Две церкви занимали непримиримую позицию более девяти веков. Только в декабре 1965 года Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако «жест справедливости и взаимного прощения» не имел никакого практического или канонического значения: сама декларация гласила: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной». С точки зрения Православной Церкви, остаются неприемлемыми догмат о главенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых с кафедры, а также ряд других постановлений догматического характера.
Несмотря на иллюзорность с точки зрения светского мироощущения большинства выдвинутых церквями взаимных обвинений, Великая схизма оказала и продолжает оказывать колоссальное влияние на весь ход развития мировой цивилизации. В последнее время появляются интереснейшие исследования, авторы которых пытаются через призму Великой схизмы объяснить причины цивилизационого разлома между Западом и Востоком (в геополитическом понимании). По этой же причине Византинистика оформляется в достаточно самостоятельное научное направление.
К сожалению, санкции Запада в отношении РФ повлияли на формат XVI конференции по истории религии и религоведению. Тем не менее, целый ряд ученых из Болгарии и Польши свои доклады не отозвали, что позволило сохранить традиционный международный статус этого популярного форума религиоведов.