[Обзор книги:] Религия и общество в Римской Палестине. Старые вопросы, новые подходы// Под ред. Дугласа Р. Эдвардса. (Religion and Society in Roman Palestine. Old questions, new approaches. Edited by Douglas R. Edwards. Routledge.2004. 240 PP. ISBN 0–415–30597–7)
Написанный международными экспертами, это сборник соединяет важнейшие археологические и текстуальные свидетельства, проливающие свет на различные аспекты религиозной и общественной жизни Римской Палестины. Книга детально рассматривает вопросы инкультурации, ассимиляции и сохранения различий в мультикультурном климате Палестины данной эпохи.
Статья

Распространение в последние годы исследований, проливающих свет на историю Римских провинций, было стимулировано, прежде всего, увеличением числа и качества археологических исследований. Новые техники, включая способность обработки большого количества данных с помощью компьютеров, позволили осуществить сложные исследования не только отдельных провинций, но и их малых частей. Историки стали более внимательны к опасности обобщения в отношении культур, экономик, общест и религий регионов, столь обширных и различных, как средиземноморским мир или Римский Ближний Восток. Прояснение новой картины этого мира должно с необходимостью опираться на множество локальных исследований, таких как представленные в этом сборнике. Статьи, представленные здесь, во многом обязаны своим появлением Эрику Мейерсу, чьи работы в течение многих лет вдохновляли исследования в этой области.

Исследование Римской Палестины не может быть осуществлено также как других провинций, причем не только вследствие влияния событий в этом регионе на дальнейшую историю иудаизма и христианства. Не менее важным и уникальным для этой провинции является огромная масса сохранившихся литературных материалов, первоначально составленных в Римской Палестине, копировавшихся в античности и сохранившихся на протяжении средневековья и вплоть до нашего времени.

Иудеи сохранили в своих раввинистических учебных заведениях и синагогальном богослужении большой корпус позднеантичных сочинений как на еврейском, так и на арамейском языке. Христиане сохранили довольно отличный корпус, так как все еврейские сочинения, которые они сохранили, были или на греческом языке, или переводами с греческого. Поскольку христиане уже имели свою собственную литературу с начала второго века новой эры, еврейские сочинения, которые они использовали, были написаны до 100 г. н.э. Одним из последних еврейских текстов, сохраненных и скопированных христианами,  были труды еврейского священника из Иерусалима Иосифа, чье представление политической истории евреев до его собственного времени сделало возможным написать согласованное повествование о политике Римской Палестины, что невозможно сделать в отношении других провинций и для истории Палестины после 70 г. н.э., когда повествование Иосифа заканчивается.

Вследствие полноты и последовательности этих литературных источников есть соблазн основываясь исключительно на них написать историю Палестины по крайней мере до времени первого восстания 66-70 гг., но произвольность сохранившегося материала должна обратить на себя внимание. Совершенно очевидно, что многие свидетельства, сохранившиеся в раввинистической литературе, игнорировались христианами, и наоборот. Обе позднейшие традиции извлекли из общей религиозной литературы то, что было ценным для их религиозных взглядов. Некоторая литература разделялась как иудеями, так и христианами, как например еврейская Библия (которую христиане знали в греческом переводе), но большая часть может быть найдена только в одной из традиций. Невозможно утверждать, что простым механическим комбинированием этих двух традиций удастся получить полную картину литературной жизни Палестины, принимая во внимание те лакуны, которые могут быть восполнены только при помощи дальнейших археологических исследований.

Одним из сложных методологических вопросов продолжает оставаться вопрос о том, как соотносятся археологические находки с многочисленными текстуальными свидетельствами. в XIX и начале XX века большая часть археологических исследований в Палестине была нацелена на разъяснение текстов, главным образом Библии, в то время как более поздние материалы использовались для разъяснения текста Талмуда.

Ни «Библейская археология», ни «талмудическая археология» не завершили свой путь в современном климате, но среди более ярких сторонников отношения между текстом и археологией был Эрик Мейерс, влияние работ которого прослеживается в этой книге. Его достижения заключались не просто в изменении терминологии, но в использовании множества техник, которые являются стандартными в археологическом исследовании других римских провинций, но только постепенно вводились в раскопки и исследования по Израилю, такие как датирование зданий посредством внимательной стратиграфии, нежели только по архитектурному стилю и др.

Акцент Эрика на том, что некоторые аспекты древнего мира могут быть обнаружены только из археологических свидетельств, и что такой свидетельство должно приниматься серьезно, даже если оно явно противоречит утверждениям или выводам из литературных источников, не привело его к отвержению последних как бесполезных. Напротив, он занимался прояснением библейских текстов и постоянно защищал свой метод «дуальной интерпретации канонических текстов», который включает как эпиграфический, так и археологический материал.

Исследования, помещенные в этом сборнике, иллюстрируют достаточно хорошо принципы и влияние трудов Эрика Мейерса. Религия и общество Римской Палестины нуждаются в оценке как на местном, так и на региональном уровне, а также в сопоставлении с остальным древним Ближним Востоком и средиземноморским миром в целом.

Книга будет полезна всем, кто интересуется так называемым «межзаветным периодом» в истории Израиля, культурным и историческим фоном, в котором возникло христианство.

 

Об авторах

Мордехай Авьям - институт Галилейской археологии университета Рочестера, Нью-Йорк.

Дина Авшалом-Горни - магистр искусств Бар Илан университета, Тель-Авив.

Синтия М. Бейкер - доцент в области религиозных исследований университета Санта-Клары, Калифорния

Мэйджен Броши - заслуженный куратор музея книги, Израильского музея, Иерусалим.

Марк Ченси - доцент департамента религиозных исследований Южного Методистского университета, Техас.

Дуглас Р. Эдвардс - профессор археологии и религии университета Пьюджет-Саунд, Вашингтон.

Эстер Эшел - доцент департамента библеистики Бар Илан университета, Тель-Авив.

Ханан Эшел - профессор археологии земли Израиля университета Бар Илан, Тель-Авив.

Шон Фрейн - директор программы исследований Средиземноморья и Ближнего Востока Тринити колледжа, Дублин.

Мартин Гудман - профессор исследований иудаизма Оксфордского университета.

Ли Левин - заведующий кафедрой классической археологии департамента истории и археологии иудаизма Еврейского университета Иерусалима.

Джоди Магнесс - профессор раннего иудаизма университета Северной Каролины

Милтон Морленд - доцент религиозных исследований Родос-колледжа, Теннеси.

Мириам Пешковитц - доцент Темпл-университета

Идан Шейкд - магистр искусств в области археологии Бар Илан университета, Тель-Авив.

Юрген Цангенберг - доцент в области Нового Завета Бергшир-университета, Вюпперталь, Германия.

 

Содержание

Список иллюстраций IX

Список авторов XI

Предисловие (Мартин Гудман) XIII

Благодарности XVIII

Список сокращений XIX

  • 1. Построение мира Римской Палестины: введение (Дуглас Р. Эдвардс) 1
  • 2. Первое столетие в иудейской Галилее: археологическая перспектива (Мордехай Авьям) 7
  • 3. Еврейские поселения в юго-восточной части долины Хула в I в. н.э. (Айдэн Шейкд Дина Авшалом-Горни) 28
  • 4. Галилейский ответ раннему христианству: кросскультурное исследование этики (Мильтон Морленд) 37
  • 5. Язык и письменность в древней Римской Галилее: социальное полоение ученика горшечника из Хирбет Каны (Эстер Эшел и Дуглас Р. Эдвардс) 49
  • 6. Дионис и Геракл в Галилее: мозаика Сепфориса в контексте (Шон Фрейне) 56
  • 7. Синагога первого века: критическая переоценка и оценки критики (Ли Левин) 70
  • 8. Город монет и римская власть в Палестине: от Помпей к великому восстанию (Марк Ченси) 103
  • 9. Воображаемое семейство (Синтия М. Бейкер) 113
  • 10. Пол, различие и повседневная жизнь: текстиль и его инструменты (Мирьям Пешковитц) 129
  • 11. Почему свиток скрипит? (Джоди Магнесс) 146
  • 12. Кумран и свитки Мертвого моря: содержание 12 теорий (Мэйген Броши и Ханан Эшел) 162
  • 13. Открытый взгляд: Хирбет-Кумран в региональной перспективе (Юрген Цангенберг) 170

Индекс 189

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9