[Обзор книги:] Джон Дж. Коллинз. Библия после Вавилонского столпотворения: исторический анализ в эпоху постмодернизма (The Bible after Babel: Historical Criticism in a Postmodern AgeJohn J. Collins)
Статья

В книге «Библия после Вавилонского столпотворения» Джон Коллинз рассматривает различные научные течения, связанные с исследованием Библии. Он не становится на сторону критического изучения источников  на заре постмодернизма, но и не присоединяется к огромному количеству уже существующей литературы, описывающей постмодернистские методы толкования Библии.  В данном издании курса лекций он пытается сделать краткий обзор «различных подходов последней трети двадцатого века к изучению Ветхого Завета» (стр.7).  Коллинз представляет читателю свой взгляд на изменения в сфере изучения Библии в период, который ученые называют «эпохой постмодернизма». Основные темы, которые затрагивает автор книги: разработки в историографии, перспективы освобождения от колониального рабства, феминизм и толкование Библии, изучение богинь в религии Израиля, библейские теологические теории постмодернизма. Хотя не все богословские направления, рассматриваемые Коллинзом, можно назвать постмодернистскими, но именно постмодернизм дал возможность этим течениям развиваться. Эта книга подойдет студентам выпускных курсов в качестве пособия по изучению различных методов исследования Библии.

В первой главе, «Критическое изучение источников и его критика постмодернизма», Коллинз кратко приводит описание наиболее значимых современных течений, связанных с изучением Библии. Он начинает главу с исторической справки о развитии метода критического изучения источников и определяет три принципа этого метода. Первый – независимость историка – подчеркивает свободу от церковных ограничений. Второй – принцип аналогии – составляет герменевтическую основу метода критического изучения источников, обозначает, что один и тот же текст можно понимать по-разному в зависимости от историко-культурного контекста. И последний – принцип критической философии – свидетельствует об аналитической природе исторической работы и обозначает, никакие самостоятельные  заключения, аргументированные имеющимися доказательствами, «нельзя считать окончательными»(стр.6). Метод исторического анализа источников дал ученым возможность усомниться в историчности библейского текста. Таким образом, этот метод дает возможность использовать для изучения анализ и эмпирические исторические данные. Объективность, так долго считавшаяся отличительным признаком метода критического изучения источников, по мнению Коллинза «вовсе не является гарантом абсолютной истины» (стр.10), но дает возможность всем ученым опираться на единую систему параметров историчности.

Коллинз считает, что основные изменения в методах изучения Библии во второй половине двадцатого века определены демографическими изменениями в среде научных деятелей, изучающих Библию.  Увеличение числа католических, иудейских, расистских/этнических и феминистских ученых определяет многообразие методологических подходов в этой научной сфере. Все эти изменения связаны, по мнению Коллинза, с различными новыми тенденциями эпохи постмодернизма.  Он выделяет следующие обсуждаемые вопросы этой эпохи: относительность объективности и претензии на абсолютную истину, неправдоподобность консенсуса, поиск единственного значения текста, значение исторических вопросов для толкования. Основной вопрос для Коллинза – отсутствие у ученых возможности прийти к единому мнению. Он считает, что именно метод критического изучения источников дает возможность всем ученым иметь общий набор критериев определения того, что считать приемлемым (правильным) толкованием.  Он так же полагает, что без опоры на общие правила интерпретации текста невозможен плодотворный диалог между учеными. Тем не менее, он считает, что некоторые идеи постмодернизма необходимо принимать. Теории постмодернизма чаще всего анализируют одновременно и библейский текст, и существующие религиозные традиции, которые основаны на этом тексте. Коллинз отмечает также в последующих главах, что постмодернизм открывает перед нами «огромное пространство для  различных интерпретаций».

Коллинз приводит в книге краткий обзор всех тем, которые затрагивает. Он делает обзор научных исследований отдельных библейских текстов и представляет читателю свои собственные комментарии и интерпретацию. Автор предлагает читателю разумный и логичный подход к различным вопросам, толкованиям и текстам. Он одинаково строг и в вопросах интерпретации и в вопросах методологии исследования библейских текстов. Принятие Коллинзом некоторых ценных взглядов постмодернизма вовсе не означает отказ от своей собственной позиции относительно метода критического изучения источников, которую он обозначает очень четко. Прочитав его краткий обзор современных течений в науке, читатель приходит к выводу, что некоторые из них могут быть очень многообещающими, а некоторые – сомнительными. Постмодернистский взгляд на изучение  Библии расширил свои возможности, обратившись более внимательно к изучению «Иного» и к рассмотрению какого-то второго, более возвышенного значения библейского повествования. Тем не менее, Коллинз выражает сомнение в том, что между учеными возможен плодотворный диалог без опоры на  общие интеллектуальные критерии. В своих комментариях относительно возможностей постмодернистской библейской интерпретации Коллинз выражает следующую мысль: «основная опасность постмодернизма – это переход диалога в какофонию отдельных голосов, каждых из которых уверяет, что его доводы и убеждения верны, только потому, что это его доводы и убеждения» (стр. 161). Но, выражая такую мысль, он не считает это препятствие к диалогу непреодолимым. Наличие множества мнений, толкований и методов признают все ученые, важно для них лишь захотеть прийти к консенсусу в своем научном диалоге и установить определенный набор общих критериев и правил для критического анализа и интерпретации текста.

Книга «Библия после Вавилонского столпотворения» является своеобразным приглашением к диалогу постмодернистских ученых. Коллинз, вновь появившийся в печати известный критик, описывает новые течения в науке толкования Библии, и комментирует их, опираясь на свой собственный опыт изучения Библии. Значимость книги заключается в том тщательном анализе, который проводит автор относительно существующего диалога ученых и своего собственного места в этом диалоге. Мы можем высоко оценить четкость и прямоту его комментариев на сложные риторические и дискуссионные темы. Однако, эта сильная сторона книги связана с ее однобокостью. Хотя Коллинз и описывает в книге идеи постмодернизма, он не отмечает тех существенных изменений, которые произошли в эпоху постмодерна. Постколониальная эпоха, о которой он говорит в третьей главе, имела значительное, но очень неоднозначное влияние на развитие постмодернизма. И вряд ли ее можно охарактеризовать просто как одну из сторон постмодернизма. Так же и феминистские исследователи, которых упоминает Коллинз в четвертой главе, далеко не все были сторонниками постмодернистского методологического подхода. Самое же странное в книге – глава о израильской религии, которая представляет спор о древней богине Асират, ведущийся учеными и археологами, которые по методам своих исследований скорее относятся к модернистам и единственное, что их объединяет между собой – это применение традиционного метода критического изучения источников. Критика минимализма, постколониальность и открытие новых перспектив, феминистская критика, исследование мифа об Ашере – все это вклад в децентрацию критического изучения источников как в Северной Америке, так и в странах Европы. Таким образом, мы видим, что представленная книга больше рассказывает о современных изменениях самого метода критического изучения источников, чем об изменениях изучения Библии в эпоху постмодернизма. И, все же, несмотря на этот существенный недостаток, работа дает хороший обзор последних нововведений в области изучения Библии. Благодаря этой прямой и хорошо продуманной работе Коллинза диалог модернизма и постмодернизма вполне сделает значительный шаг вперед.

  http://www.blackwell-synergy.com/doi/full/10.1111/j.1467-9418.2007.00322_2.x

 

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9