Продолжаются археологические раскопки в древнейшей части Иерусалима
События

В состав экспедиции также вошли преподаватель Библейской археологии Московской духовной академии иерей Александр Тимофеев и преподаватель Православного Свято-Тихоновского государственного университета Алексей Конопатченков.

В первый период работ – с 15 по 21 июня – участники экспедиции принимали участие в археологических раскопках на горе Сион у стен Старого города, где уже на протяжении нескольких лет с 2007 г. работает группа археологов из американского университета Северной Каролины под руководством доктора археологии Саймона Гибсона, который помимо работы в Иерусалимском археологическом институте Олбрайта является профессором университета Северной Каролины.

В 70-х годах прошлого столетия здесь проводил раскопки израильский археолог Маген Броши. Сам С. Гибсон участвовал в них, будучи еще 14-ти летним юношей. Спустя десятилетия С. Гибсон принял решение возобновить поисковую работу.

Стратиграфия современного участка раскопа такова: наверху строения арабского периода (VII-IX вв. по Р.Х.), ниже византийские постройки (местами сохранились мозаичные полы), ещё ниже постройки и мостовые римской Элии Капиталины, и, наконец, строения периода Второго Храма расположенные на скальной породе.

Во время археологических работ участниками данной экспедиции были обнаружены уникальные артефакты: монеты, относящиеся к периоду Хасмонейской династии (164 – 37 гг. до Р.Х.), многочисленные остатки мозаик, кованые гвозди, женские украшения: золотая серьга и бронзовое кольцо, костяная ручка от косметической кисточки для макияжа, а также керамика, кости животных и.т.д.

Заслуживает внимания недавно вышедшая книга С. Гибсона «The Final Days of Jesus» («Последние дни Иисуса»), в которой автор на основании своих раскопок предложил пересмотреть традиционный маршрут Via Dolorosa. «В Евангелии от Иоанна есть описание суда, происходившего на Лифостротоне, это греческое название вымощенной дороги, в месте под названием Габата (Гаввафа). Габата – это название древней возвышенности. Как раз это место я обнаружил» — так прокомментировал свою гипотезу членам экспедиции известный ученый.

Согласно теории С. Гибсона крестный путь Христа Спасителя начинался на месте современной автомобильной парковки в армянском квартале Старого города. Он огибает Оттоманские стены Иерусалима, проходит рядом с современными Яффскими воротами, а затем направляется в сторону Храма Воскресения Христова.

Это означает, что предложенный в XIV в. католическими монахами-францисканцами маршрут Крестного пути, ставший сегодня традиционным, является неточным по отношению к тому, который проходили православные паломники в Византийский период. В то время, действительно, маршрут Крестного пути Христа был другим: из Гефсимании он пролегал вокруг города к дому Кайафы на горе Сион, затем к дворцу царя Ирода, где предполагалось расположение Претории Пилата и наконец к Храму Воскресения.

С 21 по 26 июня участники экспедиции продолжили поисковые археологические работы немного ниже горы Сион, около Мусорных ворот Иерусалима вблизи Храмовой горы. «Ханион Гивати» — так называется раскоп, где проводят археологические поиски уже на протяжении трех лет Департамент древностей одновременно с Еврейским университетом в Иерусалиме.

Раскопки проводятся под руководством талантливых израильских археологов Дорона Бен Амии и Яны Чехановец.

Год назад здесь было обнаружено двухэтажное здание, в котором располагались как жилые комнаты с фрагментами фресок, так и оштукатуренные бассейны-миквэ для ритуальных омовений. Предположительно выдвинута версия, что найденный объект является дворцом адиабенских царей.

Подобных этому, по внушительным размерам, зданий времен земной жизни Христа-Спасителя обнаруживать археологам не приходилось. Уникальны также нумизматические находки в этом месте – монеты датируются 66 – 70 годами по Р.Х.

А обнаруженные наконечники стрел и метательные камни напомнили об антиримском сопротивлении жителей древнего Иерусалима, вследствии которого, Иерусалим был разрушен X римским легионом (70 г. по Р.Х.).

Византийский период также представлен здесь великолепно сохранившимися фасадными фрагментами с христианской символикой.

По словам Яны Чехановец, нет такого дня когда бы члены поисковой экспедиции не нашли бы чего-то интересного. Это может быть маленький парфюмерный керамический сосуд для благовоний или масляный светильник, а может быть и эпиграфический памятник или монеты.

До настоящего времени в СМИ эти раскопки были известны главным образом из-за находки серьги Римского периода и клада из 264 монет времен императора Ираклия. Причем клад важен для науки в первую очередь тем, что благодаря этой находке пролит свет на трагичный для Иерусалима период – разрушения его персами в 614 году. Свеженапечатанные монеты были, по всей видимости, только что привезены из Константинополя.

Информацию об археологических раскопках в этих интереснейших местах вы найдете в блоге «Библейское время» http://alexander-bible.blogspot.com/ .


Другие публикации на портале:

Еще 9