Выставка "Радость и прибежище всем христианам" (Образ Богородицы в памятниках Новгородского музея)
События

Образ Богородицы занимает особое место в духовной традиции христианства. Церковь прославляет Деву Марию как «усердную заступницу мира», «источник духа жизни», «всех христиан прибежище», «избранную славу человечества». Богоматери посвящены многочисленные храмы, ее изображениям отводится важнейшее место в системе храмовой росписи, ее образ воплотился во множестве памятников иконописи, шитья и декоративно-прикладного искусства.

В состав выставки включено более девяноста произведений иконописи, шитья и медного литья XVI – начала XX в. из собрания Новгородского музея. Многие иконы специально реставрированы в музейной мастерской темперной живописи для экспонирования на данной выставке и впервые предстанут перед глазами зрителей. Основную часть выставки предваряет раздел, включающий снимки многочисленных храмов Новгорода XII-XVII вв., посвященных Богоматери, а также фотографии отдельных богородичных композиций и образов из новгородских ансамблей настенных росписей.

На Руси житийные богородичные циклы появляются в настенных росписях уже в домонгольский период, а в иконописи получают распространение с XV в. На выставке впервые экспонируется икона рубежа XIX - XX в., в среднике которой изображено «Введение во храм», а на полях в 16 клеймах иллюстрируются сцены жития Богородицы. Редкой особенностью житийного цикла иконы является включение в его состав композиции «Спас Недреманное Око», в которой Богоматерь выступаеткак заступница рода человеческого, а также отсутствие сцены Успения, завершающей, как правило, повествование о земной жизни Богоматери.

Образ Богородицы занимал особое место в символической системе иконостаса древнерусского храма. Икона «Богоматерь Знамение» размещалась в центре пророческого ряда, символизируя связь Ветхого и Нового Заветов. Иконы с изображением важнейших событий земной жизни Богоматери - «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Успение Богородицы» - входили в состав праздничного чина иконостаса. Традиционно ее образ включался еще в две композиции праздников: «Вознесение» и начиная с XVII в. - «Сошествие Святого Духа». В составе деисусного чина - молитвенного предстояния святых за род людской перед Вседержителем в день Страшного суда - Богоматери отводилось наиболее почетное место, по правую руку от Христа. Экспонируемый на выставке миниатюрный походный иконостас XIX в. дает достаточно полное представление о значении образа  Богородицы в символике иконостасного ансамбля.

Наиболее многочисленны и разнообразны в богородичной иконографии  образы Богоматери с младенцем Христом, которые представлены несколькими основными типами.  К числу древнейших принадлежат изображения Богородицы, восседающей на троне; «Великой Панагии»; «Одигитрии»; «Елеусы». К типу «Великой Панагии» (греч.-всесвятая; в русской традиции - пречистая) восходит прославленная икона «Богоматерь Знамение», явившая чудо избавления Новгорода во время его осады суздальскими войсками в 1170 г. и ставшая символом небесного покровительства городу. Среди представленных на выставке произведений иконописи, шитья и медного литья с изображением «Богоматери Знамение» уникальный памятник - шитая подвесная пелена XVII в. к древней чудотворной иконе, которая повторила размер и композицию лицевой стороны образа, украшенного драгоценной ризой.

Издревле в Новгородских землях почитался также чудотворный образ «Богоматери Тихвинской», явившийся в 1383 г. «в пределах новгородских», на реке Тихвинке, и прославившийся многочисленными чудесами и исцелениями. На выставке экспонируются шитые и живописные образы «Богоматери Тихвинской», в том числе с изображением Тихвинского монастыря.  «Богоматерь Тихвинская» принадлежит к наиболее торжественному типу Богородичных образов - «Одигитрии» (греч. - путеводительница), написанному, по преданию, еще при жизни Богоматери апостолом и евангелистом Лукой. Вариантами «Богоматери Одигитрии» являются также прославленные на Руси чудотворные иконы «Богоматерь Смоленская», «Богоматерь Казанская», «Богоматерь Старорусская».

В состав выставки включена группа памятников, представляющих иконографический тип «Богоматери Елеусы» (греч. - милующая; в русской традиции - «Умиление»), хорошо известный, в первую очередь, благодаря одной из самых прославленных русских святынь - древней византийской иконе «Богоматерь Владимирская», привезенной на Русь из Константинополя. 

На протяжении многих столетий в древнерусском искусстве создавались не только многочисленные списки  древних чтимых чудотворных образов, но и  появлялись новые варианты иконографии. С XVI в. широкое распространение получают композиции «Не рыдай Мене, Мати…» и «Богоматерь Неопалимая Купина», с XVII столетия - «Богоматерь Троеручица», «Богоматерь Живоносный Источник», «Богоматерь Всех скорбящих Радость»,  «Богоматерь Утоли моя печали», а в более позднее время - «Богоматерь Взыскание погибших» и «Богоматерь Ахтырская». Поэтические наименования богородичных икон отразили великую веру людей в Богоматерь как всеобщую заступницу и покровительницу, «всех христиан прибежище».

Выставка будет работать по 16 декабря 2014 г. ежедневно с 10 до 18 часов, кроме вторника, последний четверг месяца – санитарный день.


Другие публикации на портале:

Еще 9