Статейная библиография: Дролери, или Самое маргинальное искусство Средневековья
События

Такие иллюстрации (в англоязычной литературе их чаще называют “маргиналиями” — “marginalia”) были особенно широко распространены во французских, итальянских и английских манускриптах XIII-XIV веков. К началу XIV столетия они стали настолько популярны, что наряду с миниатюрами и буквицами превратились в неотъемлемую часть книжного декора. Чаще всего дролери рисовались в той же технике и с использованием тех же материалов, что и остальные элементы орнамента.

Похороны кролика – типичный пример дролери

Что особенно удивительно (хотя в истории дролери удивительно, в общем-то, все), так это стремление иллюстраторов украшать причудливыми рисунками манускрипты религиозного содержания. На полях книг, посвященных астрономии, медицине или юриспруденции дролери появлялись заметно реже.

Главная цель создания таких своеобразных иллюстраций — привлечь внимание читателя, сделать процесс чтения более увлекательным,  а заодно продемонстрировать свое художественное мастерство. И, что немаловажно, помочь читателю ориентироваться в тексте. Ведь согласитесь, куда легче найти нужное место в книге, если помнишь, что на полях страницы нарисован осел, играющий на лире:

Осел с лирой

Французский (?) антифонарий, 1260-1270 г.

или лекарь, подозрительно похожий на мартышку в капюшоне:

Смысл дролери нередко меняется от страницы к странице. Иногда кажется, что персонаж попросту “сбежал” из находящейся рядом миниатюры, иногда изображение соотносится с конкретным фразой или словом в тексте, а иногда и вовсе непонятно, какое отношение рисунок имеет к содержанию книги.

Тематика дролери очень обширна и разнообразна: это и  сцены повседневной жизни, и царство животных, и фантастические существа, степень нелепости которых ограничивалась исключительно воображением художника. Также популярны были изображения сезонных работ (например, посев и сбор урожая) и развлечений (музыка, танцы, игры, охота). Что же касается животных, то чаще всего на страницах манускриптов можно было встретить обезьян, собак, кроликов и птиц; за ними следовали кошки, мыши, львы, медведи, лошади, а иногда и улитки. Особняком здесь стоит лисица — изображение этого животного почти всегда используется в качестве иллюстрации к рассказам о лисе Ренаре:

Лис Ренар

Лис Ренар-проповедник, льежский часослов 1310-1320 г.

Если же говорить о чудовищах и гибридах всех видов, то их спектр настолько широк, что палеографы нередко выделяют их в отдельную категорию — “неописуемые” (non-descripts). И правда, не так уж и легко придумать внятное название для этого:

drolerie-de-marge

?

Или этого:

drolerie-de-marge36

??

Впрочем, иногда попадались и более-менее узнаваемые экземпляры:

Единорог и грифон, XIII (?) в.

Хотя дролери и считается типично средневековым жанром искусства, справедливости ради стоит отметить, что с началом Ренессанса “маргинальные” изображения живых и не очень существ никуда не делись. Правда, их расположение на странице стало куда более формальным, а манера рисунка — более сдержанной и реалистичной:

Малиновка

Малиновка, иллюстрация из манускрипта XV в.

После XV века дролери постепенно начали утрачивать свою популярность, но отголоски былой славы этого жанра слышны, точнее, видны до сих пор. И кстати, чтобы убедиться в этом, необязательно быть дизайнером или иллюстратором, достаточно просто вспомнить рисунки на полях своих школьных тетрадей.

(По книге Margot Nishimura “Images in the Margins”)

srednieveka.net


Другие публикации на портале:

Еще 9