[Обзор книги:] Морленд Дж.П. Сознание и существование Бога. Теистический аргумент. (Moreland J.P. Consciousness and the Existence of God. A theistic argument. New York, Routledge. 2008. 342 PP. ISBN 978-0-415-96240-7)
Теистическое объяснение человеческого сознания является единственной серьезной альтернативой невероятно сильной форме редуктивного физикализма в философии сознания. Морленд развивает основательную, строгую и систематическую аргументацию против натурализма и в защиту теизма в свете очевидной реальности сознания.
Статья

Причиной появления этой книги послужили две тенденции в философии и теологии. Во-первых, существует обширная литература по философии религии, философской теологии, классической теологии и религиоведческим исследованиям. Важной частью этих работ является рассмотрение дискуссии об аргументах за и против существования Бога. В последние три десятилетия философы, занимающиеся аналитической философией, применили свои силы к этим дискуссиям, в результате чего теперь можно говорить о существовании диалога по этим проблемам. Во-вторых, в философии сознания обнаруживается интересная диалектика. Подавляющее большинство философских натуралистов, таких как Д. Папинеу, Ф. Джексон и др. утверждают, что натурализм вполне может объяснить ментальные свойства и состояния, а потому защищают сильную форму физикализма. Однако в то же время существует растущая неудовлетворенность различными версиями строгого физикализма, и все больше и больше мыслителей склоняются к эмержентному дуализму, по крайней мере, для феноменального сознания. Курьезно, но эти две тенденции - развитие философии религии и растущая необходимость прояснения отношения между натурализмом и возрождением дуализма эмержентных свойств - совершенно независимы друг от друга. Настоящая книга является попыткой преодоления этой изоляции. Автор стремится ввести философов религии в вопросы философии сознания, с которыми они часто не знакомы, и ввести философов сознания, особенно натуралистов, в ключевые темы философии религии, чтобы обогатить их области рефлексии.

         Центральным утверждением книги является то, что существование конечного, несводимого сознания обеспечивает свидетельством в пользу существования Бога. Автор называет его «Аргументом от сознания». В книге автор приводит аргументы в пользу несводимости сознания, но фокус книги обусловлен следующим высказыванием: «Если несводимое сознание существует (или является постоянно коррелированным с физическими состояниями), тогда это обеспечивает свидетельством (в степени, отмеченной во второй главе) в пользу существования Бога».

         В первой главе автор показывает, как натуралистское эпистемологическое представление вместе с натуралистским этиологическим подходом к вещам ограничивается натуралистской онтологией. Эти ограничения подразумевают, что положительный натурализм (форма натурализма, который утверждает превосходство над альтернативными мировоззрениями вследствие его объяснительной силы) должен быть строгим натурализмом (все частности, свойства, отношения и законы являются физическими). Слабый натурализм принимает различные форм эмержентных сущностей. Цель главы в том, чтобы показать, что внутренняя логика натурализма накладывает строгие ограничения на доказательства тех натуралистов, которые желают охватить эмержентные свойства. Во второй главе автор представляет три версии «аргумента от сознания», оценивая силу свидетельства, которым они обеспечивают в поддержку теизма, и проясняет и защищает их главные предпосылки. В последующих главах автор анализирует и критикует ведущих представителей конкурирующих подходов к объяснению происхождения сознания. Автор показывает, что эти подходы являются ошибочными, и что аргумент от сознания является наиболее правдоподобным из имеющихся взглядов. В восьмой главе автор показывает, что в действительности наука не обеспечивает аргументами в пользу строгого физикализма и, фактически, центральные вопросы, лежащие в ядре проблемы тела и сознания являются философскими, а не научными. Говоря, что наука не оправдывает физикализма, и что большинство физикалистов утверждают, что наука является главным оправданием их взглядов, важно задать вопрос, почему физикализм настолько популярен среди современных философов сознания. В девятой главе автор указывает, страх Бога - то, что Нагель назвал «проблемой космической власти» - является главной причиной популярности физикализма.

         Книга будет интересна всем, кто интересуется философией религии, философским богословием, апологетикой.

 

Об авторе

 

Дж.П. Морленд - заслуженный профессор философии университета Байолы. Автор более 60 статей в журналах Philosophy and Phenomenological Research, American Philosophical Quarterly, Australasian Journal of Philosophy and Metaphilosophy, а также редактор и автор 35 книг.

 

Содержание

Предисловие X

1 Эпистемологический фон помещения сознания в натуралистской онтологии 1

2 Аргумент от сознания 28

3 Джон Сирл и условная корреляция 53

4 Тимоти О'Коннор и эмержентная необходимость 70

5 Колин Макгинн и мистериальный «натурализм» 95

6 Дэвид Скрбина и панпсихизм 114

7 Филипп Клейтон и плюралистический эмержентный монизм 135

8 Наука и сильный физикализм 156

9Аргумент от сознания, дуализм и боязнь Бога 175

Примечания 195

Библиография 221

Индекс 230

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9