В Манеже впервые экспонируется уникальная коллекция икон Феликса Комарова
События

Формат выставки уникален: такое количество больших икон музейного уровня ранее никогда не было собрано в одной экспозиции. Широкий хронологический охват и значительное число произведений позволяют проследить историю русского храмового иконного убранства на протяжении более чем трех столетий, отмечается в пресс-релизе.

Собирать большие иконы – это особая задача. Как сказал журналистам Феликс Комаров, в годы государственного атеизма именно большие иконы, находившиеся в местном чину храмовых иконостасов, пострадали больше всего: «Было время, когда секретари райкомов рапортовали о том, сколько вагонов икон они сожгли. Большие иконы уничтожали в первую очередь, а уцелевшие использовали в быту -- как столешницы, дверцы шкафов, ими закрывали оконные и чердачные проемы». То, что удалось спасти, потребовало серьезной реставрации.

Коллекционер приобретал иконы в Германии, США, Канаде, Аргентине, часть из них куплена на ведущих зарубежных аукционах. «Мне приятно, что я вернул эти иконы домой», -- отметил собиратель. Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о дальнейшей судьбе коллекции, он сообщил, что уже написал президенту России письмо с просьбой содействовать в открытии музея большой иконы. «У этой коллекции очень хороший завтрашний день», – надеется Ф. Комаров.

Коллекция больших икон достойна отдельного музея, убеждена куратор выставки, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко. По ее словам, такой последовательности в реализации идеи иконной коллекции больше не найти: экспозиция дает представление обо всех стилистических направлениях русской иконописи поздних веков, о старообрядческом и академическом искусстве, о барокко и классицизме, об интерьерах усадебных и деревенских храмов, о локальных иконописных центрах Ярославля, Костромы, Каргополя, Вологды, Ростова, о новых именах мастеров иконописания.

Как отметила Н. Комашко, крупноформатных икон очень мало в имеющихся музейных собраниях – в силу сложностей их хранения и реставрации, но более всего – из-за традиционно пренебрежительного отношения большинства искусствоведов к поздней иконописи. Данная выставка, над организацией которой работали множество специалистов, позволила многим из них поменять свою точку зрения. «Сейчас эта эпоха, XVII - начало XX веков, выплыла как затонувшая Атлантида, радуя нас открытиями. Эта выставка закрывает большое белое пятно в экспозициях наших музеев. Огромный слой неизвестного интереснейшего материала вводится в научный оборот», -- сказала куратор.

Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов также рад новой экспозиции. «Эта выставка открывает перспективы освоения нового художественного пространства послепетровского времени. Сейчас наконец разворачивается интерес к позднейшему иконописанию. Это принципиальное открытие для истории русского искусства», -- сказал он на пресс-конференции перед открытием выставки.

Завкафедрой христианского искусства ПСТГУ, профессор МГУ и Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Стефан Ванеян обратил внимание на экспозиционное пространство, подобное пятинефной христианской базилике, в «трансепте» которой выставлено великолепное «Небо» из Карелии XVIII в. – огромное круглое изображение Спасителя и облачных ангелов на отдельных крупных досках.

Ф. Комаров считает, что сам факт сооружения этой экспозиции – из разряда чудес: за три дня было сделано то, что с трудом можно было бы смонтировать за две недели. Для размещения больших икон понадобилось построить более 1 км экспозиционной поверхности. Несомненным чудом коллекционер считает также происшествие с одной из больших икон – Казанской Божией Матери: ее вместе с другими иконами спускали в лифте Манежа на нижний ярус, и вдруг доски упали на железный пол. Казанская оказалась внизу, она приняла на себя тяжесть и треснула по всей длине. По словам Ф. Комарова, пришлось срочно создавать на месте реставрационный штаб, и за ночь специалисты сделали невозможное – эта трещина почти не видна невооруженным глазом.

К открытию выставки была подготовлена музыкальная программа: московский мужской камерный хор «Кастальский» под управлением профессора Московской консерватории Алексея Рудневского исполнил песнопения, написанные специально к выставке известной органисткой Екатериной Мельниковой. Хору аккомпанировал на выстроенной в зале звоннице старший звонарь Ярославской митрополии Владимир Дегтярев.

Выставка в «Манеже» продлится до 27 ноября. Все желающие могут приобрести два варианта каталога коллекции: малый и полный (весом около 10 кг), включающие описания икон, сделанные специалистами Государственной Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

www.blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9