Ватикан и мусульмане. Часть 1: Регенсбургская речь
«Покажи мне, что нового принес Мухаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал», — эти слова, сказанные Папой Римским на лекции 12 сентября 2006 в Регенсбургском Университете, вызвали чрезвычайно сильную реакцию. Высказывания Бенедикта XVI были восприняты как оскорбление ислама и пророка Мухаммеда.
Статья

Политика Ватикана в отношении мусульман при Бенедикте XVI

Папа Иоанн Павел II многое сделал для нормализации исламо-католических отношений. Так, он принес извинения за преступления католиков в период крестовых походов, посетил мечеть в Дамаске. Ватикан наладил диалог с мусульманским духовенством и стремился избегать публичной полемики с исламскими деятелями.

Избрание главой римских католиков Йозефа Ратцингера было с крайней настороженностью встречено в мусульманском мире. Целый ряд событий начала понтификата Бенедикта XVI свидетельствуют о том, что в отношении Ислама происходит ярко выраженное изменение курса. Еще в своей инаугурационной речи он воздержался от упоминания Ислама в числе ведущих мировых религий, упомянув при этом множество мелких религиозных деноминаций.

В марте 2006 года под патронажем Ватикана состоялась конференция, истории и оценке крестовых походов. Профессор Кембриджа Джонатан Рили-Смит заметил: «Кто просит прощения за крестоносцев, тот не знает истории». А итальянский историк Роберто де Маттеи отметил, что европейцы предприняли крестовые походы «как ответ на вторжение ислама на христианские земли и разорение святых мест».

С начала 2006 года произошли несколько кадровых перестановок, которые были расценены как следствие недовольства Папой «примирительной» по отношению к исламу деятельностью, и  направление приоритетов миссии на проповедь христианства в Европе. Так, был сменен глава Папского совета по межрелигиозному диалогу, участник диалога между католиками и мусульманами архиепископ Майкл Фитцджеральд. Пост госсекретаря Святого Престола занял профессор канонического права кардинал Тарчизио Бертоне, хотя на эту должности многие видели хорошего дипломата и администратора кардинала Джованни Баттиста Ре. Снижение роли кардиналов-дипломатов и усиление позиций консервативных представителей Ватикана могло означать усиление идеологической активности Ватикана, направленной на отстаивание «самости» католической церкви в современном мире. http://www.politcom.ru/3459.html

 

 

 Лекция Папы Бенедикта XVI в Регенсбургском Университете

Лекция «Вера, разум и университет», прочитанная Папой Бенедиктом в Университета г. Регенсбург, имела своим предметом соотношение веры и разума, последствия их противопоставления. Беседа византийского императора Мануила II с ученым персом о христианстве и исламе, изданная профессором Теодором Коури, стала для Папы источником вдохновения и отправной точкой в его рассуждениях. Вера и разум тесно связаны, «тот, кто действует без разума, тот противоречит природе Бога... Кто желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать».

В своей речи в Регенсбурге Папа Бенедикт предостерег от двух крайностей: волюнтаризма — «разум и чувство истины и добра больше не являются настоящим отражением Бога», а также излишне «практического» понимания веры, как некой философской системы или совокупности моральных норм. Из содержания лекции видно, что цитата Мануила II о «злом и бесчеловечном» исламе, занимает в ней незначительное место. При этом понтифик сразу оговорился, что антиисламская формулировка Мануила выглядит «удивительно грубо» и «бесцеремонно». Однако некоторые аналитики склонны видеть в приводимых цитатах указание позиции Католической церкви в отношениях с исламом, т.к., категорического несогласия с сутью этих слов высказано не было.

 

Реакция исламского мира

Исламская реакция не замедлила ждать. Министр иностранных дел Египта Ахмед Абул Гейт и пресс-секретарь правительства Ирака Али аль-Даббаг заявили, что высказывания подобные «регенсбургским» показывают лишь непонимание Ислама и являются нежелательными, в виду возможных увеличения напряженности. Руководитель турецкого правительственного комитета по делам религии Али Бардакоглу назвал слова папы полными «враждебности и злобы».
Представители религиозных организаций, правительственных и общественных структур Кувейта, Египта, Алжира, Марокко и других мусульманских стран также потребовали извинений и объяснений от руководства католической церкви. Послы некоторых мусульманских стран были отозваны из Ватикана. http://news.invictory.org/issue7519.html

В сентябре 2006 г. около десяти христианских храмов подверглись нападениям. Несколько Исламистских групп выступили с угрозами в адрес не только палестинских, но и всех христиан. В Сомали была убита монахиня-католичка сестра Леонелла. Некоторые комментаторы не обошли стороной и то, что в юности будущий папа вступил в гитлерюгенд.

Руководитель пресс-службы Ватикана Фредерико Ломбарди ответил на эту критику, заявив, что Бенедикт уважает ислам, но не приемлет насилие, мотивированное религией. «Определенно, что в намерения Святого отца не входило глубокое исследование джихада и исламского мировоззрения в этой области, еще менее этого он хотел оскорбить чувства верующих мусульман», — сказал Ломбарди.

 

Папа приносит первые извинения

Через неделю после своего выступления в Регенсбурге, в своем воскресном обращении к верующим 18 сентября 2006 года Бенедикт выразил сожаление о том, что его речь была неправильно понята. «Я глубоко сожалею о том, что часть моей речи в Регенсбургском университете показалась оскорбительной для приверженцев ислама, но эти слова были лишь цитатой средневекового текста и никоим образом не отражают моего личного мнения», — сказал понтифик. 20 сентября Бенедикт XVI повторно выразил сожаление, отметив, что его речь была, скорее, приглашением к диалогу, и он не преследовал цели обидеть представителей Ислама.XVI 

24 сентября 2006 года Бенедикт XVI принял в своей летней резиденции в Кастель-Гандольфо послов 22 мусульманских стран, а также представителей международных организаций и мусульманской общины Италии. «Я хотел бы вновь подчеркнуть глубочайшее уважение, которое я испытываю по отношению к мусульманскому миру, — сказал Папа, — Диалог между исламом и христианством — жизненная необходимость, от которой во многом зависит наше будущее».

«Эта встреча является прекрасным, наиболее желательным шагом, какой только мог сделать Папа Римский», – заявил первый секретарь иранского посольства при Ватикане Ахмад Фахим. Представитель итальянского отделения Всемирной исламской лиги Марио Шиалойя заявил, что удовлетворен словами Понтифика и «не ждет от него каких-либо еще извинений». Вице-президент итальянского Исламского религиозного общества назвал встречу в Кастель-Гандольфо «началом нового этапа межрелигиозного диалога между христианами, мусульманами и иудеями».(http://www.ng.ru/world/2006-09-26/7_benedict.html, http://news.invictory.org/issue7740.html)

 

«A Common Word»

13 октября 2006 года 38 исламских лидеров и ученых адресовали Бенедикту XVI Открытое письмо, в котором, одобряя попытки Папы противостоять секуляризации веры и разума, указали ему на некоторые неточности и ошибки. Так, ими было дано более точное определение трансцендентности Бога в Исламе, т.к. мнения приводимого богослова Ибн Хазма не являются определяющими. Показан взгляд мусульман на природу разума человека и его связь с Богом. Значительная часть письма посвящена описанию джихада и исправлению неверных взглядов на него. Авторы выражают безусловное осуждение убийства католической монахини в Сомали, как и любого другого подобного акта беспричинной жестокости.

Через год 138 наиболее авторитетных ученых-богословов, шейхов, муфтиев обратились к Римскому предстоятелю, а также и к предстоятелям всех христианских церквей с манифестом, озаглавленным как «Справедливое Слово» («A Common Word»). Это открытое письмо раскрывает богословское учение Ислама о любви к Богу и ближним, а также указывает на сходства основных богословских положений с аналогичными в христианстве.

«Обнаружение точек соприкосновения между мусульманами и христианами – не просто повод для вежливого вселенского диалога между избранными религиозными лидерами. Христианство и Ислам занимают первые места по количеству в мире и истории. Если есть конфликт между мусульманами и христианами, то не может быть полноценного мира на планете. Существование современного ужасного оружия массового поражения, совместное проживание мусульман и христиан привело к тому, что в случае конфликта, не может быть победителей», — пишется в манифесте.

«Те, кто любит конфликты и разрушения, используя их для собственной пользы, также подвергают угрозе наши души. И если мы не приложим все свои усилия для установления мира и объедения в гармонии, то нас ждёт поражение. Аллах говорит в Святом Коране «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства». Иисус сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Так давайте не позволим разногласиями вылиться в ненависть и вражду между нами. Давайте соперничать друг с другом в справедливых и хороших делах. Будем уважать друг друга, будем справедливыми, живя в мире полном гармонии», — продолжают свою мысль составители «Справедливого Слова». Манифест «Справедливое Слово» призвал христиан и мусульман к диалогу и осмыслению места любви к Богу и ближнему в обеих религиозных традициях.

Папа Бенедикт XVI ответил на призыв, пригласив группу из 138 мусульманских представителей в Рим, для продолжения обмена мнениями. Ответ папы мусульманским лидерам, которые выступили с Открытым письмом 13 октября, был выполнен в форме письма иорданскому принцу Гази бин Мухаммад бин Талал, президенту Ааль аль-Бейт Института исламской мысли, одному из 138 мусульманских представителей, подписавших «Справедливое Слово». Однако подписи самого понтифика на ответном письме не было. Вместо Папы письмо подписал кардинал Тарчизио Бертоне, госсекретарь Святого Престола, объяснив это тем, что пишет от лица Папы Бенедикта.

В письме была выражена «глубокая признательность» инициативе мусульманских лидеров и замечено, что «без игнорирования и сглаживания наших различий, как христиан и мусульман, мы можем и должны обращать внимание на то, что объединяет нас, например, веру в одного Бога — Создателя и Судию, который в конце времен будет судить каждого из нас по нашим поступкам. Все мы призваны посвятить себя Ему и исполнять Его священную волю».

Кардинал Бертоне добавил, что Папа надеется воспитать «взаимное уважение и признание» среди христианской и мусульманской молодежи, и верит, что совместная работа, поможет привнести значительный вклад в достоинство человеческой жизни и способствовать миру и справедливости.

В своем ответе Папа пригласил принца Гази выбрать «определенную группу подписавших открытое письмо» и посетить Ватикан для продолжения межрелигиозного диалога. Папа  предложил услуги Совета по Межрелигиозному диалогу и понтификальных институтов для содействия обмену, говорит официальный сайт манифеста «A Common Word». http://www.acommonword.com/index.php?page=media&item=199

 

 

Визит Папы Бенедикта XVI в Турцию

Визит римского понтифика в Турцию, намеченный на конец осени 2006 года был под угрозой срыва.  Перед приездом Бенедикта XVI в Турции проходили акции протеста. За два дня до приезда главы Ватикана на улицы Стамбула с протестами против его прибытия вышло около 25 тыс. человек. Собирались подписи противников визита Папы.

Однако визит состоялся. В первый из четырех дней пребывания понтифика в стране, 28 ноября, Папа не только поддержал Турцию в стремлении вступить в ЕС, но и призвал к установлению «истинного диалога» между христианством и исламом. Интересно, что ранее — еще в бытность кардиналом — Йозеф Ратцингер категорически выступал против принятия Турции в Евросоюз.

Для того, чтобы показать свое уважение к мусульманской религии, Бенедикт XVI посетил не только собор Святой Софии, но и Голубую мечеть султана Ахмета. http://www.armtown.com/news/ru/pan/20061129/20214 Встречаясь с главой турецкого Совета по делам религий Верховным муфтием Турции Али Бардакоглу, Понтифик повторил уже не раз звучавшие за последние месяцы слова о необходимости межрелигиозного диалога и неприемлемости исламофобии. Свои слова он подкрепил не только стандартными ссылками на Папу Иоанна Павла II и документы II Ватиканского Собора, но и цитатами из "дружеского" письма Папы Григория VII к мавританскому эмиру 1076 г.

«Впрочем, встреча с Али Бардакоглу — официоз, — пишет обозреватель НГ-Религии Станислав Минин, — «Завоевать сердца» турецких мусульман был призван другой жест Понтифика – молитва в мечети султана Ахмета (Голубой мечети) в Стамбуле вечером 30 ноября. Фото Папы, молящегося рядом с муфтием Стамбула Мустафой Чагрыджи с лицом, обращенным в сторону Мекки, обошло передовицы многих турецких газет. «Мир в Стамбуле», «Папа получил прощение в мечети султана Ахмета», – гласили газетные заголовки». В ходе своего визита в Турцию Папа Бенедикт заявил: «Все мы от единого Бога. Мира на земле не будет, если не будет мира между религиями».

 

 Ожидания перед визитом в Иорданию

8 мая 2009 г. Папе Римскому предстояло отправиться в паломническую поездку на Ближний Восток и, в частности, в Иорданию. Казалось бы после турецкого визита и ряда заявлений самого Папы и его пресс-службы скандал, связанный с Регенсбургской речью понтифика должен был быть исчерпан. Однако накануне визита в Иорданию в исламском сообществе вновь вспомнили про скандальное выступление Папы в Университете г. Регенсбурга. В частности, лидер партии «Фронт исламского действия» Бани Рушид заявил, что от Папы потребуется немало мужества, чтобы принести извинения. Другой представитель этого движения Джамиль абу Бакер заявил, что игнорирование мусульманских чувств только затруднит исцеление ран, нанесенных Папой мусульманам, — сообщает агентство Reuters. Очевидно, что тех официальных извинений, которые принес Папа, для некоторых мусульманских лидеров оказалось явно недостаточно. В преддверии визита в Иорданию исламский мир ждет очередной порции покаяния от понтифика. Оправдаются ли надежды радикально настроенных исламских лидеров или нет?

Аналитическая служба Богослов.RU

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9