Основатель Общины св. Эгидия посвятил свою лекцию в Москве мученикам ХХ века
События

Это выступление состоялосьна церемонии торжественного вручения диплома доктора Honoris Causa Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, в присутствии председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, апостольского нунция архиепископа Ивана Юрковича, председателей ряда Синодальных отделов РПЦ, известных священнослужителей, дипломатов.

Поблагодарив за оказанную честь, профессор Риккарди начал с небольшого автобиографического воспоминания. Когда ему было 11 лет, он впервые переступил порог православного храма (это было в Германии) и явственно ощутил «сильное чувство Присутствия». Чуть позже он прочитал книгу Никиты Струве о преследованиях верующих в СССР, и «чувство тайны верующего и страдающего народа Церкви» только укреплялось в нем с годами. После знакомства с трудами богословов парижского Свято-Сергиевского института, посещения Москвы в 1980-е г. и участия в богослужениях «униженной, но не сломленной Церкви» родилась «глубокая и уважительная дружба с Русской Церковью, которая с тех пор сопровождала мою жизнь и жизнь Общины святого Эгидия», сказал А. Риккарди.

Русская Церковь в ХХ веке – это церковь мучеников, и именно поэтому докладчик называет ее «экспертом по человечности»: «Сопротивление мучеников ХХ века – тот источник, из которого исходит знаменательный урок гуманизма для XXI века. Церковь – наставница человечности,… мученик – не знамя в борьбе против кого-то, но человек, который умирает, чтобы дать жизнь или не отнимать жизнь». По его словам, ХХ век, который у многих ассоциируется с научными и техническими достижениями, для миллионов людей был мрачным веком – временем массовых убийств, когда «антирелигиозное преследование и преследования человека шли параллельно». «Была потеряна память любви, уважения к человеку. Потеряно милосердие, а с ним и человечность», -- продолжил А. Риккарди.

«Русская Церковь в своей духовной глубине знает, что значит быть Церковью мучеников» – ссылаясь на достоверные источники, историк говорит о гибели миллиона православных христиан, убитых за веру в Советском Союзе. В чем же урок русских христиан, почему они «устояли, не видя будущего»? «Потому что видели, что с Богом изгонялась и человечность», – цитирует профессор слова Сергея Аверинцева, которого он хорошо знал.

Далее выступавший привел живые примеры духа стойкости, мирного сопротивления, «огня веры, который был и огнем человечности», явленные христианами в нечеловеческих условиях советских и нацистских лагерей и тюрем. «Тюрьмы полны Бога», -- так писал из нацистского застенка итальянец Т. Оливелли. Этой цитате вторит воспоминание А. Солженицына о том, что христиане шествовали через Архипелаг ГУЛАГ, как «какой-то молчаливый крестный ход с невидимыми свечами», и это молчаливое свидетельство «очеловечивало и советские лагеря».

Докладчик привел также слова Папы Бенедикта XVI, сказанные при посещении церкви св. Варфоломея на острове Тиберина в Риме – это место памяти новомучеников ХХ и XXI веков, доверенное Общине святого Эгидия: «В поражении, в унижении страдающих за Евангелие действует сила, которую мир не знает… Это сила любви, безоружной и побеждающей даже при внешнем поражении. Эта сила бросает вызов смерти и побеждает ее».

По словам А. Риккарди, такие же примеры человечности и милосердия есть в наше время. Он напомнил о тихом подвиге монахинь из Бергамо, которые в 1995 г. умерли, заразившись вирусом Эбола в Конго, когда оказывали помощь больным. Несколько недель назад умер один испанский монах, о. Мануэль Гарсиа Виейо, заразившись тем же вирусом в Сьерра-Леоне, где он работал хирургом. Профессор привел его слова: нужно «продолжать служить населению, особенно сейчас, когда они больше нуждаются в нас». С благодарностью докладчик вспомнил также об отце Пино Пульизи, убитом мафией 15 сентября 1993 г. Он был настоятелем приходской церкви в Палермо, в районе, где господствовала мафия, которая держала под своим контролем молодежь. Священник воспитывал молодежь, уводил ее от влияния мафии, несмотря на неоднократные угрозы бандитов.

Ряд современных примеров милосердия, которое нередко сочетается с мученичеством, продолжили не только представители «народного милосердия», но и «представительные христиане», среди которых – епископы, главы разных Церквей. «Считается, что было убито около трехсот русских епископов. В ХХ веке погибли и предстоятели других Церквей: Патриарх Эфиопский Феофил, убитый режимом Менгисту Хайле Мариама; Католикос Армянской Церкви Хорен, возможно, убитый НКВД; англиканский архиепископ Уганды, убитый диктатором Иди Амином. В Африке было убито много епископов». А. Риккарди рассказал историю архиепископа Сальвадорского Оскара Арнульфо Ромеро, убитого в 1980 г., когда он служил Божественную литургию. «Эти люди показали, что близость к бедным важнее заботы о себе, что сохранение собственной жизни – не абсолютная ценность», -- отметил историк.

Церковь как «убежище, ковчег человечности, любви и истины» подвергается нападениям и сегодня: он говорил о страданиях христиан в Сирии, Ираке, Нигерии, Пакистане, во многих других странах. Этой страшной географии противостоит «глубинная география милосердия и святости, проходящая через жизнь и историю Церквей». И сегодня «милосердие и мученичество сближают христиан, не принадлежащих к одной Церкви», утверждает А. Риккарди, несмотря на трудности на пути христианского единства и даже, как считают некоторые, период «экуменической зимы». В этой уверенности его укрепляют свидетельства узников советских лагерей, которые своими глазами видели «возрождение чистой и стойкой веры первых христиан, … воссоединение Церквей в лице единодушно участвующих в общем подвиге православных и католических епископов, воссоединение в любви и смирении…».

В заключение глава Общины св. Эгидия сказал: «Моя задача сейчас – не развивать тему значения милосердия и мученичества для христианского единства, но лишь только указать, как любовь и мученичество двигают глубокими силами в истории народов, сближая, воссоздавая, защищая потрясенный мир… Свидетельства милосердия и истории мученичества, соединяясь, составляют как бы фреску, которую мы призваны больше созерцать и воспринимать в нашей духовной жизни и в жизни Церквей. Пламя веры питает пламя человечности, которое держала горящим в страшные годы ХХ века Русская Православная Церковь».

www.blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9