В Москве открылся новый музей
События

В этот день в Центре ИППО архиепископом Марком Егорьевским (Головковым) была освящена мемориальная доска в память о первых председателях ИППО — великом князе Сергии Александровиче и великой княгине Елизавете Федоровне — и прошли XVI Елизаветинско-Сергиевские чтения на тему «Москва в жизни великокняжеской четы». В 2014 году исполняется 150 лет со дня рождения Елизаветы Федоровны, поэтому прошедшие чтения стали своего рода подведением итогов проделанной за последние годы работы в деле изучения ее жизни и деятельности

На торжественном освящении памятной доски и открытии музея присутствовали мэр Москвы Сергей Собянин, председатель ИППО Сергей Степашин, глава Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и другие.

Мероприятие было подготовлено в рамках программы «На службе Москве и Отчеству. Великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна», разработанной по инициативе Фонда содействия возрождению традиций и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Департамента культурного наследия и Департамента культуры мэрии Москвы на 2013–2014 годы. Цель программы — возвращение российской истории имени московского генерал-губернатора великого князя Сергия Александровича, приложившего немало усилий для укрепления государственных устоев России, развития науки, культуры, благотворительности, занимавшегося благоустройством Москвы.

В 1882 году по указу императора Александра III было создано Православное палестинское общество, которое на протяжении всей своей истории пользовалось государственным вниманием и поддержкой. Во главе его стояли великий князь Сергий Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 (17) февраля 1905 года), а затем, до 1917 года, великая княгиня Елизавета Федоровна. Его почетными членами состояли в разное время почти все выдающиеся представители правящей элиты, начиная с императорской фамилии, в том числе председатели Совета министров и обер-прокуроры Святейшего синода. Отделы ИППО действовали в 52 епархиях Русской православной церкви.

Деятельность Императорского Православного палестинского Общества уникальна по своему значению в истории русской национальной культуры. Уставные задачи общества — содействие православному паломничеству в Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона — неотделимы от традиционной российской политики и русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня.

События Первой мировой войны, революции и гражданской войны прервали на несколько десятилетий живую связь русской Палестины с родиной. Российское палестинское общество, включенное в структуру Академии наук СССР, хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, успешно продолжило традиции отечественного востоковедения. В 1992 году решением Президиума Верховного Совета РФ было рекомендовано правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО, что и было осуществлено. ИППО продолжило заложенные в Российской империи традиции, тесно взаимодействуя в своей работе с Русской православной церковью.

В создании Музея ИППО приняли участие историки, ведущие специалисты в области музейного дела. Возглавил рабочую группу ИППО по созданию Музея заместитель председателя ИППО Юрий Грачев, научное руководство осуществил заместитель председателя ИППО, доктор исторических наук Николай Лисовой. Художественный проект музея выполнен Студией Михаила Пекуровского.

В экспозиции, представленной ко дню открытия музея, посетители смогли увидеть уникальные экспонаты: паломнические реликвии со Святой земли, книги, листовки, брошюры, издававшиеся ИППО для многочисленных паломников, личные вещи председателей и почетных членов ИППО и многое другое. Помимо этого в музее представлены портреты всех председателей ИППО за всю его непрерывную историю с 1882 года с меняющимися названиями: Православное палестинское общество (1882), Императорское Православное палестинское общество (1889), Православное палестинское общество (1917), Российское палестинское общество (1918) — и вновь Императорское Православное палестинское общество (1992).

Из Иерусалима была доставлена партия экспонатов из библиотеки легендарного Сергиевского подворья — первый устав ИППО, путеводители для паломников и другие свидетельства славных страниц русской истории на Святой земле. Из Вифлеема — привезены нательные крестики из оливкового дерева.

В одном из залов ИППО состоялся фортепианный концерт народного артиста России, декана факультета Музыкально-исполнительского искусства ГАСК, профессора Владимира Селивохина.

В интервью корреспонденту «Культуры.рф» глава Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук Анна Громова рассказала об экспозиции музея: «В музее — четыре зала, тематически разделенных на разные периоды существования общества. Первый зал — «Становление и создание Палестинского общества». Название говорит само за себя, кроме того, посетители могут увидеть там уникальный макет кувуклии Гроба Господня, выполненный из перламутра арабскими мастерами, который передала в музей Московская духовная академия.

Второй зал носит название «Расцвет русской Палестины». Он посвящен проектам, которые осуществляло Палестинское общество. Например, возведению православных построек, которые имелись не только в Иерусалиме, но и в Назарете, и в Хайфе. Здесь можно увидеть макет чудом сохранившегося Сергиевского подворья, которое было продано правительством Хрущева в 1964 году по известной «апельсиновой сделке», которая нанесла такой чудовищный урон нашему достоянию. К счастью, в 2008 году подворье вернулось к нам.

Третий зал поэтически называется «Терновый венец Палестины» и посвящен событиям XX века. В этом зале висит настоящий терновый венец как символ проданной русской собственности, как символ самой Палестины и символ событий, которые продолжались и продолжаются. Здесь установлен макет Барградского подворья, привезенный из Италии. Он был сделан по инициативе архитектора Щусева, строителя подворья, для того чтобы итальянские строители видели, что они строят. В этом году отмечается 100-летие его закладки. Последний зал называется «Век XXI. Время собирать камни». Он посвящен тому, что происходит в обществе сегодня».

«Этот музей позволит москвичам познакомиться с историей общественной организации, которая не прерывала своего существования с 1882 года, — продолжила Анна Громова. — История ее действительно впечатляет, потому что русское присутствие на Святой земле — это огромный интерес нашего народа к евангельской истории, это огромная масса паломников. Всю эту статистику можно прочесть в документах, которые расположены на стендах. Десятки тысяч паломников двигались в Святую землю и обратно, посещали места, по которым ходил Спаситель, посещали Бари (Италия), где благодаря усилиям преподобномученицы Елизаветы Феодоровны было создано Барградское подворье. Все это существовало на народные деньги. Когда Щусев запросил за свой проект 300 тысяч, эти деньги нашлись. Такова была любовь нашего народа к Господу».

«Думаю, что информация о музее не пройдет бесследно мимо интересующихся,— продолжила г-жа Громова. — Тем более, что музей по договоренности с Департаментом туризма включен не только в туристический маршрут, связанный с именами Сергия Александровича и Елизаветы Феодоровны, с местами их благотворительной деятельности, в частности с Хитровкой, где были дома трезвости, основанные великим князем, но и в обычные туристические маршруты по Москве. Каждый посетивший этот музей узнает что-то новое об истории своей страны и, может быть, заинтересуется чем-то, о чем не знал раньше, и что побудит его искать другие источники информации. Сейчас создана базисная модель музея, который, несомненно, будет развиваться. Мы сюда будем добавлять в большом количестве мультимедийные элементы, что сделает этот музей более интересным для молодежи».

culture.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9