Православные и мусульмане Москвы собираются увековечить память Симеона Бекбулатовича – загадочной фигуры в русской истории
События

О значении личности Симеона Бекбулатовича, о том, почему возникла идея увековечить его память, инициаторы рассказали на пресс-конференции 10 сентября. По словам о. Владимира Силовьева, Симеон Бекбулатович – «личность, которая мало сохранилась в памяти народа, но она значима в истории». Священник напомнил, что Симеон – внук хана Ахмата, потомок Чингисхана – был касимовским царевичем, «соратником Ивана Грозного». Он принял православие; несколько месяцев, по повелению царя, занимал московский трон в 1575 г., потом стал «великим князем» Тверским, а закончил свои дни монахом Стефаном и был похоронен в Старом Симоновом монастыре. Здесь же упокоилась и его супруга, в иночестве Александра, представительница боярского рода Милославских. О. Владимир считает, что увековечение памяти такого человека – татарина, принявшего православие – позволяет «в очередной раз сказать, что задачи у нас общие – сохранять народное единство, традиционные религиозные ценности». Поскольку восстановить подлинное захоронение Симеона Бекбулатовича сейчас невозможно (на этом месте построен ДК ЗИЛ), о. Владимир предлагает воздвигнуть кенотаф-символическую могилу – своеобразный «храм единого народного духа».

Муфтий Москвы Альбир Крганов полагает, что обращение к Симеону Бекбулатовичу -- «человеку с такой непростой судьбой», представителю «яркой плеяды выдающихся сынов Отечества» важно с точки зрения сохранения исторической памяти, воспитания патриотизма, сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. «Отдание должной памяти такой выдающейся исторической фигуре, как Симеон Бекбулатович, отвечает чаяниям россиян как евразийского народа, идеей которого является особая историческая миссия», -- отметил муфтий. Одобряя замысел возведения кенотафа, он подчеркнул: «Это будет символическим знаком единства в российском народе славянских и тюркских народов, русских и татар, христиан и мусульман».

Профессор МГУ, член руководства московской городской организации ЛДПР Александр Кобринский отметил, что «история сотрудничества русских и татар в деле создания Российского государства до сих пор не понята». В частности, историк утверждал, что одной из главных (и недооцененных его коллегами) причин возвышения Москвы является «политика веротерпимости», которую проводил Иван Калита, «собирая энергичных людей со всех земель, в том числе – татар». В этом же ключе выступавший коснулся личности Симеона Бекбулатовича, отметив, что «до сих пор непонятно, почему Иван Грозный посадил его на царство», а потом, сместив, «не убил, а сделал великим князем в Твери». Как бы там ни было, но напоминание о «трагической судьбе» касимовского царевича может стать «тем толчком, когда мы начнем разъяснять в России объединяющую роль русского и татарского народа… Надо помнить, что в деле строительства великой России «кирпич» татарского народа был ненамного меньше вклада русского народа», сказал А. Кобринский.

Тему развил руководитель Московского центра им. Льва Гумилева Павел Зарифуллин: «Синтез русской и татарской культур породил Российское государство». С большим воодушевлением он говорил о Симеоне Бекбулатовиче как о ключевой фигуре российской истории: именно благодаря ему «соединились две великие судьбы – леса и степи, Московского царства и Золотой Орды». Эпизод с воцарением касимовского хана П. Зарифуллин объясняет так: «Симеон Бекбулатович взялся поддержать Ивана Грозного, взойдя на московский трон (а трон был «заминирован») как на крест, и всю жизнь нес этот крест». Возможно, Русская Православная Церковь причислит его когда-нибудь к лику святых, предположил известный евразиец. Он также акцентировал внимание на геополитическом значении памяти о касимовском царевиче для современной России: «Сейчас Россию пытаются выбросить, вытеснить на восток. Но Азия – наша судьба…, а Симеон Бекбулатович – как фонарь, который светит нам из Азии и показывает, что надо идти к свету».

Художник Эдуард Шагеев представил предварительные эскизы символического надгробия, которое будет установлено у храма Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с памятным крестом на символической могиле Александра Алябьева. Кенотаф Симеона Бекбулатовича задуман как параллелепипед 3х4 метра, завершающийся шатром, который будет увенчан двуглавым орлом. Стены сооружения будут представлять собой кованые узорчатые решетки, внутри будут расположены два памятных камня – в честь монаха Стефана (Симеона Бекбулатовича) и его супруги инокини Александры. Строение будет выше, чем расположенная рядом часовня, возведенная недавно на месте, где, по преданию, Пресвятая Богородица благословила преподобных Кирилла и Ферапонта на их Белозерское служение.

Организаторы пресс-конференции сообщили, что с 2015 по 2017 г. планируется отметить следующие памятные даты: 30 октября 2015 г. – 440 лет со дня поставления на Московский престол касимовского хана Симеона Бекбулатовича; 5 января 2016 г. – 440 лет со дня жалования Симеона великим княжества Тверским с титулом великого князя Тверского; 5 января 2016 – 400 лет со дня смерти; в 2017 – 450 лет с начала службы Симеона Бекбулатовича царю Ивану Грозному в качестве касимовского хана. Для празднования этих памятных дат был создан специальный оргкомитет.

В ближайшее время в Общественной палате РФ будет проведен круглы стол на тему «Симеон Бекбулатович как царь и как монах – пример служения Российскому государству», сообщили участники пресс-конференции.

Юлия Зайцева

blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9