Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Живой Журнал — поле для проповеди Благой Вести

22 июля 2009 г.
Руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский ответил на вопросы корреспондента портала «Богослов.Ru» иеромонаха Адриана (Пашина) об участии священнослужителей в Живом Журнале.

Биографическая справка: Родился 6 марта 1951 года в г. Тернополь, УССР. Жена — Николаева Ольга Александровна, писатель, автор 18 книг, профессор Литературного ин-та им. Горького. Имеет 3 детей и 7 внуков. В 1977 году закончил Литературный ин-т им. Горького, отделение литературной критики. Печатался в качестве критика и публициста с 1969 года. 1979-1988 - научный сотрудник Института Искусствознания Министерства культуры СССР. 1988-1991 зав. отделом журнала «Огонек», член редколлегии. С 1991 года член Союза российских писателей. 1991-1995 главный редактор журнала «Русская виза», редактор-стилист русского издания «Нью-Йорк таймс», штатный сотрудник газеты «Московские новости». 14.02.1995 - диакон-чтец в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. 26.09.1995 рукоположен во иерея Святейшим Патриархом Алексием II. С 26.09.1995 по нынешний день священник храма св. мч. Татианы - Патриаршего подворья при МГУ. 1996-1998 вел курсы «Церковная публицистика» и «Радиожурналистика» в Институте церковной журналистики при Издательском Совете Русской Православной Церкви. 1998-2005 читал курсы лекций «Основы теории журналистики» и «Церковная публицистика» в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова. 1999-2004 читал курс «Современные формы миссионерства» в Высшем пастырском училище при Сретенском монастыре. 2001-2005 декан факультета Православной журналистики в Российском православном университете ап. Иоанна Богослова. 2004, октябрь руководитель пресс-службы Архиерейского Собора 2004 года. 2004, декабрь Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен руководителем пресс-службы Московской Патриархии. С 2006 года член-корреспондент РАЕН. Автор двух книг и многочисленных публикаций (более 200) в светской и церковной печати.

 

Иеромонах Адриан (Пашин): Вы несколько раз высказывались по поводу участия православных священнослужителей в «блогосфере» и даже называли цифру чуть ли не 500 представителей духовенства, имеющих свой Живой Журнал. Откуда Вы взяли эту цифру?

Священник Владимир Вигилянский: Эти расчеты, конечно, приблизительны. В моем ЖЖ-досье адреса около 200 русскоязычных блогов священнослужителей; при этом я наверняка пропустил и не учел предположительно полсотни иных блогов. Итого 250. Эту цифру я механически удваиваю, поскольку думаю, и небезосновательно, что интернет-журналы ведут православные архиереи, священники, диаконы и монахи и на других языках: украинском, белорусском, английском, греческом, грузинском и так далее.

 

Иером. Адриан: Это много или мало?

Свящ. Владимир: Не просто мало, а очень мало. В Русской Православной Церкви более 30 тысяч священнослужителей, не считая монашествующих. Таким образом, у нас менее 1% духовенства имеет свой личный журнал в Интернете. А если учесть, что каждый из них призван быть миссионером, а читателей «блогосферы» в РФ более 2 миллионов, то эта аудитория остается совершенно без окормления. Безусловно, участие священников в православном ЖЖ дело новое, которое проходит сейчас период становления и формирования, и к тому же имеет характер стихии. Миссионерская роль священников в «блогосфере» еще не осознана.

 

Иером. Адриан: Как это рассуждение сочетается с вашими критическими высказываниями об участии священнослужителей в ЖЖ-дискуссиях?

Свящ. Владимир: Я не отказываюсь от своих слов, произнесенных на круглом столе, посвященном проблеме конфликтов в Церкви: «Вообще пустословие, стеб, зубоскальство одна из отличительных черт стиля "блогосферы". Вместо того, чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ. Хорошим тоном здесь является охаивать правящих архиереев, высмеивать церковных чиновников, иронизировать по поводу церковных мероприятий. Как любое другое средство коммуникации, Интернет нейтрален, и только от нас авторов и пользователей зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства» («Церковный вестник», № 15-16, август, 2008). Как видите, здесь речь идет о качестве некоторых ЖЖ-дневников и странной безответственной позиции юзеров-священнослужителей.

 

Иером. Адриан: Неужели все так плохо?

Свящ. Владимир: Совсем нет. Сейчас наблюдается очень перспективная тенденция организации communities (сообществ) по интересам в среде православных авторов ЖЖ-дневников. Отсутствие бумажных и электронных периодических церковных изданий, связанных с вопросами изучения Священного Писания, истории Церкви, аскетики, патристики, с проблемами церковной педагогики, церковного устава, церковного пения и иконописания, церковного воспитания детей, церковной журналистики и т.д. дало толчок созданию интернет-содружеств юзеров. Например, созданное 4 года назад сообщество православных журналистов (ortho_periodics), объединяющее 234 участника, имеет (на 20 июня 2009 г.) 1352 записей в журнале и 7476 комментариев, а сообщество, интересующееся вопросами церковного устава (ustav), созданное 3 года назад, объединяет 776 участников и содержит 1798 записей и 33652 комментария. Таких православных журналов в «блогосфере» насчитывается более 50, священнослужители в них занимают заметное место. «Профильная» информация, публикуемая в сообществах юзеров, в отличие от иных СМИ не только оперативна и интерактивна, но и более адресна. Кроме того, здесь информация подразумевает ответную реакцию заинтересованных лиц участников сообщества, и в результате живой полемики обрастает множеством нюансов, обогащается дополнениями и оценками специалистов.

 

Иером. Адриан: А разве личные журналы священнослужителей лишены этих качеств? У каждого из них есть многочисленные «друзья», которые также дополняют авторские постинги дополнениями и оценками.

Свящ. Владимир: Действительно, множество личных блогов функционирует по такому же принципу. Однако интересы автора здесь более разнообразны и разнонаправлены. И кроме того, по шкале «субъект объект» информация тяготеет к субъекту, тогда как в communities (сообществах) она направлена на объект. Психологическая подоплека создания личных журналов весьма различна. Посмотрите, сколь значительна доля тех блогов, чьи авторы-священнослужители живут за границей отечества, находятся в длительных командировках, оторваны от единомышленников, от родственных социальных и профессиональных групп. Совершенно естественно их желание рассказать о себе, о своем жизненном опыте, поделиться сокровенным, обозначить свои интересы, найти друзей. Но многие ли из них задумываются, что их дневники читают люди, далекие от Церкви, люди, которые не имеют собственного церковного опыта и которые судят о Православии по таким дневникам?  У некоторых авторов «живых журналов» совершенно утрачено чувство корпоративной солидарности, они ничтоже сумняшеся могут всенародно обсуждать и осуждать действия своих собратьев, сплетничать, делать рискованные обобщения, связанные с негативными сторонами церковной жизни. Чувствуя в этом смысле свою уязвимость, они зашифровывают свои священнические имена,  придумывают псевдонимы («ники»), скрывают под «замок» некоторые свои записи, которые могут прочитать только зарегистрированные друзья (френды), используют эзопов язык, иносказания.

 

Иером. Адриан: Все эти псевдонимы, «замки», иносказания не свидетельствуют ли о существовании церковной цензуры в Интернете и боязни клириков дисциплинарных прещений за свободомыслие? Такие примеры у всех на слуху в Белоруссии, на Украине...

Свящ. Владимир: И хотя в каждом из упомянутых Вами случаев своя история, их объединяет одно авторы с их записями послужили соблазном для других. Вместо любви и мира они сеяли порой вражду и ненависть. Livejournal все больше и больше становится публичным пространством и перестает быть личным делом их авторов. Налицо явное противоречие слов, которые эти авторы произносят во время богослужения, и записей в публичных дневниках. Впрочем, вопрос о прещениях находится в руках у архиерея, который, по Уставу РПЦ, «наблюдает за деятельностью епархиального клира» и не только «заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия... о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства», но и «имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении». Слава Богу, что большинство юзеров-священнослужителей ответственно относятся к своему участию в Живом Журнале и к каждому написанному постингу, не позволяют себе празднословить и перемывать косточки участникам публичной полемики.

 

Иером. Адриан: На упомянутом Вами круглом столе Вы упрекнули священнослужителей, которые «позволяют себе участвовать в интернет-болтовне вместе с откровенными врагами Церкви, не давая должной оценки злоречивым высказываниям собеседников, потворствуя тем самым и насмешкам в отношении священников и иерархов, и даже откровенной клевете». Что имеется в виду?

Свящ. Владимир: К некоторым православным юзерам я бы применил известную поговорку «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Каждый блог имеет «личную информацию», в которой публикуется список «друзей» (френдов). Я не раз с большой грустью отмечал, что среди «друзей» наших интернет-пастырей есть чрезвычайно активные в блогосфере известные раскольники и хулители Церкви. И хотя многие авторы дневников предупреждают, что в своих журналах не допустят провокаций, хамства, наглости, брани, бездоказательных обвинений, что подобные записи будут стираться, тем не менее, грубость и пошлость слишком часто мелькают в интернет-дискуссиях.

Я верю в то, что пройдет несколько лет, и в пространство православного Livejournal вольется новое поколение священнослужителей и прихожан Церкви, которое всецело будет использовать это поле для проповеди Благой Вести.

 

Беседовал иеромонах Адриан (Пашин) 

 

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (5)

Написать комментарий
#
5.12.2009 в 13:04
Семенову Алексею

А вот и неправда ваша: есть в ЖЖ юзер bishop-savatius, один из модераторов сообщества "Устав", = Савватий, еп. Улан–Удэнский и Бурятский.
Ответить

#
3.12.2009 в 02:37
Почему из почти двухсот епископов РПЦ МП в живом журнале нет ни одного, кому можно было бы задать вопросы по вероучению и богослужению Церкви?
Ответить

#
Андрей Десницкий, Россия, Москва
20.08.2009 в 10:48
Блоги, что неудивительно, восполняют практически полное отсутствие разговоров на очень многие внутрицерковные темы (в основном проблемные). Восполняют и недостаток живого общения - подчас торопливого, без точных формулировок и т.д. Но это свойство любого живого общения. Если в каком-то блоге идет лишь изложение официальной церковной позиции или проповедь, которую хоть сейчас произноси с амвона, такой блог просто неинтересен, его не будут читать.
Ответить

#
24.07.2009 в 10:44
Когда священники, администраторы и модераторы православных форумов и еже с ними открыто и публично высмеивают, ёрничают и ехидствуют над определениями Архиерейских Соборов, поносят Патриарха и епископов, то сначала это вызывает недоумение, потом удивление, потом возмущение. Спрашивается, Патриархия вообще проверяет хотя бы иногда то антиправославное, враждебное по отношению к Церкви и священноначалию, что скрывается за вывесками этих самых православных форумов?
Осуждение Патриаршего и местоблюстительного, митрополичьего благословения байкеровского паломничества.
http://...
Неприятие и высмеивание чаяний духовенства Церкви.
http://...
Осуждение миссионерской деятельности протодиакона о. А. Кураева.
http://...
http://...
Ответить

#
20.07.2009 в 11:44
Вот уж чего-чего, а в недостатке "корпоративной солидарности" церковную братию упрекнуть трудно. Под этим соусом проступки священнослужителей (в т. ч. архиереев), которые, с одной стороны, должны стать предметом разбирательства церковного суда, а с другой - во многих случаях могут быть квалифицированы как уголовное преступление, замалчиваются, остаются без адекватной реакции со стороны священноначалия. Всё это, разумеется, "во избежание соблазна". Что ж, удивляться не приходится: Церковь в своей земной проекции - часть общества, и отсутствие справедливого гласного судебного процесса характеризует как государственные, так и церковные структуры.

А что касается "френдов", то во многих случаях это именно френды, а не друзья. Если я по каким-то причинам считаю для себя нужным читать записи раскольников и еретиков, это еще не значит, что они мои друзья. Могу предположить, что о. Владимир по долгу службы регулярно заглядывает на "Кредо.ру", однако это еще не повод заподозрить его в симпатиях к этому порталу.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс