Настоящая работа представляет собой детальное исследование концепции «оправдания» на протяжении двух тысяч лет рефлексии и споров, кульминацией которых стало провозглашение в XVI веке протестантами того, что доктрина оправдания была «пунктом, на котором стояли или падали церкви (articulus stantis et cadentis ecclesiae).
Автор выделяет три причины, которые побудили его к столь детальному исследованию доктрины оправдания в рамках христианской традиции. Во-первых, историческое исследование любой христианской доктрины с момента ее возникновения до настоящего времени является существенно важным, поскольку оно предлагает средства идентификации и оценки факторов, которые оказали влияние на развитие учения, в общем. Развитие учения об оправдании, таким образом, является парадигмой для исследования идеологического взаимодействия в развитии доктрины, иллюстрирующего, каким образом соотносились богословские и светские концепции, каким образом богословы отвечали на культурную ситуацию их эпохи. Оправдание является одной из нескольких концепций, используемых в Священном Писании и христианской традиции для выражения примирения Бога с миром через Христа. Как станет очевидно, в развитии западного христианского богословия - особенно в XVI веке - эта концепция приобрела особенную важность.
Макграт в своих работах по истории реформации обращает внимание на то, что богословская методология этого периода своими корнями уходит в позднее средневековье. В предшествующей работе «Богословская мысль реформации» автор детально демонстрирует эту связь. В настоящей работе автор предпринял попытку показать развитие учения об оправдании на протяжении всего периода истории христианской мысли.
Настоящая работа впервые появилась в 1986 г. и быстро стала ключевым справочным изданием в этой области.Третье издание книги представляет собой полный пересмотр первоначального труда в свете научного развития, которое имело место со времени публикации первого издания в 1986 г. Она включает в себя детальное рассмотрение семантического фона концепции на древнем Ближнем Востоке, тщательное исследование доктрины в средневековый период и особенно тщательный анализ ее развития в течение XVI столетия. Это третье издание является тщательно переработанным с учетом последних исследований в этой области.
Книга будет полезным пособием для всех, кто интересуется развитием христианского вероучения, историей споров эпохи Реформации об идентичности христианства и современными дискуссиями между протестантами и католиками о природе спасения.
Предисловие VII
Список сокращений XII
1 Оправдание: возникновение концепции 1
- 1.1 Семантические аспекты концепции оправдания 6
- 1.2 Павел и оформление христианской традиции 21
- 1.3 Традиция до Августина 32
- 1.4 Источник: Августин Гиппонский 38
- 2 Средние века: консолидация учения 55
- 2.1 Природа оправдания 59
- 2.2 Праведность Бога 72
- 2.3 Субъективная оценка оправдания 92
- 2.4 Оправдание и таинства 117
- 2.5 Концепция благодати 128
- 2.6 Концепция заслуг 138
- 2.7 Диалектика двух сил Бога 150
- 2.8 Отношение между предопределением и оправданием 158
- 2.9 Критика роли сверхъестественных даров в оправдании 176
- 2.10 Средневековые школы мысли об оправдании 186
- 3 Протестантизм: споры реформации об оправдании 208
- 3.1 Предвестники учения реформации об оправдании? 210
- 3.2 Открытие Лютером «праведности Божией» 218
- 3.3 Зрелое богословие Лютера об оправдании 223
- 3.4 Оправдание в раннем лютеранстве, 1516-1580 235
- 3.5 Ранняя реформационная теология, 1519-1560 248
- 3.6 Английская реформация: от Тиндаля до Хукера 258
- 3.7 Протестантская ортодоксия 265
- 3.8 Англиканство 277
- 3.9 Пуританство: от старого мира к новому 284
- 3.10 Пиетистская критика протестантской ортодоксии 292
- 3.11 Заключение 307
- 4 Католицизм: Тридентский собор об оправдании 308
- 4.1 Развитие в рамках католицизма, 1490-1545 309
- 4.2 Богословские школы Тридента во время споров об оправдании 318
- 4.3 Триденсткие споры об оправдании 324
- 4.4 Триденсткий декрет об оправдании 338
- 4.5 Пост-тридентские споры об оправдании 344
- 4.6 Заключение
- 5 Современный период
- 5.1 Просвещенческая критика ортодоксальных доктрин об оправдании 360
- 5.2 Моральная критика Просвещения: И. Кант 371
- 5.3 Религиозная критика Просвещения: Ф.Д. Шлейермахер 376
- 5.4 Переоценка концепции оправдания: А.Б. Ритчль 381
- 5.5 Диалектический подход к оправданию: К.Барт 392
- 5.6 Закат оправдания, 1950-2000 406
- 5.7 Заключение 420
Глоссарий средневековых сотериологических терминов 422
Библиография 425
Индекс 444