Круглый стол «Музыка русского зарубежья: история и источники» в рамках семинара «Русское зарубежье: неизвестные страницы» в Государственном институте искусствознания
События

В программе:

- презентация нового издания — сборника «Русское зарубежье: музыка и православие» (М., 2013), который представят М.А.Васильева (ДРЗ) и С.Г.Зверева (ГИИ);

- лекция Михаила Толстого (Санкт-Петербург) «“Кто Вы, профессор Кибальчич?” Опыт реконструкции биографии»;

сообщения об архивных коллекциях: М.А.Васильевой (ДРЗ) «По страницам истории Христорождественской церкви во Флоренции», Е.В.Кривцова (ДРЗ) «В.Н.Ильин — Симфония Фа мажор “Радость земли” (Источники нотного текста)»;

- сообщения о текущих проектах: Л.З.Корабельниковой (ГИИ) «Музыкальное искусство в газетной периодике Русского зарубежья: начало 1920-х годов», О.А.Бобрик (ГИИ) «Из опыта комментирования дневников Артура Лурье (1941–1946): открытия, тупики и перспективы»; К.В.Абаровской (Издательский отдел Московского Патриархата) «Об издании дисков с записями мужских ансамблей под управлением Кедровых»;

- дискуссия.

Сборник «Русское зарубежье: музыка и православие» открывает практически нетронутое поле музыкальной жизни русских православных диаспор в разных странах мира в 1920–1970-е годах. В центре внимания — многие страны и континенты, где находились русские колонии: Северная и Южная Америка, Западная и Центральная Европа, Балканы, Австралия. В издании представлены неизвестные страницы биографии И.Ф.Стравинского, А.Т.Гречанинова, И.А.Гарднера, история всемирно известного Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова, а также сотни забытых имен тех, кто за пределами России сохранял национальные музыкальные традиции. Многие авторы статей, воспоминаний, бесед, интервью (митрополит Сурожский Антоний, протоиерей Михаил Фортунато, профессора М.В.Ледковская, Н.Б.Мосусова, А.Р.Небольсин, Р.В.Полчанинов, Н.П.Спасский) сами представляют старую русскую эмиграцию, сохраняющую тесную преемственность с ее первой волной. Издание подготовлено Государственным институтом искусствознания совместно с Домом русского зарубежья.

Михаил Толстой: «В Музее русской культуры в Сан-Франциско (МРК) найден скульптурный портрет “Профессора В.Ф.Кибальчича” работы Сергея Коненкова, не описанный в российских каталогах работ скульптора. Поиск в архиве МРК привел к обнаружению небольшого количества очень информативных документов, принадлежавших Василию Кибальчичу. Они позволили, с привлечением дополнительных сведений из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Праги и США, восстановить удивительную биографию одного из самых загадочных музыкантов русского зарубежья. Главное — это восстановление данных о российском периоде его жизни, которые Кибальчич тщательно скрывал, находясь в эмиграции в США, где он стал знаменитым дирижером созданного им Русского симфонического хора в 1920–1930-х годах. Дожив до 97 лет, он скончался в Сан-Франциско в 1981 году».

Мария Васильева: «История Церкви Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца во Флоренции напрямую связана с именами ее первого настоятеля протоиерея Владимира Левицкого (1843–1923) и первого регента Адриана Харкевича (1877–1961). В 2011 году флорентийский архив семьи Левицких-Харкевичей был передан в Москву, в Дом русского зарубежья. Ценные материалы (реликвии, фотографии, документы, переписка, дневники, периодические и отдельные издания, ноты, рисунки и др.) помогают сегодня подробно воссоздать хронику становления первого православного храма в Италии, а также хронику жизни русской общины во Флоренции конца XIX – начала ХХ в.»

Елена Кривцова: «В истории русской мысли философ Владимир Николаевич Ильин (1890–1974) оставил о себе память как пламенный “евразиец”, автор оригинальных богословских концепций и работ по литургике. Менее известна его музыкальная деятельность в эмиграции как преподавателя Русской консерватории им. С.В.Рахманинова в Париже и музыкального критика. И совсем неизвестна его творческая ипостась композитора. В 2007 году в Дом русского зарубежья поступил архив В.Н.Ильина. В фонде философа хранится ряд его музыкальных автографов — симфонические, хоровые и вокальные произведения разных лет. Речь пойдет об одном из его самых значительных завершенных сочинений — Симфонии F dur «Радость земли» (подзаголовок в черновике: «Matto la primavera di Sandro Botticelli») в 4-х частях (Париж, 1933). Симфония посвящена юной жене Ильина — Вере:

Любовь, как атом огневой,
Его в пожар миров метнула,
В Нем на себя она взглянула
И в ней узнал он пламень свой.

Вяч. Иванов»

 

Семинар ведут Светлана Зверева, Мария Васильева.

Информация на сайте Государственного института искусствознания

Семинар состоится по адресу:
Москва, Козицкий пер., д. 5
Проезд: м. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская»
Тел.: +7 (495) 694-03-71

http://www.domrz.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9