Нравственные принципы СМИ в обзоре журналов за 2009–2011 годы
В локальном исследовании российской журнальной прессы, проведенном студенткой кафедры журналистики и связей с общественностью Российского православного университета Ольгой Марышевой под научным руководством преподавателя кафедры Е.Е. Жуковской, сравнивается, какие издания – мужские, женские и экономические – ориентированы на нравственные ценности. Проведенный контент-анализ выявляет, на какую категорию населения усиленно направлена пропаганда безнравственности на страницах СМИ.
Статья

«Без глубокого нравственного чувства человек не может

иметь ни любви, ни чести ─ ничего, чем человек есть человек »

Виссарион Белинский

  

«Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков», – говорится в учебнике по философии, который довольно популярен среди студенчества разных вузов и факультетов в периоды подготовки к экзамену по данной дисциплине[1].

Чувство ответственности перед окружающими и самим собой являются основным проявлением нравственной жизни. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности. Формирование их происходит стихийно на основе данных нам раз и навсегда заповедей в Слове Божьем. В соответствии с этим возникают способы общественных отношений и меры воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения, которые оцениваются справедливостью: «Справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное»[2]. Нравственные принципы выражают правила поведения людей в разных сферах общественных отношений.

Истоки нравственности берут начало в эволюционном развитии человека, постепенно добавляя к обычаям и поступкам те черты, которые оказываются наиболее полезными для сохранения и укрепления общества. Эта преемственность нравственных норм в судьбе каждого нового поколения не создает заново всех стандартов поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, со временем видоизменяя и развивая их.

В данном исследовании мы рассмотрим, уделяют ли средства массовой информации какое-либо внимание понятию нравственности. Наш анализ будет сосредоточен на журнальной российской прессе. Мы изучим следующие издания: «Деньги»[3] и «Компания»[4], «Женские секреты»[5] и «Самая»[6], «Медведь»[7] и «Esquire»[8] (приложение 1). Мы возьмем каждый последний выпуск журнала за 2009, 2010 и 2011 годы и попытаемся определить интересы редакции и аудитории, насколько они сопрягаются, соотносятся, затрагивают ли нравственные аспекты, базовые ценности и нормы.

Посредством контент-анализа мы посмотрим, какие из журналов – экономические, мужские или женские – наиболее придерживаются моральных принципов, а какие вовсе их игнорируют. Мы изучим журнальные тексты и иллюстрации и выявим те из них, которые содержат посыл к нравственному становлению личности, а также те, которые влияют на деформацию морального сознания.

В ходе исследования мы попытаемся ответить на вопросы: Существует ли в современном обществе тенденция к снижению нравственных принципов? Наблюдается ли их игнорирование в области морального воспитания аудитории? Чему способствует огромный информационный поток: формированию секулярных ценностей или утверждению традиционных? На что нацеливает аудиторию наличие в журнальной прессе «жареных» подробностей о личной жизни известных людей?

Актуальность рассмотрения этих вопросов сопряжена с заметным повышением уровня воздействия средств массовой информации на сознание и поведение людей. От того, какие идеи будут исходить из публикаций, может зависеть нравственное здоровье читателей, ведь в современном мире человек большое внимание уделяет информационным ресурсам: интернету, телевидению, радио, печати. Они во многом формируют общественное мнение.

Безусловно, для каждого понятие морали является достаточно субъективным. Однако это не значит, что средства массовой коммуникации должны нивелировать или по остаточному принципу участвовать в процессе формирования и утверждения нравственных основ в обществе. Анализируя российские журналы, мы заострим внимание на том, на каких базовых ценностях строится диалог между редакцией и читателем, стараются ли журналисты пропагандировать духовные вопросы становления личности, влияют ли они на появление у аудитории нравственной оценки происходящих событий и наблюдаемых явлений.

 

В чем она, нравственность? 

«Нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль», как их синоним. Со временем эти слова приобрели некоторые смысловые отличительные оттенки. Но в практике словоупотребления они практически взаимозаменяемы.

В словаре Владимира Даля коренное слово «нрав» растолковывается как: «Одна половина, или одно из двух основных свойств духа человека: ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти, а к уму: разум, рассудок, память и тому подобное. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, без укорной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судиею совесть и Бога»[9].

В словаре русского языка С.И. Ожегова «нравственность» определяется как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»[10].

В произведениях Федора Михайловича Достоевского достаточно часто поднимается вопрос нравственности в отношении между героями. И эта высшая человеческая категория, включающая соединение духовного развития и природных моральных качеств человека, выраженная во многих его произведениях, характеризуется следующими словами писателя: «Да ведь нравственность не рассуждение, не выгода, это скорее чувство, чувство неизвестное, почти инстинктивное, но природное: венец его, последнее слово этого чувства, этого влечения человечества, непрерывающегося в нем с начала веков, есть уже объявленная, открытая уже нам формула. Именно что верх счастья есть жертва за ближнего...»[11]

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из них считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностным почитанием Его.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением, их можно назвать «этическими идеалами».

Современные ученые-философы (например, Леонид Владимирович Максимов, Александр Владимирович Разин, Тамара Андреевна Кузьмина), специализирующиеся на проблемах этики и нравственности, считают данные науки одним из важнейших факторов общественного развития, ведь нравственными началами созидается общество[12].

Будучи одной из сторон любого типа социальных отношений, моральные отношения определяют основу жизненной позиции личности. Хотя мораль не «прикреплена» ни к какому социальному институту и ее нельзя «потрогать руками», тем не менее, она является реальным компонентом социальной жизни. Ее реальность ощущает каждый человек: она дает знать о себе то муками совести, то повелением долга, то больно задетой честью, ввергая нас в глубокие эмоциональные переживания и нелегкие размышления, а иногда даже в опасные ситуации. Неудивительно, что уже на самых ранних этапах человеческого самопознания она привлекла к себе внимание людей и стала предметом их пристального изучения.

 

***

В богословской науке нравственность ─ одно из ключевых понятий. В большей степени оно изучается в рамках «Нравственного богословия», хотя, конечно, с нравственностью сопрягается вся религиозная мысль, религиозная жизнь, религиозное мировоззрение.

Человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Первое определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием. Второе ─ умением поступать в соответствии с верой и в согласии с нравственными убеждениями[13].

«Каждая личность оказывается погруженной в стихию бытия мира, в реальный поток культурно-исторического процесса и в нем становится носителем определенного нравственного миросозерцания, проявляющегося в стиле жизни и нравственном поведении», – считает автор учебника по «Нравственному богословию» архимандрит Платон (Игумнов)[14].

Нравственное начало закладывается в человеке с самого раннего возраста и развивается постепенно, взаимодействуя с факторами социальной среды. Огромную роль в процессе формирования общественной жизни играет преодоление хаоса в поступках. Для этого необходимо функционирование и взаимодействие заложенных изначально нравственных ценностей. В сфере природного существования человеком должно овладеть чувство ответственности за собственное поведение. В социально-культурной жизни — этическое отношение к человеку. В религиозной, церковной сфере — стремление к достижению Божественной благодати. Все эти факторы являются ступенями в преодолении принципа распада в общественной жизни и направляющими векторами к благополучному существованию в социуме.

«Нравственное начало есть отражение в человеке абсолютного лика Божия. Нравственный закон и нравственное сознание, нравственное достоинство и свобода нравственного самоопределения представляют собой важнейшие аспекты выявления в человеке реальности заключенного в нем образа Божьего», – говорится в учебнике по «Нравственному богословию»[15].

Психологической основой религии служит религиозное чувство, а нравственности – нравственное чувство. Религиозное чувство характеризуется стремлением к бесконечному; нравственное чувство – стремлением к истинно-доброму. Конечная цель религиозных стремлений – общение и единение с Богом, а цель нравственных стремлений – достижение возможного богоподобного нравственного совершенства (ср.: Мф. 5, 7).

Религия и нравственность, несмотря на существенное различие, находятся в тесной связи между собой. Человек желает быть нравственно совершенным, он полон благих намерений и стремится к деятельности во имя добра. Но жизнь ставит ему неодолимые препятствия; лучшее намерение зачастую приводит к недоброму концу.

Человек иногда замечает, что в этой жизни сила одерживает верх над правом, коварство и хитрость торжествуют над честностью, невинный изнемогает под тяжестью страданий, тогда как виновный остается безнаказанным. Подобные явления нередки и часто задается один и тот же вопрос: «Отчего так происходит?» Но этот вопрос не должен повергать человека в пессимистическое настроение и направлять его взгляд в сторону уничтожения собственной жизни – на поводу у размышлений о кажущейся несправедливости. Нужно верить в будущее, в исправление человеческого сознания, в нравственное становление, которое должно положить конец противоречиям нашей жизни.

Итак, приступим же к изучению контента российских журналов и определению их тематических предпочтений. Есть ли среди них место нравственным принципам?

 

Нравственность как сфера социальной ответственности журналиста

Ценности, основанные на понятиях любви, веры, добра, семьи, а также социальной и личной ответственности за свои поступки – это нормы, сохраняющие людской род из века в век. Жизнь человека, нравственный смысл его бытия в этом мире настолько неповторимы и направлены на самые высокие категории существования, стремление достичь совершенства, быть причастными к жизни в Боге, что все незыблемые фантазии, достижения и увлечения, которые формируются течением жизни, теряются на фоне этого стремления. Иногда мы сами этого не осознаем. Но исторически и на примерах тех людей, которые прожили достаточно долгую и сложную жизнь, прошли через войну и претерпели трудности, определено, что личность не может развиваться только лишь в рамках системы потребления. Чтобы человек развивался и приносил в этот мир пользу, необходимо преумножать в себе этический и творческий потенциал. В душе у каждого человека с рождения существуют нравственные коды – они, как ключи, заповеданные христианской жизнью. Так важно не растерять их, а направить в нужную замочную скважину, чтобы сформировать собственное предназначение в этой жизни, исполнить достойно роль человека на земле со всей данной нам от Бога свободой и ответственностью.

Как считает российский эксперт в области профессиональной этики журналистики Г.В. Лазутина, нравственное становление личности в развитом обществе включает в себя три одинаково важных процесса:

·       трансформацию генетической установки на согласованность действий биологического вида «человек» в моральную установку социальной личности;

·       нравственные искания личности, которые предполагают освоение ею накопленного обществом нравственного опыта, зафиксированного в разных формах общественного сознания, и определение своих предпочтений в области критериев и моделей поведения;

·       стимулирование нравственного самосовершенствования личности общественными структурами, прежде всего посредством создания необходимых условий[16].

Анализируя журналы, можно по-разному оценивать те или иные материалы. Ясно одно: агитация потребительского отношения к жизни, популяризация роскоши, свободных отношений, потребления алкоголя – разрушительно влияет на нравственные начала в общественной жизни.

Из изученных мужских изданий журнал «Медведь» достаточно четко придерживался нравственных принципов, был нацелен на приобщение аудитории к культурным, традиционным и этическим ценностям. Несмотря на то, что его существование в печатном варианте прекратилось в 2011 году, журнал показал себя как образец того редкого издания, в котором культивируются духовные и человеческие ценности, наряду с иногда трагическими событиями, происходящими в общественной жизни. Обращается внимание на все большее увеличение в стране беспризорных и несчастных детей и в параллели с этим – на огромную часть молодежи, мечтающей уехать учиться за границу. Поднимаются социально значимые темы, – в аспекте не только посмотреть на проблему через призму современности, а попытаться найти ответы на волнующие людей вопросы, проследив историческую последовательность событий, происходящих в России.

Анонсы и афиши культурных мероприятий и литературных произведений, предложенных журналом, всегда нацелены на развитие в человеке чувств более глубоких, чем просто веселое времяпровождение или абстрактное познание. Читателей приглашают с помощью творчества понять себя, найти свое место в современном мире, сделать свой выбор – в отличие от журнала «Esquire», зачастую пропагандирующего модные и привлекательные для наших современников стороны глянцевой жизни.

В номерах второго издания прослеживаются призывы быть «на волне» с сегодняшним днем и «брать от жизни все», несмотря на то, что «Esquire», как и «Медведь», поднимает не менее значимые общественные вопросы и пытается со знанием дела раскрыть их читателю. Например, в журнале рассматривались проблемы усыновления российских детей зарубежными гражданами, положение детдомовцев в России, одиноких больных и нищих. Об этом говорят в издании яркие фотографии на нескольких страницах. Жизнь показывается такой, какая есть. А что с этим делать? Как бороться?

Параллельно с данными материалами в журнале можно увидеть статьи о современной молодежи, которая готова на все ради своей прихоти, ради мимолетной идеи и ложных ценностей. Получается, нам предлагают не закрывать глаза на проблему, но этому противопоставляется глянцевый стиль жизни. И ничего не говорится о том, как правильно выйти из кризисного положения, – в ситуации с той же молодежью. Выходит, на самом деле нам безразлична неприятная история. Ее перекрывает показная красота фотомоделей на другой странице. Самое большее, на что мы способны, так это посочувствовать тем, кто попал в жизни в «неприятное положение».

Из экономических журналов можно выделить «Компанию»: в период финансового кризиса она смогла удержать планку без масштабного привлечения ярких рекламных образов, что ставит это издание на ступень выше, чем рассматриваемые в сравнении с ней «Деньги». На страницах «Компании» читателю предлагаются статьи как на финансовые, так и на социально значимые темы. Иногда прослеживаются провокационные мотивы политического характера. Но по большей части представление об этических нормах не расходится с классическим их пониманием. Хотя, казалось бы, какие нравственные ценности могут нести в себе экономические журналы? Нередко у нас складывается впечатление, что это издания только о привлечении и извлечении прибыли, практике организации бизнеса, построении карьеры, накоплении капитала. Конечно, экономические журналы испещрены финансовыми графиками и статистическими материалами. Однако и политическая тематика не чужда экономическим изданиям по нескольким причинам. Например, если в стране стабильная политическая ситуация, то и с финансами все в порядке. Если наблюдается нарушение в экономическом блоке, то это неизбежно влечет осложнения в политической среде. Во всяком случае, это можно проследить в истории. И практически всегда революции, связанные со сменой политической элиты, приводили к всенародному нравственному упадку. Интересно, что в журнале «Деньги» на момент, когда в 2010 году в стране пошел на спад финансовый кризис, но начались общественные волнения, рассказывалось о тенденции к увеличению на улицах российской столицы массовых молодежных движений. Со временем довольно миролюбивые публикации перешли в тексты о борьбе народных повстанцев с целым спектром проблем современной жизни: от финансовых до религиозных.

«Компания» в отличие от «Денег» ярко обрисовывала в своих статьях в 2009 году вопросы финансовой нестабильности различных организаций и способность их сотрудников, попавших под массовое сокращение штата, к выживаемости в этот период. Авторы пытались разобраться и сопереживали своим героям. И, по правде сказать, это всегда подкупает читателей. В журнале наблюдались попытки редакции с точки зрения нравственности разобраться в сути происходивших общественно-политических и финансовых неурядиц в стране. Вся информация в номерах журнала более четко определяла, что цена жизни человека – это не только его отношение к деньгам, финансовым сделкам и «наживе», а особенно к другому, себе подобному, индивидууму. Может быть, для финансовых изданий такая постановка диалога с читателем не совсем характерна, но именно она наиболее удерживает аудиторию своей искренностью, верой и надеждой на лучшее. Кажется, что журналист добивается истины, а выплескивает на человека «финансовое благополучие». И в этом качественное отличие «Компании» от «Денег».

При исследовании женских журналов перед глазами проносится фантастическое количество рекламы разнообразной косметики и бытовой техники. Есть даже реклама собачьего корма и веселых фильмов с участием известных актеров. Еще одна объединяющая особенность ─ это бесконечные гороскопы и печальные истории о взаимоотношениях женщин с мужчинами и неразделенной любви. Однако большинство материалов все же посвящены новинкам косметики, отдыху, развлечениям, то есть потреблению и «красивой жизни».

При чтении этой прессы может сложиться мнение, что современные женщины ─ ограниченные особы, просиживающие все свое время в офисах. Они специализируются на сплетнях, кофе и пустом времяпрепровождении, постоянно требуют прибавку к зарплате, а в свободное от работы время ─ охотятся на мужчин и с маниакальным усердием борются с морщинами и целлюлитом. Ну а о том, как нужно жить, знают кумиры. Именно они являются главными экспертами и верными путеводителями в царство блаженства. И все же «Женские секреты» за счет некоторых статей, направленных на нравственное развитие, более серьезно подходят к вопросу о духовном здоровье современных представительниц слабого пола.

 

Кто самый уязвимый?

Подготовленный контент-анализ (приложение 2) помогает увидеть, что женщина сегодня стала двигателем торговли. Редкая реклама обходится без изображения полуобнаженной дивы. Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу, то есть буквально на каждой странице — непристойные сцены и фотографии. И это наблюдается не только в прессе. Например, фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь нередко совершенно спокойно смотрит вся семья.

Ценности, пропагандируемые в современном мире, связаны с навязыванием культа своего «я», потаканием своим прихотям, поощрением насилия, жестокости и половой распущенности. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, устанавливающие нормы жизни, упали в глазах людей. Так, понятие добра и зла стало относительным. Соответственно, понижается уважение к традициям, семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях[17].

Между правом аудитории знать и долгом журналиста сообщать и показывать возникает ситуация выбора, а значит, назрела необходимость принимать решения ─ этические, моральные, социальные. Иными словами, там, где существует свобода выбора, существует и ответственность за свои решения.

Сложно найти в сегодняшнем сегменте женских журналов информацию, направленную на развитие в девушке и женщине интеллектуальных и духовных ресурсов. Но что же даст ребенку мать, впитавшая мечты о «красивой благополучной жизни», идеальной фигуре и тайнах магии? Создается впечатление, что женщину намеренно посредством таких изданий провоцируют не думать о будущем, а заботиться только о собственной красоте и жизненных псевдоидеалах.

Все это может привести к разрушению института семейных традиций в нашей стране, стремлению заменить их западными образцами, неприемлемыми для нашей женщины, которая исторически воспитывалась в первую очередь как будущая мать, а потом только в ней могли видеть красивую девушку или женщину.

Почему же теперь женщине навязывают стереотипное, искусственное мышление, ведущее в никуда, склоняющее «брать от жизни все», игнорируя самое важное ─ настоящую любовь и семью? Почему происходит навязывание секулярных ценностей с помощью прессы, и почему под удар попадает именно женская часть населения?

Эти вопросы отсылают нас к глубоким размышлениям над тем, что, несмотря на навязчивую западную моду, мы должны сохранять и развивать свою культуру и наследие, а не поддаваться натиску западного стереотипного мышления, ведущего к уничтожению генотипа русской нации.

В любых изданиях – мужских, экономических, женских – нужно говорить больше о том, что в жизни имеет первостепенное значение. А это неизменные ценности, идущие из глубины веков и не теряющие с годами свою значимость: любовь, вера, семья, культура, наука, творчество. Неизменные ценности, искренняя вера и надежда, направляющие человека к развитию в себе нравственного начала.

 

Библиография:

1.       Архимандрит Платон (Игуменов), Православное нравственное богословие, курс лекций, прочитанных в 1989-1993 годах в Московской духовной семинарии и частично в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

2.         Достоевский Ф.М., Новые материалы и исследования, Литературное наследство, том 86, М.: Наука, 1973.

3.         Кант И., Критика практического разума, 1788 г., издание третье, М.: Наука, 2007 г.

4.         Кант И., Лекции по этике, М.: Республика, 2005 г.

5.         Кропоткин П. А., Этика, М.: Политиздат, 1991.

6.         Лазутина Г.В., Профессиональная этика журналиста, М.: Аспект Пресс, 2000 г.

7.         Нравственность, мораль, этика: Слова и термины, цит.по: http://www.countries.ru/library.htm

8.         Программный документ XIII Всемирного Русского Народного Собора: «Будущие поколения- национальное достояние России» от 30.05.2009г., цит.по: http://vrns.ru

9.         Спиркин А.Г., Философия: Учебник для технических вузов, М.: Гардарики.

10.      Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - 2-е изд., испр. и доп. Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа. - СПб.-М. - Т. 1-4. - 1880-1882.

11.      Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов; Н.Ю. Шведова, 2008 г.; М.: ИТИ Технологии.

12.      Чуприй Л.В., Падение нравственности в российском обществе, цит.по: : http://www.apn.ru

13.      Шопенгауэр А., Свобода воли и нравственность, М., 1992 г.

14.      Этика. Учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова М.: Гардарики, 1999 г.

 

Периодика: 

1.         «Самая» № 12 за декабрь 2009г., № 12 за декабрь 2010г., № 12 за декабрь 2011 г.

2.         «Женские секреты» № 12 за декабрь 2009 г., № 12 за декабрь 2010г., № 12 за декабрь 2011г.

3.         «Esquire» № 50 за декабрь 2009 г., № 61 за декабрь 2010г., № 72 за декабрь 2011 г.

4.         «Медведь» № 12-1 за декабрь 2009 - январь 2010 г., № 12-1 за декабрь 2010 – январь 2011 г., № 7-8 за июль–август 2011 г.

5.         «Деньги» № 50 за декабрь 2009 г., № 50 за декабрь 2010 г., № 50 за декабрь 2011 г.

6.         «Компания» № 48 за декабрь 2009 г., № 48 за декабрь 2010 г., № 48 за декабрь 2011 г.



[1] А.Г. Спиркин, Философия: Учебник – М.: Гардарика, 1998г., стр.729

[2] Там же

[3] № 50 за декабрь 2009г., № 50 за декабрь 2010г., № 50 за декабрь 2011г.

[4] № 48 за декабрь 2009г., № 48 за декабрь 2010г., № 48 за декабрь 2011г.

[5] № 12 за декабрь 2009г., № 12 за декабрь 2010г., № 12 за декабрь 2011г.

[6] № 12 за декабрь 2009г., № 12 за декабрь 2010г., № 12 за декабрь 2011г.

[7] № 12-1 за декабрь 2009 - январь 2010 г., № 12-1 за декабрь 2010 – январь 2011 г., № 7-8 за июль –август 2011г.

[8] № 50 за декабрь 2009г., № 61 за декабрь 2010г., № 72 за декабрь 2011г.

[9] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - 2-е изд., испр. и доп. Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа. - СПб.-М. - Т. 1-4. - 1880-1882.

[10] Ожегов С.И. Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, 2008 г.; М.: ИТИ Технологии.

[11] Бычков М.Н. Ф.М. Достоевский Новые материалы и исследования, M.- 1973, "Наука".

[12]Интернетпортал: http://www.countries.ru/library.htm, Библиотека «Культурология. Теория школы, история, практика». Нравственность, мораль, этика: Слова и термины.

[13] Архимандрит Платон (Игумнов), «Православное нравственное богословие», курс лекций, прочитанных в 1989-1993 годах в Московской Духовной Семинарии и частично в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Г.В. Лазутина, Профессиональная этика журналист, М.: Аспект Пресс, 2000.

[17] Интернет портал: http://www.apn.ru/, Агентство Политических Новостей, Публикация: Леонид Васильевич Чуприй, «Падение нравственности в российском обществе», 01.03.2011 г.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9