социальной концепции РПЦ», подчеркнув, что о семье в этом документе говорится, главным образом, как о социальном институте. Но как определить семью с евангельской точки зрения? Это вопрос не такой очевидный, как кажется на первый взгляд, он «с трудом осмысливается в приходской жизни, многие прихожане дезориентированы». В частности, это связано с «необсуждаемым штампом», который транслируют многие священники, -- о том, что целью христианской семьи является деторождение. О. Алексий подверг аргументированной критике это вредное, на его взгляд, утверждение, которое приводит к многим нестроениям и даже трагедиям в семьях. По его словам, Церковь не должна ставить перед прихожанами задачи демографического роста. «Я убежден: деторождение – природа семьи, но не цель. Если это считать целью – брак искажается. Многодетная семья – это хорошо, но не каждому по силам. Деторождение есть исключительно исполнение любви», -- сказал он.

Ссылаясь на образ семьи первых людей в раю, описанный в книге Бытия, на апостольские послания, докладчик обосновал свою мысль о том, что «цель брака – осуществление христианской любви, место, где человек присутствует по-настоящему и до конца и реализует себя как христианин в жертвенном отношении к другому, это выражение антропологически заложенной в человеке церковности». «Чтобы двое, став единым существом, приносили это единство в вечность, чтобы малая церковь и Церковь Небесная стали едиными» -- воспринимаемый таким образом брак предполагает «очень серьезный духовно-аскетический путь». Докладчик выразил удивление, что в учебниках для будущих пастырей и в проекте документа Межсоборного присутствия РПЦ «О церковном браке» «ничего не говорится о любви как основе семьи».

Как мыслятся в православии интимные отношения в браке? По словам о. Алексия, основное учение об этом таково: всякие отношения между мужчиной и женщиной до брака и вне брака рассматриваются Церковью как грех блуда. Супружеская измена – единственная евангельская причина расторжения брака. Эти положения бесспорны, а дальше начинается «огромное количество мифов и суеверий, которое блуждает в головах нашего священства» и которое исходит из понимания брака как средства чадородия. Например, пастыри внушают прихожанам, что интимные отношения супругов не могут быть чистыми, что их оправданием может быть только деторождение. «Всякая близость вне этой логики признается грехом». Такой подход заставляет супругов-христиан постоянно испытывать чувство вины, избегать близости. Бывает, что в пример им ставят поведение животных (о. Алексий прочел «этот бред» в одном миссионерском журнале), которые совокупляются исключительно ради зачатия потомства. Еще один характерный пример – нередкий и странный, по мнению выступавшего, обычай запрета первой брачной ночи после венчания и причащения, не зафиксированный в церковных установлениях. Таким образом «причастие жестко противопоставляется «скверне» супружеских отношений», заметил о. Алексий. Подобное отношение к супружеской близости -- причина многих разводов, психологических срывов, «навязанной многодетности, которую семья не может нести», заметил он.

У него совсем иной взгляд на эту сферу супружеских отношений: «Цель христианского брака – жить во взаимной любви, приводящей супругов в Царствие Небесное. Интимные отношения наполняют жизнь любящих мужа и жены взаимной нежностью, лаской, сокровенным восторгом друг от друга. Естественно, что плодом этой нежности являются дети, рожденные и воспитанные в любви». Как же можно считать супружеские отношения «следствием греховной страсти», если еще до грехопадения первым людям был дан завет: «Плодитесь и размножайтесь», напомнил священник. Он также проанализировал ряд церковных канонов, касающихся этой темы, и резюмировал, что «все детали супружеских отношений оставлены церковным законодательством на усмотрение супругов». Это же касается и проблемы контрацепции: неабортивные контрацептивны «не одобряются и не осуждаются однозначно», поэтому их использование тоже относится к сфере согласия супругов.

Обращаясь к проекту документа Межсоборного присутствия РПЦ «О церковном браке», о. Алексий выделил несколько положений, которые у него вызывают вопросы. Например, как принятая практика совершения венчания после регистрации в ЗАГСе может согласоваться с идеей катехизической подготовки молодоженов к браку, если они уже этот брак заключили? Хорошо, что Церковь теперь не приравнивает невенчанный, но зарегистрированный брак к блуду (хотя и сейчас есть священники, которые отлучают таких людей от причастия), но как быть с тем, что называют сожительством, если это фактически семья, существующая много лет, в ней растут дети? «Редко кто из священников допускает таких людей к таинствам. Но семья-то есть! И она получает от Церкви отлуп», -- предложил вопрос к размышлению священник.

По его мнению, нуждаются в проработке и вопросы о степенях родства, допустимых для заключения церковного брака. И если запрет на близкое кровное родство в этом случае совершенно оправдан, то  отказ в венчании для двух крестных одного ребенка или двух братьев, которые хотят жениться на двух сестрах, представляется ему необоснованным, как и запрет венчать женщин после 60 лет и мужчин после 70. Его удивляет также, что появилось понятие «второбрачный священник», что разрешается заключать последовательно три церковных брака, что у епископа нельзя испросить разрешения на «церковный развод», но можно – «благословение на второй брак», при этом этот второй брак должен быть уже зарегистрирован в ЗАГСе.

Церковь много говорит о ценности брака, но само отношение к разводам очень изменилось в сторону либерализации, продолжил докладчик. Например, сегодня в церковных документах значительно увеличилось число оснований для разводов, и «это при том, что православные очень любят осуждать католиков за модернизм, но у них развестись – невозможно!». «Это катастрофа! Там (в проекте документа Межсоборного присутствия РПЦ – ред.) само понятие церковного брака не сформулировано, там три строчки про брак и три страницы про развод!» -- сетует священник, который, однако, считает благом саму возможность публичного обсуждения документов Межсоборного присутствия.

Как сегодня Церковь может помочь семье? Отвечая на этот вопрос, о. Алексий вспомнил о недавней поездке в Хабаровскую епархию, где ведется большая работа с семьями, с беременными женщинами. Например, благодаря проекту «Теплый дом для мамы», который оказывает помощь матерям-одиночкам в кризисной ситуации, удалось только в этом году отговорить от аборта 200 женщин – 200 младенцев появились на свет! «И это не единственная епархия, где есть такая работа», -- заметил о. Алексий и добавил: «епархиальные кризисные центры помощи, открытые двери, стремление Церкви нести тяготы людские – вот единственно возможный путь (борьбы с абортами – ред.), а не запреты».

В ходе обсуждения доклада священник ответил на вопросы о смешанных браках, о домашнем насилии, о подготовке будущих супругов к семейной жизни и многом другом.

http://blagovest-info.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9