В Московской духовной академии прошла защита диссертаций
События

Выпускник Академии по Сектору заочного обучения, клирик Екатеринбургской епархии протоиерей Сергий Алексеев представил диссертацию на тему «Аскетическое наследие преподобного Максима Исповедника», написанную под руководством профессора А.И. Сидорова. Работа, по словам автора, посвящена «анализу творений преподобного Максима Исповедника, выяснению его антропологических и аскетических воззрений, необходимых для построения аскетической системы этого величайшего подвижника VII века». Диссертанту был задан ряд вопросов, касающихся научной новизны исследования, различных тезисов, выдвинутых в диссертации, терминологии, употребленной автором. Диссертационный совет ознакомился с заключением комиссии, назначенной для расследования вопроса о возможном наличии плагиата в работе, — вопрос был поставлен при предыдущей подаче работы на защиту. Объяснения автора были сочтены удовлетворительными. Были заслушаны отзывы оппонентов: доцента Санкт-Петербургской духовной академии А.В. Маркедонова и преподавателя Московской духовной академии П.К. Доброцветова. В частности, П.К. Доброцветов отметил, что автору стоило бы сократить часть работы, посвященную вводным темам, сосредоточившись на исследовании собственно предмета диссертации. Кроме того, была отмечена слабость аналитической составляющей диссертации, выполненной преимущественно в жанре «патристической транскрипции». Несмотря на выявленные недостатки работы, оппоненты сочли возможным присуждение диссертанту искомой степени.

Диссертация выпускника богословского факультета Царицынского православного университета имени преподобного Сергия Радонежского, прошедшего стажировку в Московской духовной академии, клирика Волгоградской епархии иеродиакона Серафима (Наумова) написана на тему «История Волгоградской епархии в советской период (1917–1991 гг.)» (научный руководитель — профессор протоиерей Владислав Цыпин). Диссертант поставил своей целью расширить существующие представления об истории Волгоградской епархии в указанный период за счет введения в научный оборот новых источников и систематизации уже известных, а также представить анализ истории церковно-государственных отношений на территории современной Волгоградской епархии в 1917–1991 годы. Автор установил периодизацию истории Волгоградской епархии в исследуемый период, охарактеризовав в рамках каждого периода состояние жизни Церкви и церковно-государственных отношений. В своем отзыве первый оппонент соискателя профессор кафедры литературоведения Государственной академии славянской культуры В.И. Мельник выразил ряд критических замечаний, отметив, что работа посвящена не столько истории Волгоградской епархии, сколько истории церковно-государственных отношений. Проф. Мельник также указал на недостаточную структурированность работы, делающую затруднительным выявление логики развития церковно-государственных отношений в рассматриваемый период. Анализ этих отношений фактически отсутствует. Отзыв преподавателя Московской духовной академии Г.Е. Колыванова также выявил слабость аналитического элемента диссертации и недостаточную проработанность библиографии. Г.Е. Колыванов отметил, что если, учитывая использование большого архивного материала, соискателем решается первая поставленная им задача (расширить существующие представления об истории Волгоградской епархии), то вторая задача — аналитическая — не решается. Впрочем, оба оппонента сочли возможным присуждение соискателю степени кандидата богословия.

Выпускник богословского факультета Царицынского православного университета имени преподобного Сергия Радонежского, бывший стажер Московской духовной академии А. Ларионов представил исследование на тему «Ангелология Михаила Пселла», проведенное под руководством преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова). Целью исследователя является разработка «богословской оценки взглядов Михаила Пселла в сфере ангелологии в сравнительном анализе со святоотеческой традицией, философией неоплатоников, а также средневековой антропологией, космологией и сочинениями, отражающими народное восприятие ангельского мира». Согласно выводам соискателя, византийскому ученому XI века Михаилу Пселла свойственно представление об онтологической неизменяемости космической иерархии — статичности ангелов по отношению к вещественному миру и невозможности изменения своего чина, но при этом о наличии «динамики внутреннего совершенствования в себе». Как отмечает диссертант, в основе ангелологии Михаила Пселла лежит идея иерархичности мира и незыблемости его иерархии. Михаил Пселл являет собой пример византийской богословской мысли XI века, стремящейся к максимальной рационализации истин христианства и изложении их на языке науки и философии своего времени. Автор также указал на отношение Михаил Пселла к некоторым частным вопросам ангелологии, к идее восполнения ангельских чинов душами праведников, к идее бестелесности и нематериальности ангелов. Наконец, соискатель рассмотрел вопрос об атрибуции сочинения «О действиях демонов» и пришел к выводу о том, что оно не принадлежит перу Михаила Пселла. Научным руководителем и оппонентами профессором МДА Н.К. Гаврюшиным и доцентом СПбДА диаконом Владимиром Василиком был отмечен высокий уровень представленного на защиту исследования. Проф. Н.К. Гаврюшин, признавая диссертанта достойным искомой степени, оспорил безусловность, на данном этапе, атрибутики сочинения «О действиях демонов»: для этого, считает оппонент, требуется дополнительный лингвистический и жанровый анализ. Со своей стороны, диак. В. Василик подчеркнул, что диссертант «являет нам несколько иной образ Пселла, чем тот, к которому мы привыкли». Вместе с тем, оппонент указывал, что в ряде своих высказываний, в частности чрезмерно идеализирующих Пселла, соискатель излишне категоричен. Оппоненты сочли автора достойным искомой степени.

Тема диссертации выпускника Московской духовной академии, преподавателя Хабаровской духовной семинарии В. Колесова —  «Церковная политика святого равноапостольного императора Константина Великого» (научный руководитель — доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус). Своей целью автор ставил выработку оценки церковной политики святого императора Константина. На основании проведенного исследования автор показал, что эта политика являлась одним из направлений внутренней политики императора по созиданию единой империи посредством её христианизации и защиты единства Церкви. По мнению диссертанта, в основе церковной политики равноапостольного Константина Великого лежала его искренняя вера и убежденность, что благополучие империи непосредственным образом зависит от благополучия Церкви. Церковную деятельность святого императора Константина исследователь оценивает как служение Церкви. Оппонент доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета П.В. Кузенков, отметив, что выводы автора в целом обоснованы и что диссертант показал зрелый подход к мнению других исследователей, вместе с тем указал на ряд недочетов, связанных, главным образом, со слабостью исторической критики по отношению к свидетельствам источников. Оппонент преподаватель Московской духовной академии игумен Дионисий Шленов, оценив работу положительно, указал на ряд формальных и второстепенных недочетов в поданной работе.

По результатам тайного голосования:

  • за присуждение протоиерею Сергию Алексееву искомой степени высказалось 12 членов диссертационного совета, против — 3 (один бюллетень оказался испорченным);
  • за присуждение иеродиакону Серафиму (Наумову) степени кандидата богословия высказалось 14 членов диссертационного совета, против — 1 (один бюллетень оказался испорченным);
  • А. Ларионов был единогласно сочтен достойным искомой степени;
  • В. Колесову степень кандидата богословия была присуждена голосами 13 членов диссертационного совета, при 3-х — против.

 

Пресс-служба МДА


Другие публикации на портале:

Еще 9