Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»
Вниманию читателей предлагается дипломная работа студента Джорданвильской духовной семинарии Львова Д.В. Научный руководитель: Псарёв А. В.
Статья


СОДЕРЖАНИЕ


 

Реферат
Введение
Предмет исследования
Отношение современных россиян к браку
Отношение современных россиян к религии
Задача работы и метод исследования
Библиография

Глава I
Возникновение семейных отношений, установление института брака
Исторический обзор форм совершения брака:
А. В Ветхозаветный
Б. В Новозаветный период
Цель брака в Ветхом и Новом Завете

Глава II
Отношение к браку в древней Церкви
Установление таинства брака

Глава III
Причина возникновения гражданского брака

Заключение

Список использованой литературы 
 

РЕФЕРАТ
 
Композиционно моё сочинение состоит из введения, трёх основных частей и заключения.

Введение посвящено определению темы исследования. Приводятся данные социологических исследований в России, касающихся брака и религии, определяются задачи работы и методы их осуществления, делается анализ библиографических данных.

Первая глава посвященна историческим аспектам брака. Освящаются такие вопросы как возникновение семейных отношений, установление института брака, приводятся свидетельства Священного Писания и Священного Предания, мнения святых отцов и учителей Церкви.

Во второй главе рассматривается отношение к браку во времена древней Церкви и средневековья. Показывается положение брака согласно государст-венным законам.

Третья глава посвящена гражданскому браку: причина возникновения гражданского брака и время его возникновения, а так же существующие формы брака согласно государственным законам разных стран.

Заключение отвечает на основной вопрос работы: «Является ли гражданский брак блудом, можно ли причащать пары, состоящие в гражданском браке и нужно или необходимо их венчать?»

В конце работы приводится список использованой литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

От начала же создания, Бог «мужчину и женщину сотворил их».
Посему оставит человек отца своего и мать,
и при-лепится к жене своей, и будут два одною плотью;
так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

(Мк. 10:6-9)

 

Предмет исследования

Тема этой работы возникла не случайно. Мнение о том, что брак, не заключённый в Церкви по её правилам, не является браком как таковым, а считается блудным сожительством распространено как в среде русской эмиграции, так и в России.

В статье архиепиcкопа Аверкия (Таушева) «Вопросы и Ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения», читаем: «Допускать ли к Святой Чаше не живущих в церковном браке?» и ответ: 

Православные христиане, являющиеся православными от рождения (выделено мною - Д.Л.), но упорно не желающие освятить своего плотского сожительства с лицами другого пола церковным таинством брака, не должны быть ни в коем случае допускаемы к причащению Святых Христовых Таин, чтобы не причаститься «себе в суд или во осуждение». Для православных христиан законным является только брак, заключённый в Церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием (выделено мною - Д. Л.), за которое они подлежат по канонам отлучению от причащения Святых Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха.[1]

Такая точка зрения может поставить человека в серьезную ответственность перед церковными правилами так как по 59 правилу святого Василия Великого: «Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святого причастия».

В современной России венчание брака не является повсеместным явлением, в силу семидесятилетней государственной политики атеизма. [«По кодексу Законов об актах гражданского состояния (изд.1918 г., ст.52) начиная с 20 декабря 1917 г. «только гражданский (советский) брак (...) порождает права и обязанности супругов». По новому Кодексу законов о браке, семьи и опеке с изменениями до 1 июля 1932 г. (Москва, 1932) «документы, удостоверяющие факт совершения брака по религиозным обрядам, никакого юридического значения не имеют» (1,1,2). Бесспорным доказательством брака является его регистрация, а если брак не был зарегистрирован, то совместное сожительство и вообще выявление супружеских отношений перед третьими лицами (1,1,3; 1,3,12)»].[2] Видно, что в данных законах о церковной регистрации брака - венчании, вопрос не ставится, так как этот вопрос уже решён отрицательно.

Православный же подход к решению социально-нравственных вопросов требует учета всех обстоятельств жизни в том обществе где живут христиане.
 

Отношение современных россиян к браку

Данные социологического исследования, проведённого исследовательским холдингом ROMIR Monitoring[3], посвященного отношению граждан России к семье и детям выясняют, что наиболее приемлемой формой семейных отношений для большинства россиян сегодня является официально зарегистрированный брак - 72%. Совместную жизнь без регистрации брака одобряют только 18% опро-шенных. Сторонниками венчания являются 7% россиян. При этом 2% опро-шенных вообще не считают необходимым иметь семью, а 1% затруднились ответить на этот вопрос. Социологи отмечают, что совместная жизнь без регистрации более популярна среди молодежи от 18 до 24 лет. В рамках данного исследования проведеного 13-18 мая 2004 года было опрошены 1600 россиян в 46 регионах Российской Федерации, в 107 городских и сельских населенных пунктах.


Отношение современных россиян к религии

В 2003 году та же организация провела исследование «Год православной

России»[4] посвящённое отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. Исследование проводилось на протяжении 2003 года, объём выборки - 1500 россиян в более чем 100 городских и сельских населённых пунктах РФ. На вопрос «Какую религию Вы исповедуете?» были получены следующие ответы: Православие - 71%; Ислам - 2%; Другое - 3%; Не исповедую никакой религии - 23%; Затрудняюсь ответить - 1%. Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности Православию, около пятой части опрошенных определили себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям. Так же был задан вопрос: «Как часто Вы посещаете религиозные службы?» Вот ответы опрошенных считавших себя православными: Каждую неделю - 6%; Раз в месяц - 13%; Несколько раз в год - 34%; Только в Рождество и Пасху - 11%; Реже чем раз в год - 15%; Не посещаю религиозных служб - 21%. Результаты опроса показывают, что большинство тех, кто считает себя православными, посещают религиозные службы лишь несколько раз в году.

Вышеприведенные данные наглядно рисуют картину религиозности современного россиянина. Если учесть, что к православным относят себя 71% населения России, при том что из них сторонниками венчания являются 7%, а тех, кто посещает храм и регулярно участвует в таинствах только 6%, учитывая даже тех, кто посещают храм хотя бы раз в месяц (13%), то оставшееся православное население России, а это 51%, живет в блуде и их, даже сообразуясь с советом митрополита Антония (Храповицкого), что срок епитимии нужно делить на три,[5] всех этих людей, половину населения России, нужно отлучить от причастия как минимум на два года.
 

Задача работы и метод исследования

Цель моей работы ответить на вопросы: «Насколько глубоко основано на Священном Предании Православной Церкви мнение, что "гражданский брак" является блудом, необходимо ли пары, состоящие в таком браке, венчать и можно ли причащать супругов состоящих в подобном союзе?»

Работая над этим сочинением я использовал классический метод исследования, основывающийся на детальном анализе имеющихся в моём распоряжении источников. Если источник имел прямое отношение к данной теме, он был прочитан полностью и по ходу чтения делались необходимые заметки по теме, которые в течении всего процесса исследования помогали держать внимание в направлении моей темы. После прочтения всех источников все заметки были собраны воедино. Если же источник имел косвенное отношение, как например справочники или работы в которых лишь частично затрагивается данный вопрос, то, соответственно, читались лишь необходимые места и делались заметки. Далее сделанные заметки собирались воедино, классифицировались по темам и мнениям и уже по ним составлялся окончательный вариант работы. Делая анализ данных я сохранял все «за» и «против», таким образом стараясь, на сколько это возможно, оставаться объективным в суждениях, памятуя, что по настоящему может быть объективным лишь один Бог.
 

Библиография

В качестве основных пособий были использованы две книги по данной теме. Это Христианская философия брака профессора С.В. Троицкого, и Брак в православии протоиерея Иоанна Мейендорфа. Эти книги небольшого объёма, но всесторонне исследуют тему об истории развития православного понимания брака. Изложеные простым и доступным языком, они дают наглядную картину освящаемого вопроса. В приложениях помещён дополнительный материал касательно темы: ссылки на Священное Писание, работы святых отцов, официальные документы.

Самым авторитетным пособием является Библия или книги Священного Писания Ветхаго и Нового Завета количеством семьдесят семь, в русском «синодальном» переводе с параллельными местами.

Книга протопресвитера Иоанна Мейендорфа Христианский брак в Византии: каноническая и литургическая традиция является содержательным историческим экскурсом в историю брака: его формы, методы заключения, значение в Ветхом и Новом Заветах, всё это изложено очень интересно и удобовразумительно.

Замечание на проект брачного права, выработанный Кодификационной Комиссией Польской Республики изданый канцелярией Священного Синода Православной Церкви в Польше является апологией на Проект Брачного Права от 9-го декабря 1931-го года. На 5-ой странице Замечания говорится, что: «Проект построен таким образом, что на первое и более привиллигированное место выдвигается именно форма гражданского брака».[6] Книгу профессора М. В. Зызыкина Гражданский брак, изданую той же типографией годом раньше, можно назвать дополнением или приложением к Замечанию.

Издающаяся в наше время Православная энциклопедия предлагает большую и исчерпывающую статью о браке, где в основном делается упор на историю формирования инситута брака.

Профессор М. В. Владимирский-Буданов, писавший в начале ХХ века, в своей книге Обзор истории русского права очень подробно рассматривает историю брака, начиная с форм брака языческих времён и заканчивая XX веком. Он уделяет внимание таким вопросам как: условия совершения брака, формы совершения брака, прекращение и расторжение брака, взаимные отношения супругов, имущественные отношения супругов, союз родителей и детей и другие. В данном случае меня интересовала глава «Формы совершения брака».

Книга Лекции и исследования по древней истории русского права по своей сущности очень похожа на предыдущую. Использована глава «Установление брака».

Протоколы комиссии по церковному праву при Московском Юридическом Обществе за 1911-1912 года, составленные и изданные под наблюдением секретаря комиссии приват-доцента Московского Университета А. И. Покровского, во второй своей части также затрагивают вопрос о браке, в частности гражданском.

Материалы изложены в виде прения по поднимаемым вопросам.

В четвёртом томе Настольной книги священнослужителя, изданной

Московской Патриархией в 1983 году, интерес представляют две главы. В одной из них - «Церковно-канонические припятствия к браку», указывается на то, что «Православная Церковь, хотя и считает гражданский брак лишённым благодати, фактически признаёт его и отнюдь не считает его незаконным блудным сожительством»,[7] а в другой главе представлен Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения.

Работа современного исследователя Е. В. Беляковой, Церковный суд и проблемы церковной жизни составлена по деяниям поместного собора 1917-1918 годов. Касательно брака рассматривается вопрос о разводе и собственно о гражданском браке. По мере рассмотрения обоих вопросов, приводятся подтверждения из прессы того периода, дается подробный исторический контекст, указываются интересные тематические ссылки. Для меня эти данные были интересны тем, что они представляют мнение по теме моего исследования не только историков, но и юристов.

Подготовленная современным исследователем Гюнтером Шульцем книга Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг: Обзор деяний содержит документы, справочные материалы собора и большой библиографический указатель, а также биографические сведения о членах Собора, многим из которых суждено было принять мученическую смерть за исповедание Христа.

Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийскаго представляют собой ценный путеводитель по собранию канонических правил. Подготовленные в конце XIX века толкования Преосвященного Никодима ценны тем, что в строго церковном духе избегают крайностей фундаментализма или анархизма, основываясь на наследии, как «классических» византийских толкователей, так и на славянской канонической традиции.

Курс церковного права протоиерея Владислава Цыпина важен тем, что во-первых, это единственный в России полный курс лекций по данному предмету, а во-вторых, потому что является попыткой суммировать и передать современнику материалы дореволюционных курсов Церковного Права.        

Из Алфавитного указателя действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительст-вующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, отно-сящихся к духовному ведомству православного исповедания, составленного С. В. Калашниковым, я использовал статью «Брак», как дающую представление о церковно-правовом статусе таинства в синодальный период.

Так же в работе были использованы публикации периодической печати и интернет-изданий, список которых приводится в Списке использованной литературы.


ГЛАВА I

 

Кто, как не брак, соединил море
и сушу влажной дорогой
и объединил раздельное друг от друга?

Свт. Григорий Богослов. «Моральная поэма»

 
Возникновение семейных отношений, установление института брака

Семейные отношение в человеческом обществе ведут своё основание со времени сотворения первых людей - то есть наших прародителей Адама и Евы. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (...)» (Быт. 1:27-28). Таким образом естественный закон семейных отношений положен Богом в самом устройстве человека. Различие между полами - это особый дар Бога людям. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским Собором 2000 года, говорится: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении (...) ». Во второй главе книги Бытия Господь Иисус Христос благословляет уже созданый им семейный союз, говоря: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Выражение «и будут два одна плоть», указывает на постоянное единство супругов.

Что же такое семья? Семьёю называется сложный союз супругов между собою, и родителей с детьми. Именно союз и есть то постоянное единство, на которое указал Господь. Историкам известны несколько видов семейных союзов. В основном вид семейного союза зависел от двух аспектов: религии общества и его нравственного состояния. Наиболее были распространены следующие виды супружеских союзов. 1) Общеплеменной, в котором не было индивидуального брака, но женщины всего племени составляли достояние мужчин всего племени. Такой вид союза был распространён среди языческих народов. 2) Матриархальный когда племя делится на отдельные кровные группы, каждая под властью матери. Такой вид союза можно было наблюдать среди полинезийских племён, например на Гавайских островах. Это объясняется тем, что такая семья была клановой, в которой было несколько мужей и несколько жён и все общие. Знать отца в таких случаях зачастую не представлялось возможным, поэтому власть концентрировалась в руках матери. 3) Патриархальный - индивидуальный полигамический или моногамный брак под властью отца. Полигамический патриархальный брак был распрастранён в Древнем Китае, среди израильских народов (евреи, хананеи), среди древнеарийцев. Сейчас такой брак, за некоторым исключением, можно наблюдать только среди мусульман. Моногамный патриархальный брак - это вид новозаветного брака. Данный вид брака в настоящее время является наиболее распространённым и общепризнанным современной культурой. Вообще современное понятие семьи есть явление достаточно высокой культуры, сложившееся путём долгого предварительного процесса, но стоит отметить, что это явление поставлено на грань вымирания, так как в современном обществе очень сильно царит дух язычества. Нравственные рамки всё чаще и чаще размываются, а целомудрие становится пережитком прошлого. Рост случайных половых связей стирает понятие семьи, общество постепенно возвращается к состоянию нравственности, близкому к тому, которое было во времена поклонения Ваалу. 

Исторический обзор форм совершения брака в Ветхом и Новом Завете

Рассмотрим способы образования супружеских союзов. Супружеский союз возникает из брака мужчины и женщины и предпологает затем определённые отношения: юридические и материальные, то есть личные и имущественные. Брак в семейном праве - это добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.[8] Брак может заключаться как в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), так и Церковью.[9]
 

А. Брак в ветхозаветный период

Формы заключения брака можно поделить на две основные группы: ветхозаветные формы и новозаветные. Основными формами, относящимися к первой группе, можно назвать такие как: похищение, покупка и приведение невесты в дом жениха.

Похищение - один из самых древних видов заключения брака, некоторыми признаётся первой формой индивидуального брака. Такой формой заключения брака пользовались дохристианские славянские племена Древлян, Радимичей, Вятичей и Северян. В некоторой форме обрядовая часть сохранилась до сих пор в разных краях славянского мира, но имеет там лишь обрядовое значение. Похищение может быть и мнимым и действительным. У сербов этот обряд называется отмица, а по латински usus. Брак наступал с момента признания факта похищения.

Покупка - второй способ заключения языческого брака. Право продажи принадлежало главе семейства или рода или княжества. Этот способ заключения брака можно считать цивилизованным похищением, где плата за невесту является следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, при чём первый платил второму выкуп. Плата за невесту называется или калым (заимствовано с татарского) или выкуп. Римская аналогичная форма называется coemptio. Дореволюционный российский этнограф Терещенко свидетельствует, что среди зажиточных поселян города Нерехта Костромской губернии, считалось бесчестием отдать дочь безденежно, при чём чем выше цена, тем больше чести для невесты.[10] Сам брак состоял из передачи, за известную цену, власти на женщину от родителей или родственников её жениху.

Привидение - ещё одна из форм брака, известная у полян. Смысл её заключался в том, что не жених шёл в дом невесты за ней, а невесту приводили в дом жениха и не жених платил за невесту, а за ней приносили приданое. Римский аналог этой формы - conffareatio. Центральным моментом действия было принесение жертвы богам и чтение священных молитвенных формул. Эту форму можно считать самой облагороженной версией языческих форм брака. Жена здесь уже существенно отличается от наложницы, брак получает прочность и обязательность не только для жены, но и в равной степени для мужа.


Б. Брак в Новозаветный период

Новозаветный брак установился постепенно в течении столетий, представляя собой смешанный результат действия светского и церковного права. Формы совершения новозаветного брака зависят от различия понятий о самом браке. В римском и византийском праве брак считался договором.[11] Таким образом брак отличали от сожития и регулировали имущественные отношения, которые возникали в результате брака. Форма брака ни чем не отличалась от формы совершения других гражданских сделок. Он мог быть совершаем или в письменном или в символическом виде. Например в виде приведения невесты в дом жениха. Византийские кодексы, включённые в нашу Кормчую книгу, ничего не упоминают о церковном венчании, но императорский эдикт Льва Философа (IХ в.) предписал совершать брак через венчание, а в XI веке император Алексей Комнин указал заключать брак через венчание не только для свободных, но и для рабов.[12]

В России политика необходимости венчания для всех слоёв общества начинает вводиться с XII века, как борьба с языческими обрядовыми формами. До XII века венчание не дозволялось простым людям.[13] Сохранившиеся строгие поучения показывают, что невенчаные браки были очень распространены вплоть до XVI века.[14] Только к XVI столетию Русская Церковь смогла провести в жизнь своё учение о сущности брака как о таинстве, и о единственной законной форме его совершения - венчании. Поначалу власть, разрешавшая брак, принадлежала только архиереям. Преосвященные давали так называемую венечную память или знаменную грамоту, а священники выясняли возможные препятствия (брачный обыск), делали оглашение и совершали чинопоследование. Такая форма была установлена не в Византии, а в России. В 1765 году Святейший Синод отменил венечную память, а позже право совершения брака предоставил приходским священникам. Ко времени императора Петра I никакие юридические документы для совершения брака не требовались, необходимо было лишь венчание. При Петре I появляются смешанные браки лиц православных с лицами других христианских исповеданий. В 1721 году было первое разрешение Синода на cмешанный брак.

Старообрядческий раскол XVII века внёс свою поправку в церковное право Русской Церкви. Государство не признавало «раскольничьи» браки, а «расколь-ники» не признавали венчания в Русской Православной Церкви. Такое обоюдное непризнание длилось вплоть до XIX века. 19 апреля 1874 года властью было разрешено дозволить им совершать брак гражданским порядком, то есть посредством юридической регистрации. Таким образом в Россию вернулась юридическая форма совершения брака.

Для лиц других конфессий было разрешено совершать брак согласно религиозным обычиям и обрядам, но гражданские последствия брака рассматривались светским судом. Если один из двух супругов-нехристиан принимал Православие, то брак удерживался в своей законной силе. Ещё в 1729 году был дан синодский указ об обращённых калмыках, принявших Православие, что, если состояли в браке, то оный остаётся в силе. В 1825 году был дан ещё один указ по поводу обращающихся из иудаизма, что, если один из супругов остаётся не обращённым, то брак не расторгать. Для магометан было регламентировано количество жён. Муж иноверный должен был отказаться от многожёнства и жить с одной христианской женой.


Цель брака в Ветхом и Новом Завете

Исследованные материалы рисуют два понимания цели брака реалистическую и идеалистическую. Первая видит смысл брака в размножении, вторая в плотском сожительстве. Желание иметь потомство имело разные мотивы, но основными были патриотизм и продолжение рода. Эти мотивы встречаются в древнеиндийских, греческих и римских законах, а так же у классических писателей. Латинское слово matrimonium буквально означает обязанность материнства; греческое слово „‹ÏÔÚ происходит от корня „gÂv - рождаться. Продолжение рода было необходимым. Деторождение было видимым знаком Божьяго благословения, знаком праведности. За безприкословное послушание, Бог обещал Аврааму обильное потомство. «Я Благословляя Благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:17-18). Обладание всеми народами - вот главная цель избранного народа и для её достижения необходимо потомство. Так как цель брака - деторождение, то бесплодие это одна из основных причин развода, при этом разводились только в случае бесплодия жены. Для случаев бесплодия мужчин был предусмотрен закон ужичества (левирата), то есть когда отец или брат бесплодного или умершего мужа брал его жену, и потомство от этого сожития считалось потомством мужа. Воззрение на потомство как на главную цель брака, отразилось на ряде законов карающих безбрачие, как в Греции, так и в Риме. Последним из таких законов был закон Юлия и Папия Попея, отменённый Септимием Севером.

Такого взгляда придерживался святитель Амвросий Медиоланский, считавший единственной причиной замужества для женщин - потомство.[15] Такого же мнения придерживался и блаженный Августин говоря, что где нет детей, там нет и брака.[16] Позже эту идею развил корифей схоластического богословия - Фома Аквинат. Стоит заметить, что огромный авторитет последних в Католической Церкви, сделал то, что деторождение как главная цель брака сделалось официальным её учением (Католический катехизис 1566 года - Д.Л.).[17] Позже это воззрение отразилось в законодательстве некоторых европейских государств.

Другая теория цели брака - copula-theorie, по которой главная цель брака - половые сношения. Один из основателей этой теории - Кант, определил брак следующим образом: «Брак есть союз двух лиц разного пола с целью пожизненного взаимного пользования их половыми особенностями».[18] Эту теорию защищали так же такие философы как Морган, Леннен, Леббок, Шопенгауэр и др.

В Новом Завете понятие брака кардинально меняется. Объяснение брака как стремления к совершенству, к полноте земного бытия, мы находим уже на первых страницах Библии. Именно стремлением Адама получить себе восполнение, объясняется творение жены. Очень хорошо смысл брака объясняет классический греческий драматург Аристофан (ум. 380 г. до Р.Х.) в Пире:

Люди ещё не уразумели как следует силу Эроса (...) Между богами Эрос - это наилучший друг людей. Он для людей и помощник и целитель, и от его лекарства для человечества настанет величайшее счастье (...) «[В]сякий ищет свою половину, которая ему соответствует (...)». Причина этого заключается в том, что наша изначальная природа была такова и что мы были целыми. Это стремление и искание целого и называется любовью. И ранее мы были едины, но бог разделил нас из-за неправды. Если мы примиримся и сдружимся с богом, мы найдём и получим того кого любили. Эрос, если мы будем богобоязненны, сделает нас счастливыми и блаженными, возвратив нам прежнюю природу и излечив нас.[19]

 

Один из великих православных богословов и святителей Иоанн Златоуст пишет: «Тот, кто не соединён узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек. Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделённых, а одного какого-то человека».[20] Эта теория была включена в официальные канонические сборники. В Эклоге 740 года брак определяется как соединение двух лиц в одной плоти в одном существе. В таком же определение понятие о браке попало и в славянскую Кормчую. Того же самого мнения придерживается и византийский толкователь канонов Вальсамон, который на основании этого взгляда делает вывод в отношении способа исчисления брачных степеней. Римский юрист Модестин, чьи толкования вошли в Кормчую, рассматривает брак только как всестороннее и полное объединение супругов.

Тем не менее в православных памятниках можно найти мнение, что целью брака является деторождение, например в 50 (51) главе Кормчей книги. Но это мнение заимствовано из католического катехизиса 1566 года.[21] Так же это мнение можно найти в катехизисе митрополита Филарета, идентичное с определением брака в катехизисе польского иезуита Канизия.[22]

В заключении приведу формулировку брака, повторяющююся в Номоканоне в 14 титулах, в Прохироне, в Базиликах, в толкованиях Вальсамона на 72-е правило Трульского Собора, 41-е правило Василия Великого, в Синтагме Властаря, в Номоканоне Арменопула, в Кормчей книге и в Пидалионе: «Брак есть союз мужа и жены и общий жребий на всю жизнь, общение божеского и человеческого права».[23]
 

ГЛАВА II

 

Брак есть мужеви и жене сочетание,
событие во всей жизни,
божественныя и человеческия правды общения.

Кормчая книга

 
Отношение к браку в древней церкви

Итак, выше мы определили, что брак есть таинственное соединение двух людей в единое целое, не только физическое, но и духовное. «Такое единение мужчины и жещины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с другими таинствами».[24] Целью этого соединения является стремление к достижению полноты жизни, необходимой для духовного совершенствования, духовного преображения и наследия Царствия Божия. Именно поэтому христиане первых веков, а равно как и христиане нашего времени, не мыслили брак без освящения его Церковью, то есть без венчания, которое называется таинством, потому что при содействии Святого Духа оно сообщает венчаемым особую чудотворную благодатную силу, помогающую человеку и преображающую его.

Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было именно чудо, совершённое Им на браке (выделено мною - Д. Л.) в Кане Галлилейской. Это чудо понимается Церковью как благословение брака, поэтому и в чинопоследовании венчания читается именно глава Евангелия, повествующая об этом чуде. Брак, в Священном Писании часто является аналогией многих христианских образов, например очень известного образа союза Христа и Церкви, как союза жениха и невесты. Под образом жениха предлагается - Христос, а под образом невесты - Церковь. Это нам показывает насколько высок и прекрасен христианский брак, если он уподобляется отношениям Христа и Церкви. В одной из притч Господа Иисуса Христа Царство Небесное представляется как брачный пир (Мф. 22:2-14). Святой Николай Кавасила, известный своими трудами по литургическому богословию, объясняет Евхаристию как «знаменитый брачный пир, на который всесвятой Жених приводит Церковь, как невесту-деву».[25]

Своим присутствием на нехристианском браке, Господь Иисус Христос указал на то, что Он признаёт эти браки законными, ведь это был брак по законам общества того времени. Логично предположить, что если бы такой брак был не законный, то Господь бы его попросту не посетил. Таким образом «следуя учению Христа и апостолов, Церковь с самого начала признала брак, причём заключённый согласно обычным обрядам иудеев и других древних народов, богоустановленным и общечеловеческим институтом».[26]

Первые христиане жили полною богослужебною жизнью. Центральным местом конечно же была Евхаристия. Участие в литургии предполагало обязательное причащение Христовых Таин, на что указывают молитвы литургии. Христианская жизнь началась именно с евхаристии, которая была центром Тайной Вечери Господней. Историкам не известно особого чинопоследования брака в первые времена христианства. Возможно предположить, что участие в Евхаристии было первоначально единственным знаком христианского освящения брачного союза. Первые поколения христиан вступали в брак согласно обычаям своего времени, исключая из них всё, что противоречило христианству. На брак обычно приглашался епископ или священник, который читал над новобрачными молитву. Священномученик Игнатий Богоносец, в II веке в послании к священномученику Поликарпу, епископу Смирнскому, писал: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти».[27] Тертулиан считал, что брак, не объявленный перед общиной, приравнивался к блуду и прелюбодеянию. Истиный же брак совершался только перед лицом Церкви, освящался молитвою и скреплялся Евхаристией.[28] Но всё это относилось к духовной жизни христиан. Что же касается земной, или мирской, жизни, то будучи гражданами Римской империи, они обязаны были вступать в брак согласно государственным законам, через юридический договор. Церковь не возбраняла вступать в брак согласно государственным законам, потому что не находила в них прямого противоречия своему догматическому учению считая только, что этот брак не выражает полноты новозаветного учения о браке.[29] Таким образом христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через, принятый в римском государстве, юридический договор. Необходимым условием действительности брака было взаимное согласие на него.

Но почему, если древняя Церковь почитала брак таиством, она признавала нормой брак, заключенный по законам светского общества. Ответ на этот вопрос предельно прост, он находится в сути различий между браком не христианским и христианским: первый заключают язычники c языческой целью, следовательно и брак их языческий; второй заключают христиане с христианской целью, следовательно и брак их христианский. Наше тело есть храм Духа Святого. Мужчина и женщина являются членами Тела Христова и становясь в браке одною плотью, их брачный союз скрепляется союзом Духа Святого, живущим в каждом из них. Но членами Тела Христова они становятся только через Евхаристию. Древние христиане признавали юридическую силу гражданского брака, но только Евхаристия придавала браку христианское содержание, сообщая ему вспомоществующую благодать Духа Святого.
 

Отношение к браку в Византии и на Руси
 
До IX столетия такой порядок оставался неизменным, менялись лишь государственные законы о браке.

Святой император Юстиниан в своих новеллах определил, что лица низшаго сословия освобождаются от юридических формальностей при совершении брака; лицам среднего сословия необходимо было подать заявление нотариусу (экдику); заключение брака для лиц высокого сословия осложнялось имущественным договором о приданом и предбрачном даре.

Положение меняется в IX веке. Как уже говорилось выше, император Лев VI Мудрый своею 89-ю новеллою предписал совершать только церковные браки. Но была сделана поправка касательно рабов, на которых этот закон не распространялся. В XI веке император Алексей I Комнин внёс новую поправку о необходимости церковного венчания и рабам, а так же объявил венчание обязательным для всех, вступающих в брак. В XIV веке император Андроник II Палеолог и Константинопольский Патриарх святитель Афанасий I окончательно запретили брак без ведома и благословения церковного.

Поначалу брачная церемония представляла собой только обручение. Брачующиеся писали прошение архиерею или его делопроизводителю (хартофилаксу) на основании чего приходскому священнику давалось предписание совершить брак. Уже ко времени святителя Иоанна Златоуста венчание (cобственно возложение и разрешение венцов) стала основным церковным чином совершения брака.

В то же самое время гражданская форма заключения брака не отменялась, но по значению и юридической силе была поставлена на второе место после церковного и называлось «несовершенным обручением».[30] Церковное обручение или церковный брак не касался имущественных вопросов. В Эпинагоге патриарха Фотия христианам предоставляется три пути для заключения брака: «Брак является союзом мужа и жены, единением, для достижения ими полноты жизни; он совершается постредством благословения, венчания или договора».[31]

Новые законы касательно брака перевернули само понятие о браке. Раньше любой гражданин мог вступить в брак, не одобряемый Церковью (второй или третий или смешанный), при этом не нарушая закона. Теперь же, когда Церковь стала давать всем бракам юридический статус, она вынуждена была благословлять незаконные браки (с точки зрения Церкви) и разрешать разводы. Что касается браков, то Церкви пришлось секуляризировать брак, ведь отказ в браке автоматически влечёт за собой лишение гражданских прав. Но Церковь никак не могла допустить к Причастию лиц незаконно вступивших в брак, согласно православному вероучению. Это привело к необходимости создания нового брачного обряда, не зависимого от Евхаристии, что и было сделано. Теперь, если брачующиеся были достойны Причастия, то их причащали или на литургии или Запасными Дарами, чему предшествовал возглас священника: «Преждеосвященная Святая Святым». Если же брачующиеся были не достойны, то есть когда брак не соответствовал церковным канонам, например в случае второго брака, они не допускались к таинству, а лишь к чаше вина, благословлённой священником. Этот обряд бытует до сих пор и свидетельствует о его первоначальной связи с Евхаристией.

На Руси до XVII совершению венчания предшествовало заключение «зарядной» - договора и в случае расторжения брака виновный обязан был выплатить неустойку. Император Пётр I указом 1702 года запретил зарядные записи с неустойками и предписал совершать обручение не ранее 6 недель до венчания, таким образом давая жениху и невесте безпрепятственно отказаться от вступления в брак. В 1744 году императрица Екатерина восстановила прежнее значение обручения, запретив расторгать его. В 1775 году Святейший Синод издал указ о непременном совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Существующая ныне форма брачного обыска официально и непременно стала использоваться с 1837 года. В 1802 году в России была введена обязательность записи случаев браковенчания в метрические книги по установленному образцу. Такое положение дел в России существовало до 1917 года, когда временным правительством был издан Декрет об отделении Церкви от государства, лишивший церковный брак юридической силы.
 
 
ГЛАВА III

 

На нашей блудодействующей земле созидается новый
вид брака, который будет идти бок о бок с браком законным и,
разумеется, будет терпеться общест-вом, которое знает,
что людям нет другого выхода, и потому прощает
им всевозможные суррогаты брака.

Что же может сделать здесь церковь?
Одни говорят: поосвободить узы, а другие настаивают,
что надо затянуть ре-мень ещё потуже и даже грянуть анафемою.

Н.С. Лесков. Чёртова помощь


Возникновение гражданского брака
 
В императорской России законодательство признавало только брак, заключённый в Православной Церкви, а также в других, признанных государством, конфессиях. Браки старообрядцев не признавались, так как их верование не признавалось как конфессия, а как раскол. В связи c широким распространением раскола, такое положение дел создавало большие трудности. Венчаться старообрядцы могли только после присоединения к православию и с обещанием воспитывать детей в православной вере, чего они конечно же не хотели. В 1874 году был издан закон, на основании которого раскольничьи браки были признаны законными, при условии фиксирования их в полицейских участках в специальных метрических книгах. Этот закон считается первым признанием гражданского брака. Введение гражданского брака для старообрядцев поставило вопрос о введении гражданского брака для всех подданных России.

В 1887 году Н. С. Суворов выпустил в свет книгу О гражданском браке, а в 1888 году им была опубликована в журнале Юридический вестник статья "Заключение брака в Западной Европе в Средние века." В этих работах он рассматривает историю возникновения гражданского брака в европейских странах. В 70-е годы XIX века почти во всех европейских странах, таких как Пруссия, Италия, Австрия, Испания, Румыния, Португалия, Швейцария, Венгрия, был введён гражданский брак, при чём его связь с церковым браком законадателями решалась по разному. На Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов, Николай Семёнович Суворов cделал доклад посвященный гражданскому браку: «Как бы ни казалась непривычной нашему сознанию идея гражданского брака, как секуляризационного и отрешённого от религии государственного учреждения, идея эта должна была явиться и у нас как историческая необходимость».[32] Суворова поддерживал известный в то время учёный-канонист Николай Александрович Заозерский. Он писал, что гражданский брак «всегда ниже церковного брака, но может быть оправдываем социально-политическими причинами».[33] Не все в то время разделяли это мнение. Было много противников введения гражданского брака, среди которых можно указать обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева. Он считал, что такое новшество «глубоко противоречит коренным основам здорового религиозного чувства в народе и само в себе заключает внутреннее противоречие. Было бы неблагоразумно без всякой необходимости прививать к простому быту столь искусственное учреждение. <...> Совесть народная не поймёт и не примет раздвоение брака».[34]

Отрицательное отношение к гражданскому браку как к «узаконенному блудодеянию» было широко распространено в церковных кругах и очень немногие разделяли позицию Суворова, считавшего вполне возможным существование двух форм брака: гражданского и церковного.

Ещё до того, как собор приступил к рассмотрению вопроса о гражданском браке, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров 18 декабря 1917 года выпустили декрет О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния: 

Российская Республика впредь признаёт лишь гражданские браки. Гражданские браки совершаются на основании следующих правил:

1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том по месту своего пребывания письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной, земской) управе. Примечание: Церковный брак наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся.

14. Всем духовным и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождения и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, предписывается незамедлительно эти регистра-ционные книги для дальнейшего их хранения переслать в соответствующие городские, уездные и волостные земские управы.[35]
 
Реакция церкви была одназначна. 4 марта 1918 года Собор определил:

3) Запись брачащихся в гражданских учреждениях не может заменить церковного браковенчания, как святого Таинства, освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены благодатною силою. Поэтому брачные сожития на основании одной только записи в гражданские книги, или так называемые гражданские браки, непременно должны быть освящаемы церковным венчанием <...>[36]
 
На рассмотрении данного вопроса присутствовали: митрополит Владимирс-кий Сергий (Страгородский), епископы Серафим (Александров) и Симон (Шлеев), протоиереи И. Н. Дроздов и П. Е. Крутиков, священник А. М. Стальмашевский, диакон Е. П. Никольский, профессор Н. Н. Фиолетов, Ф. Г. Гаврилов, П. В. Рычков, юристы А. И. Синебрюхов и И. С. Стахиев, псаломщик П. М. Борчанинов, крестьяне М. Т. Губа-нов и А. Т. Тимофеев. В прилучившейся дискуссии по данному вопросу Ф. Г. Гаврилов выступил против гражданского брака. Его поддержали митрополит Сергий и Н. Н. Фиолетов. Епископ Симон выступил решительно против приравнивания гражданского брака к блуду, указав на то, что гражданский брак «подобен конкубинату римских граждан и контуберниуму рабов».[37] C этим мнением не согласился протоиерей Иоанн Дроздов, заметивший, что рабы не имели семейных прав.

На 47 заседании Отдела 30 июля 1918 года Н. Н. Фиолетов сделал доклад об отношении Православной Церкви к гражданским бракам и разводам. Основные положения этого доклада суть следующие:  

Брак - это таинство, освященное Церковью. Брак одновременно и государственное установление, определяющие гражданские обязанности супругов. Единственная форма, которая существовала раньше - это церковный брак и развод. Декрет объявил единственной формой гражданский брак. Нельзя возражать против записи гражданской, так как это способ приобретения гражданских прав. Однако заключение брака путём одной простой записи в гражданских установлениях даже в том случае, если при этом не нарушаются условия для вступления в брак, установленные церковными правилами, является церковным преступлением как нарушение церковной дисциплины и требований Церкви, как неуважение к святости брака как церковному таинству. Прекращение брака гражданским путём не даёт права на совершение церковного венчания. Несравненно большим церковным преступлением является заключение гражданского брака не только без церковного благословения, но и с нарушением установленных Церковью правилами условий вступления в брак. Такой брак может рассматриваться Церковью только как блудное сожительство.[38]

Доклад Н. Н. Фиолетова послужил основанием для изменения отдельных статей Проекта устава о церковных наказаниях.

С усилением советского режима регулирование бракоразводного процесса Церковью постепенно усложнялось. В 1921 году Наркомюст принимает решение о полном запрещении церковного бракоразводного процесса. Более того, Церковь обязывают снять благословение с брака, который развёл гражданский суд из следующаго указа:
 
В Киевский Губотюст (по отделению Церкви от государства) № 175 от 20 октября 1921 года.

В ответ на запрос от 6 окт. с. г. Ликвидационный Отдел Наркомюста разъясняет:

1. Циркуляром Наркомюста № 164/13 безусловно воспрещён церковный бракораз-водный процесс, но не воспрещено снятие церковного благословения с брачующихся, если предварительно совершён законный развод в Подзагсе.

2. Снятие церковного благословения ни в коем случае не может уподобляться прежнему консисторскому разводу с обсуждением поводов для развода и проч., после расторжения браков в Подзагсе духовенство обязано снять церковное благословение с брачующихся (выделено мною - Д. Л.)

3. В РСФСР во многих местах церковное благословение с брачующихся снимают священники, а не епископы.[39]
 
Не запрещая формально венчание, власть в самой категорической форме запретила церковное судопроизводство по расторжению брака. Таким образом епископы вынуждены были принять требования советской власти и прекратить церковное судопроизводство в отношении расторжения браков. Для новых властей нетерпима была мысль, что Церковь может не признавать гражданское бракопроизводство, тем самым подрывая авторитет этого производства в глазах у населения. Массовое закрытие церквей в конце 20-х годов по всей территории страны положило почти полностью конец практике венчания. В послевоенное время представители власти стрались устновить тех кто венчался в церкви, зачастую применяя к ним административное воздействие.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Неверующий муж освящается женою верующею,
и жена неверующая освяща-ется мужем верующим.

1Кор. 7:14
 
История брака - это сокращённая история цивилизации и культуры всего человечества. Брак - это самый чувствительный барометр, отражающий на себе господствующие религиозные, нравственные, социальные, экономические и юридические взгляды, отношения и настроения эпохи. От своей примитивной формы дохристианской эпохи, в III веке брак достиг кульминационной точки своего развития: «брак есть соединение мужа и жены, союз их на всю жизнь, общение в божеском и человеческом праве.» Всё дальнейшее развитие брака в христианском мире не прибавило в сущности ничего, давая лишь повторения, колебания, примеры возврата назад и порывов вперёд, в общем волнообразное движение в определённых границах. Последние попытки передать бракопроиз-водство в светский суд, хотя бы отчасти, в его бракоразводном процессе, были предприняты в дореволюционной России в конце XIX начале XX века, при составлении Гражданского Уложения. Эти попытки не увенчались успехом.

Задача моей работы было на сколько возможно объективно освятить действительную историческую картину развития брачного права в христианской церкви, - её канонике и догматике. Действительно ли она отвечает той узко-консервативной, строго-ригористической и исключительно-церковной монополии брака, которую проповедуют современные ревнители благочестия, опирающиеся на авторитет древней церкви и говорящие от её имени.

Прежде всего можно категорически заявить, что ни Христос, ни его ученики-апостолы, не оставили нам никакой положительной ни теории, ни практики брака, то есть ни его догмата, ни его обряда. Церковь первых веков из-за преобладания в ней эсхатологических воззрений, принципиально не была заинтересована в браке. «Время уже близ есть ... Христос при дверех» (I Петра, 4, 7, 12, 17; II Петра, 3, 9) - вот настроение раннего христианства, безусловно влиявшего на его отношение к браку. Следовательно, древняя церковь не могла заниматься вопросами брачного строительства. Брачное право она приняла античное, существовавшее в греко-римском мире - гражданский брак по нормам римского права. Вот что пишет известный православный канонист, епископ Никодим Милош: «в первые времена церкви и в продолжении нескольких веков брак имел лишь гражданское значение и подлежал гражданской юрисдикции, без всякого непосредственного отношения к церкви.» Так же можно добавить, что Карфагенский собор 407 года официально удостоверил, что брачные дела он считает себе не подведомственными, а относит их к компетенции светской власти.[40]

С начала II века становится заметным некоторое участие церкви в брачном вопросе, но это участие не имело ни сакраментального характера, ни юридической силы. Оно было «добавочным благословением» новожёнов и носило информа-ционное значение для членов самой христианской общины.

Процесс замены гражданского брака церковным начался в VI веке 74-й новеллой Юстиниана, продолжился эклогами императоров-иконоборцев Льва Исаврянина и Константина Копронима (VIII век) и получил завершение в эдиктах Льва Мудрого (конец IX века) и Алексея Комнина (конец XI века). Последний двух-вековой период и нужно считать завершительной эпохой, когда церковный брак вытеснил собой гражданский и встал на его место. Но и после этого византийские императоры не переставали законодательствовать в области брачного права. В Русской Православной Церкви обязательность церковного брака так же наступила со временем. Западная церковь ещё меньше Восточной придавала значение внешней, церковно-обрядовой стороне брака.

Догматическое признание брака за церковное таинство тоже имеет своё историческое прошлое. Ни за эпоху вселенских соборов, ни позже, у таких отцов православной догматики, как Иоанн Дамаскин (VIII век) и Фёдор Студит (IX век) ещё не встречается упоминания о таинстве брака. Впервые из восточных писателей определённо называет брак таинством лишь византийский канонист конца XII века Фёдор Вальсамон. Западно-католичская средневековая догматика, насчитывавшая от 4 до 30 таинств, долгое время отводила браку одно из последних мест, в ряду так называемых «просто полезных таинств». C конца XV века западно-римская точка зрения попала и к нам, получив распространение в наших символических книгах и канонических сборниках, как то: Большой Катехизис, Требник Петра Могилы, Кормчая, в позднейшей редакции которой образовала знаменитую 50-ю главу «о тайне брака». Отсюда в русской православной догматике и канонике по вопросам брака получилась страшная путаница восточных и западных взглядов.

На сегодняшний день вопрос формы заключения брака в разных странах решается по разному. В современной России, а так же в странах бывшего СССР, церковный брак не имеет никакого значения в глазах государства. Гражданский брак также обязателен в большинстве стран Европы и Южной Америки: во Франции, Голландии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Венгрии, Португалии, Чили, Мексике, Бразилии, Аргентине, Боливии и Венесуэле.

В то же самое время в Болгарии, Польше, Австрии, Дании, Финляндии, Норвегии и Перу, только церковная форма брака имеет государственное значение.

В Чехии, США, Англии, Швеции, Литве и Италии, и гражданская и церковная форма брака имеют одинаковое значение. Такая форма брака называется факультативной и зависит исключительно от брачующихся. Тем не менее, если церковная форма брака не возможна (вероучительные препятствия), то приходится прибегать к гражданской форме брака.

В Румынии согласно государственному закону является обязательным и церковная и гражданская формы.

Таким образом складывается следующая картина современного положения форм заключения брака:

1) общеобязательный гражданский брак;
2) общеобязательный церковный брак;
3)  общеобязательна и та и другая форма брака (для людей, относящихся к непризнанным государством конфесссиям, существует гражданский брак по необходимости);
4) факультативный брак.

Какая же форма брака более предпочтительна с точки зрения христианского учения о браке? Отвечая на этот вопрос следует указать, что в браке, помимо церковной (духовной) стороны, есть и гражданская (физическая) сторона, которая между всего прочего призвана регулировать и материальные отношения общества.

Единственно логически- и догматически- правильным выходом из создавшагося положения, может быть возврат к практике церкви первых трёх веков и эпохи вселенских соборов, когда вся юридическая сторона брака и развода находилась в руках светской власти, а религиозно-этическая принадлежала церкви.

К этому пришли большинство западно-европейских стран. Они возстановили у себя гражданский брак со всеми его юридическими последствиями, и сохранили церковный, чем отделили «Божие» от «Кесарева».

Подводя итог и отвечая на поставленный мною вопрос: «Является ли гражданский брак блудом, можно ли причащать пары, состоящие в гражданском браке и нужно или необходимо их венчать?» хотелось бы привести цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви, являющююся наиболее полной и выразительной:

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Упомянутое выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор. 7. 14)».[41]
 
Конечно же, среди многомиллионной паствы Русской Православной Церкви как в России, так и зарубежом, есть множество семей, члены которых связаны узами гражданского брака: потому ли, что их воцерковление началось после того, как фактически состоялась их семья, или потому, что только один из них является ныне по вере церковным православным христианином или христианкой, или потому, что в силу внешних обстоятельств жизни (скажем, социального статуса - муж был военным или работником правоохранительных органов) венчание было для них невозможным. Но и отказ от венчания не был последовательным антихристианским выбором этих людей. Именно так оценивая данную ситуацию, «Концепция» свидетельствует, «что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Конечно, только единая в вере семья может стать домашней Церковью, в которой жена и муж совместно с детьми возрастают по образу союза Христа и Его Церкви. Но церковный взгляд с несомненностью отличает беспорядочные, нравственно-безответственные связи от гражданской семьи, являющей собою исполнение слов Апостола о ношении бремен друг друга и богоданной задачи чадородия и воспитания детей. Это те семьи, которым не достает лишь того благодатного освящения, той помощи свыше, которая делает из союза двух просто хороших людей малую Церковь, составляющую Тело Христово. «Подвести множество подобных семейных корабликов к гавани полноценной церковной жизни - одна из важнейших задач сегодняшнего бытия Русского Православия.»[42] И необходимо именно подвести, а не потребовать немедленного исполнения Таинства. Потому что только то, что будет результатом свободного выбора, то и окажется прочным в жизни.

С чисто практической точки зрения, в тех случаях, когда супруги прожили вместе уже не одно десятилетие, разумно употреблять для освящения их союза соответствующий чин - Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения, изданый впервые во Львове в 1873 году.
 
Таким образом можно заключить следующее:

1.  Cоборный разум Православной Церкви не считает гражданский брак блудом. Православная Церковь с уважением относится к семейным узам, связывающим людей гражданским браком.

2. Православная Церковь cчитает возможным допускать к Святым Таинствам (в частности, к таинству Причастия) православного члена семьи, связанного узами гражданского брака с неправославным членом семьи.

3.При этом священноначалие призывает своих пасомых стремиться к созданию в полном смысле христианской семьи - домашней церкви. Для этого православному члену семьи необходимо стараться привести к вере неправославного члена семьи, после чего будет возможен полноценный церковный брак, который освятит узы гражданского брака.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


А. Книжные издания
 
1. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановле-ний, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующаго Синода (1721-1901). Санкт-Петербург: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1902.
2. Арранц, Михаил. Исторические заметки о чинопоследовании таинств по рукописям Греческого Евхология. Ленинград: Ленинградская Духовная Академия, 1979.
3. Белякова, Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Москва: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2000.
4. Булгаков, протоиерей Сергий. Настольная книга для священно-церковно служителей. Москва: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
5. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права. Санкт-Петербург: Издание книгопродавца Оглобина Н. Я., 1909.
6. Евангелие Иисуса Христа. Составитель В. Русак. New York: Adegi Press, 2005.
7. Замечания на проект брачного права. Составитель Канцелярия Священного Синода Православной Церкви в Польше. Варшава: Синодальная Типография, 1932.
8. Зызыкин, И. Гражданский брак. Варшава: Синодальная Типография, 1931.
9. Катехизис Православной Церкви. Составитель Митрополит Филарет (Дроздов). Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
10. Настольная книга священнослужителя в восьми томах. Москва: Издательство Московской Патриархии, 1983.
11. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Москва: Международный издательский центр православной литературы, 1994.
12. Православная энциклопедия. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.
13. Протоколы комиссии по церковному праву: "Вопрос о браке и разводе (1911-1912)". Составитель Покровский А. И. Москва: Типография Г. Лиснера и Д. Совко, 1913.
14. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов в русском переводе с параллельными местами. Valley Forge: Judson Press, 1964.
15. Священный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: обзор деяний. Москва: Издательство Крутицкого подворья, 2002.
16. Сергеевич, В. Лекции и исследования по древней истории русского права. Санкт-Петербург: Типография Стасюлевича М. М., 1910.
17. Троицкий, С.В. Христианская фиолософия брака. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
18. Храповицкий, митрополит Антоний. Исповедь. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
19. Цыпин, Прот. В. Курс церковного права. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
 
Б. Публикации в прессе
20. Павлов, А.С. "Брачное Право Православной Церкви", Богословский вестник. Москва: №5 1901г.
21. Пашков, иерей Сергий. "Новый ковчег", Молодёжный Публицистический Журнал. Белгород: №1 2005.
22. Таушев, архиепископ Аверкий. "Горизонт", Приходская газета. Brooklyn, N.Y.: №1 2007.
 
В. Интернет-издания
23. Воробьёв, протоиерей Владимир. Православное учение о браке.
http://www.kiev-orthodox.org/site/family/476,print.php: 22/05/2007.
24. Данные социологического исследования: отношению граждан России к семье и детям.
http://news.flexcom.ru/russia/2004/06/01/49914: 22/05/2007.
25. Данные социологического исследования: отношению россиян к религии вообще и к православию в частности.
http://religion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/3106A48: 22/05/2007.
26. Катехизис Католической Церкви.
http://www.catholic.ru/ccc/1601.html: 22/05/2007.
27. Козлов, протоиерей Максим. Церковь и современная семья.
http://www.st-tatiana.ru/text/34434.html: 22/05/2007.
28. Мейендорф, протоиерей Иоанн. Брак в православии. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=302: 22/05/2007.
29. Мейендорф, протопресвитер Иоанн. Христианский брак в Византии: кано-ническая и литургическая традиция.
http://www.golubinski.ru/ecclesia/meyen/marriage.htm: 22/05/2007.
30. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Дал-матино-Истрийского. http://dl.biblion.realin.ru/text/23_Novye_na_03_2006/canons_local_councils_n_milosh.htm#_Toc7868427: 22/05/2007.
31. Социальная концепция РПЦ МП: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.
http://www.wco.ru/biblio/books/koncep1: 22/05/2007.
32. Сыпко, Д. Брак в Православной Церкви.
http://ortdx.narod.ru/text/brak.htm: 22/05/2007.
33. Уминский, иерей Алексей. Профанация Таинства.
http://religare.ru/article35718.htm: 22/05/2007.
34. Юридический словарь.
http://www.jur-words.info: 22/05/2007.



[1] Архиепископ Аверкий Таушев, Вопрос №10. «Вопросы и Ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения», Горизонт (Нью-Йорк, Январь 2007):5.

[2] Сергей Викторович Троицкий, Христианская философия брака. (Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001), 216.

[3] Данные социологического исследования: отношению граждан России к семье и детям. http://news.flexcom.ru/russia/2004/06/01/49914/. (1 марта 2007)

[4] Данные социологического исследования: отношению россиян к религии вообще и к православию в частности. http://religion.sova-center.ru/discussions/1BDDB2D/3106A48. (1 марта 2007)

[5] Митрополит Антоний Храповицкий, Исповедь (Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001), 139.

[6] Замечание на проект брачного права, выработанный Кодификационной Комиссией Польской Республики. (Варшава: Синодальная Типография, 1932), 5.

[7] Настольная книга священнослужителя (Москва: Московская Патриархия, 1983), 297.

[8] Юридический словарь. http://www.jur-words.info. (29 марта 2007)

[9] Там же.

[10] М. Ф. Владимирский-Буданов, Обзор истории русского права. (С.-Петербург, 1909.), 412.

[11] Там же, 429.                                                                                                                            

[12] Православная энциклопедия, Том VI (Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000), 150.

[13] Там же, 430.

[14] Там же.

[15] Троицкий, Христианская философия брака, 9.

[16] Там же.

[17] Катехизис Католической Церкви. http://www.catholic.ru/ccc/1601.html. (29 марта 2007).

[18] Троицкий, Христианская философия брака, 11.

[19] Там же, 13.

[20] Там же, 13.

[21] Там же, 14.

[22] Там же, 189.

[23] Там же, 188.

[24] Православная энциклопедия, Том VI (Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000), 147.

[25] Там же,148.

[26] Там же, 166.

[27] Там же, 150.

[28] Там же.

[29] Там же, 166.

[30] Там же, 151.

[31] Протоиерей Иоанн Мейендорф, Брак в православии. http://www.golubinski.ru/ecclesia/brak.htm, (30 марта 2007).

[32] Е. В. Белякова, Церковный суд и проблемы церковной жизни. (Москва: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2004), 218.

[33] Там же, 218.

[34] Там же.

[35] Там же, 303.

[36] Там же, 308.

[37] Там же, 310.

[38] Там же, 312.

[39] Там же, 319.

[40] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. http://dl.biblion.realin.ru/text/23_Novye_na_03_2006/canons_local_councils_n_milosh.htm#_Toc7868427. (22 мая 2007). 

[41] Социальная концепция РПЦ МП: Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. http://www.wco.ru/biblio/books/koncep1. (22 мая 2007).

[42] Козлов, протоиерей Максим. Церковь и современная семья. http://www.st-tatiana.ru/text/34434.html. (22 мая 2007).

 
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9