Гимнография — «цвет древа жизни Церкви Христовой»
Гимнография — это одно из интереснейших направлений в исследовании богослужебных текстов. Знание гимнографии дает возможность по-новому взглянуть практически на все литургическое наследие, накопленное в течение почти двух тысячелетий. Но, к сожалению, научной работой в этом направлении занимается совсем немного людей. Информационный портал «Богослов.Ru» обратился к одному из ведущих отечественных специалистов в области гимнографии — доктору искусствоведения, профессору Российской Академии Музыки им. Гнесиных Юлии Константиновне Евдокимовой с просьбой рассказать о наиболее интересных аспектах гимнографического исследования.
Статья

Богослужебная гимнография — это совокупность поэтических текстов, составляющих содержание службы созданных в разное время (с IV по Р.Х. века по настоящее время) различными авторами в разных странах. Как отмечал профессор Московской духовной академии прот. А.Горский, гимнография — это «цвет и плод древа жизни Церкви Христовой».

Гимнография, словно красочная мозаика, переливающаяся в лучах солнца, распределена по частям в богослужебных книгах — Октоихе, Триоди постной и Триоди цветной, Минеях.

Изучение каждой из этих книг связано с особым кругом научных проблем, а именно: временем сложения текстов, списком предполагаемых авторов, содержанием текстов, их певческой интерпретацией. В отличие от светских поэтических текстов, богослужебная поэзия обязательно предполагает ее пропевание с той или иной степенью распевности.

Это может быть интонируемая декламация, чтение нараспев, а может быть очень развитая, богато украшенная и протяженная мелодия. Поэтому изучение богослужебной гимнографии, в отличие от изучения прочих литературных текстов, включает в себя и саму структуру текстов, в том числе их распевы. В этом состоит особенность изучения гимнографии: она требует знаний литургики, литературоведения, лингвистики и обязательно — певческой культуры той или иной исторической эпохи. Без последней представление о гимнографии будет усеченным, неполным или даже несовершенным.

В связи с этим возникает вопрос: специалисты какого профиля должны исследовать богослужебные тексты в этом направлении? В процесс анализа гимнографического памятника обычно вовлечены специалисты из самых разных областей, но заключительный, итоговый этап ее изучения связан с музыкальной традицией, с теми учеными, которые владеют древнерусской нотацией, знают крюки, попевочный состав гласов и т.д.

Опираясь на исследования литературоведов, историков и других специалистов, они могут дать окончательное решение по вопросам содержания богослужебных текстов. К обсуждению этого раздела мы вернемся позднее.

Гимнография каждой из богослужебных книг таит в себе много интереснейших для исследователя проблем. Как пропевались древнейшие тексты; что такое экфонетическая нотация и как ее можно воспроизвести в настоящее время; когда, где и почему появились первые знаки, указывающие на певческий смысл текстов; почему стоит над некоторыми словами богослужебных текстов знак фиты (т.е. знак, символизирующий некий распев-вставку и т.п.). Каждый из этих вопросов требует больших и разносторонних знаний, а так же довольно длительного и глубокого исследования рукописных источников.

Проблемы, связанные с литургической гимнографией, очерчены и во многом освещены в трудах выдающихся ученых-богословов: проф. И.Д. Мансветова, проф. Голубцова, проф. КДА А.А. Дмитриевского, архимандрита Киприана (Керна) и, конечно, проф. КДА М.Н. Скабаллановича. Последнему принадлежит капитальный труд «Толковый Типикон», в котором подробно рассмотрены практически каждый элемент богослужения: возгласы, ектении, стихи псалмов, прокимены, аллилуарии, степенны, причастны и т.д. Все это разобрано как со стороны возникновения текстов, то и со стороны их исторического развития и практики пропевания.

С нашей точки зрения, особенно интересной для изучения на современном этапе представляется минейная гимнография, т.е. богослужебные тексты, посвященные праздникам и святым.

Гимнография праздникам составляет особую ветвь — эортологию. Классические образцы эортологических исследований представляют опять же в трудах проф. М.Н. Скабаллановича. Его «Праздники» издавались как бесплатное приложение к журналу «Проповеднический листок». Задуманы были выпуски к каждому празднику, но вышло до войны только шесть (по другим источникам семь) номеров. Некоторые из них переизданы в последние годы, например, «Рождество Христово» (М. 1995 г.).

Каждый праздник, разобранный и описанный проф. Скабаллановичем, представляет собой уникальное, комплексное научное исследование, полезное как для историка или богослова, так и для простого читателя.

В своей работе профессор Киевской духовной академии рассматривает конкретные факты Священного Писания, лежащие в основе праздника, все связанные с ними географические и археологические подробности, богословское содержание, историческое развитие праздника. Затем анализируется непосредственно гимнографический материал, с первой стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни и оканчивая причастным стихом на Литургии. Им дается оригинальный гласовый анализ гимнографии в ее историческом развитии и некоторые другие дополнительные сведения.

Переоценить значение направления, заданного некогда М.Н. Скабаллановичем, в практике научного исследования эортологии весьма проблематично. Его подходы стали во многом эталоном научных исследований богослужебного характера, которое проводятся и в наше время. Отметим наиболее интересные исследования в этой области: Ю. Рубан «Благовещение Пресвятой Богородице», 1991г., «Сретение Господне», 1994 г., С. Тихоненко «Рождество Пресвятой Богородицы», 2006 г. (выпускная квалификационная работа в РАМ им. Гнесиных).

Гимнография святым — иначе можно сказать, агиографическая гимнография, содержит наибольшее количество неисследованных научных проблем. С чем это связано?

Гимнография такого рода в значительной степени подвластна историческим изменениям — в то время как текст всех других богослужебных книг по сути своей мало менялся с течением времени.

Гимнография святым — это довольно объемный и значительный пласт духовной поэзии, составляющий «плоть» службы большей части годового цикла богослужения. Кроме того, эта гимнография наполнена большим духовным смыслом, выраженным незаурядными художественными приемами. Более того, она призвана не только воспеть память тому или иному святому, но и показать человеку пути духовного совершенствования, пути преодоления всевозможных преград. Своего рода это школа духовного опыта личности.

Однако при всей значимости этого направления в исследовании богослужебных тестов, к сожалению, нам не известно ни одного обобщающего труда в этой области. Исключением, пожалуй, может быть только фундаментальный труд архиепископа Филарета (Гумилевского) «Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви». Но, как видно из названия, оно не затрагивает русскую и вообще славянскую гимнографию, являющую собой совершенно самостоятельный и почти неисследованный пласт богослужебной поэзии.

Существуют только отдельные исследования, которые ее дают общей картины по данному вопросу.

Не так давно процесс исследования гимнографии русским святым сдвинулся с «мертвой точки». В последние годы был издан довольно значительный труд Н.С.Серегиной «Песнопения русским святым», в котором автор бросает ретроспективный взгляд на всю русскую гимнографию. Кроме этой книги, судя по публикациям в журналах и отдельных изданиях, сделаны более или менее полные исследования гимнографии святителю Николаю, сербским святителям, болгарскому святому Георгию Новому, а так же гимнография великомученицам.

Перспектива научных исследований в этой области просто огромна. Гипотетически отметим основные направления этих исследований.

Прежде всего, как мне представляется, необходимо провести сравнительный анализ гимнографического материала разным «разрядам» святых: апостолам, святителям, преподобным, мученикам и великомученикам, блаженным и пр. Например, даже гимнография преподобным отцам и преподобным женам, благоверным князьям и благоверным княгиням в значительной степени разнится по сюжетам и смыслам. Изучение непосредственно состава содержания текстов, пластов этого содержания, по каждому «разряду» святых, составляет совершенно новую, неизученную область гимнологии. Сегодня это особенно это актуально. Так содержание строго литургических текстов (таких как: изобразительных псалмов, прокименов, причастных и др.) представляет интерес только для профессионально ориентированных ученых. Содержание же минейных текстов интересно простым прихожанам благодаря их прямому соотнесению с житийными чтениями.

До революции в каждой православной русской семье чтение житий святых составляло неотъемлемую часть обыденной жизни. Сейчас эта традиция прервалась. Более того, многие присутствующие на богослужении прихожане по разным причинам не понимают, а лучше сказать не хотят вникать в содержание текста, который читается или поется. Поэтому так необходимо разъяснять людям смысл текстов, звучащих на богослужении.

Обратимся к наиболее интересному разделу минейной гимнографии, к содержанию мученических текстов. Путь мучеников за веру христову — это особый путь достижения духовного совершенства. По хронологии он является самым древним, известным с первых же десятилетий распространения христианства. Кроме того, этот путь самый близкий менталитету русского человека, потому что вся история России от начала сложения государства и до наших дней — это своего рода мученичества.

Мученичество являлось значительной частью жизни многих русских благоверных княгинь, например, Анны Кашинской или Иулиании Вяземской. Гимнография этим женам по сути своей является мученической, несмотря на то, что канонизированы они как благоверные великие княгини. Особенно много мучеников, которым сегодня уже составлены службы, появились в первой половине прошлого века в период советских гонений на веру.

Каково же содержание мученических текстов?

Можно выделить пять слоев содержания. Первый — житийный. Он не требует особого пояснения. В гимнографических текстах излагает так или иначе агиографическая канва. Естественно, что она не меняется с течением времени. Вопрос же заключается в том, в каких соотношениях находится этот слой с другими слоями. Если он преобладает, это свидетельствует о том, что текст создан очень поздно, и что составители его были скромными монахами или монахинями какого-либо монастыря. Этим уровнем исчерпывается, например, служба преподобной Евфросинии Московской, составленная в Вознесенском монастыре (разрушенном в настоящее время) Кремля предположительно в конце XIX — в начале XX века. Сохранившаяся в рукописях служба отразила все моменты жития великой княгини (сегодня эта служба включена в сборник годовых миней).

Второй — образно-символический с характерным и ярким кругом образов-символов. В нем с течением времени происходят переосмысления этих образов, что указывает на какие-то перемены в церковной и общественной жизни.

Образ-символ в древних гимнографических текстах (XIV – XVI вв.) обычно имеет два значения: реально-событийный и духовный. В частности, основной образ-символ гимнографии мучениц связан с кровью. Святая изливает за Христа свою кровь, ее риза обагрена кровию. Отсюда красный цвет мафория на иконах — символ страдания. В духовном же понимании истекание кровей — это путь к очищению, просветлению, убелению. Поэтому в текстах поется — Каплями кровными убелившися (служба вмц. Параскеве), или каплями крове уяснившися (св. Иулиания Вяземская), или кровными твоими каплями одеяние души твоей украсила еси (св. Иулиания Вяземская) и т.д. В более поздних текстах смысл упрощается, становится однозначным — каплями кровными обагрившися…Это только один показательный пример. На самом деле в богослужебных текстах можно встретить довольно много образов-символов. К примеру, многозначен символ вина (вено), приносимого Христу. Это и вено слез, и вено страдания, и вено кровей, и вено мучения. имнографии. й поэзии.

Третий — исторический. В этом слое содержатся, если можно так выразиться, перекрестные арки между Новым Заветом и Ветхим Заветом. Иногда переклички между Заветами выполняются как прямые параллели. Например, некогда Бог написал Моисею на скрижалях письмена, а сейчас на скрижалей Богоначертанная письмена принес на гроб Ангел с Небесе (стихира Преславно чудо бысть в службе мц. Агафии). Встречается в гимнографии и другой вид параллелизма: ветхозаветное событие получает как бы разрешение, исход в гимнографических текстах. Например, в службе вмц. Екатерине проводится красивая перекрестная арка: змей, некогда внушивший Еве мысль о ее мнимом величии и тем увлекший человека ко греху, теперь укрощается силой мученицы с помощью креста: Равнобожие во уши Евине пошептавый,/ от отроковицы младыя ныне попирается,/ оружием бо Креста оградившися, посрами Екатерина мученица/ безмерно того хвалящася.

Появление в русской гимнографии Ветхозаветных и Новозаветных тем, видимо, не случайно. По крайней мере, объяснение этому надо искать в истории нашей страны и Русской Церкви. Так, в широко распространенной службе Сретению Владимирской иконы в середине XVII века появляется ряд текстов, в которых воспеваются ветхозаветные события — Моисей и Синайская гора, пророки; евангельские темы: возвещение Деве Марии через архангела Гавриила о скором рождении Спасителя; воспевается богогласный апостол Лука, который образ Владимирской иконы написал и другое.

Следующий слой, четвертый, — догматический. Надо сказать, что догматический слой в мученических текстах — это редкость. Поэтому появление здесь догматических положений проявляется особенно ярко. Так в известном тексте из XIV века Посрамися лукавый враг от жены побежаем…(в службах многим мученицам — Варваре, Евфимии, Параскеве и другим) содержится концентрированно выраженный догмат грехопадения и восстания от греха через Боговоплощение: яко праматерью имеющее деиство к греху от Девы бо воплотися Слово Отчее непреложно и несказанно…

Догматический слой в гимнографии усиливается в определенное время, во второй половине XVII, что связано, скорее всего, с изменениями в церковной жизни. Необходимо было дать четкий ответ новым еретическим учениям и преодолеть церковный раскол. Это хорошо видно в службе Сретению Владимирской иконы Божией Матери, о которой мы уже сегодня говорили. Здесь можно отметить некоторые вставные элементы, поэтически повторяющие догматы Символа веры.

Пятый слой относится к экзегетике. Это один из самых интересных в плане исторического развития гимнографии слой текста. Он уходит далеко вглубь веков. Так, в одном из древних текстов, известных в славянском переводе с XI века (служба вмц. Евфимии), содержится пояснение образов евангельской притчи о мудрых девах, имеющих в руках свещу и масло, которого не хватило девам юродивым (Мф. 25.1,12).

Образ свещи особых расхождений в толкованиях не имеет: это горящая огнем веры, пламенем любви ко Христу чистая, девственная душа. Она не гаснет, потому что чистота души бережно соблюдается — свещу душевную неугасиму соблюдши… Образ же масла (елея) толкуется в гимнографических текстах по разному. Это масло страдания, масло кровей, масло чистоты… Из древних текстов этот образ-символ переходит и в русские тексты.

В службе Иулиании Вяземской масло трактуется как символ чистоты: одеяна добродетельми и преукрашена елеем чистоты…В других русских текстах, например, в службе преп. Евфросинии Суздальской, поется: неугасиму душевную свещу маслом твоих подвиг соблюд…А в стихирах Евфросинии Полоцкой находим: елеем чистоты и милости…В современных текстах это уже елей милосердия, елей целомудрия…

Заметим, что в гимнографии святым разных «разрядов» преобладает тот или иной содержательный слой. Богатство и разнообразие слоев определяет содержательный уровень гимнографических текстов.

Это особенно важно при создании новых служб: новомученикам, исповедникам, преподобным, святителям. Заметим, что слои обозначенные нами как три, четыре и пять, то есть содержательные слои, постепенно исчезают из поздних богослужебных текстов, в особенности из тех, которые пишутся сегодня. Преобладает в основном житийный слой. На общем фоне богослужений, созданных за последнее время, выделяется только «общая служба преподобномученице Российстей единей» (XXв.). В ней присутствует весь многослойный состав содержания гимнографических текстов.

 

Записал Леонид Бамблевский

  

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9