Библиотека дня: 17 октября 2012
События

Судник Т.М. Балто-славянские этноязыковые контакты. М.: Наука, 1980

Сборник посвящен этноязыковым связям балтов и славян в прошлом и настоящем и содержит статьи по этимологии, фонетике, акцентологии, исторической ономастике, интерференции диалектов в условиях двуязычия, фольклористике. Особое внимание уделяется лингвистической ситуации на территории нынешнего литовско-славянского этноязыкового пограничья (д. Пеляса Вороновского р-на Гродненской обл. БССР).

 

 

Православное осмысление творения мiра. Выпуски 1-4. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, 2005-2008

Сборники докладов конференций "Международные Рождественские Образовательные чтения". Секция «Православное осмысление творения мiра» 2005-2008 гг. 25-26 января 2005 года в Москве в рамках XIII Международных Рождественских Образовательных Чтений по инициативе Миссионерско-Просветительского Центра "ШЕСТОДНЕВЪ" была проведена секция "Православное осмысление творения мiра". На её заседаниях богословы указали на абсолютную несовместимость эволюционизма и православного мiровоззрения, а учёные из разных стран, в свою очередь, засвидетельствовали отсутствие каких бы то ни было научных данных, которые можно было бы однозначно трактовать как доказательства эволюционной гипотезы происхождения мiра.

 

Власова В.Б. Невостребованные возможности русского духа. Невостребованные возможности русского духа. М.: ИФ РАН, 1995

Центральная тема предлагаемого сборника - судьба традицонных ценностей российской интеллигенции в начале ХХ века. При этом значительное внимание уделятся специфике интеллигентского сознания накануне революции и исследованию причин и характера его эволюционного превращения в советский период. Авторы утверждают оптимистический взгляд на возможности возрождения русских мыслителей (Столыпина и Белой армии), о перспективах развития русского духа, впервые увидевших свет после 1917 г. Сборник расчитан, как на специалистов-философов, так и на широкий круг читателей, интересующихся судьбой русской интеллигенции.

 

А.С. Шишков. Рассуждение о красноречии Священного писания. Императорская типография (Санкт-Петербург),1811

Императорская Российская Академия, пекущаяся о успехах в языке и словесности, благоволила предложить два задания: 1-е, написать рассуждение о красноречие Священного писания, 2-е, показать, в чем состоит богатство, обилие, красота и сила Российского языка, и какими средствами оный еще более распространить, обогатить и усовершенствовать можно. Да позволено мне будет оба сии вопроса соединить вместе; ибо я полагаю тем тесную и неразрывную между оными связь, что мне кажется предложенные совокупно могут они гораздо лучше освещать один другой, нежели когда бы о каждом из них рассуждаемо было порознь. Книга рекомендуется филологам-славистам, историкам языка, студентам и аспирантам филологических факультетов вузов, а также всем заинтересованным читателям.

 

Киреев А.А. Учение славянофилов. М.: Институт русской цивилизации, 2012

В книге впервые после 1917 года публикуются основные труды генерала Александра Алексеевича Киреева (1833–1910) – выдающегося русского мыслителя-славянофила, государственного и военного деятеля, одного из руководителей российской разведки, философа, богослова и публициста. Киреев, с детства знакомый с лидерами славянофилов, многие из которых были его земляками, до конца своих дней оставался верным славянофильским идеалам молодости. В его трудах прослеживается эволюция славянофильской мысли с момента ее зарождения до начала XX столетия. Оставаясь одним из теоретиков славянофильства, Киреев старался претворить его учения в жизнь. Занимая видные военные и придворные должности, он на всех постах отстаивал интересы России и русского народа, сохранение великой России в незыблемости Православия и самодержавной монархии. Под самодержавием Киреев понимал полную, совершенно независимую от давления извне, единую и неразделимую верховную власть. В XX столетии, говорил он, у России есть два пути: или опрокинуться в конституцию и правовой беспорядок, или «вернуться домой», к истокам национальной жизни. Занимаясь изучением жизни западных и южных славян, Киреев уделял большое внимание проблеме раскола славян на православных и католиков. В деле распространения Православия в западнославянских землях он возлагал большие надежды на старокатоличество, не принимающее еретические постулаты папства.

А. П. Огурцов. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы. В 3 книгах. Мiръ, 2011

Эта книга посвящена анализу тех изменений, которые произошли в философии науки XX в. Сами изменения рассматриваются в ней как смена подходов и проблем, как смена стратегий в изучении науки и как постановка и решение вопросов, которые ранее не ставились в философии науки. Само собой разумеется, кардинальным образом изменилась и наука в XX столетии. Из университетской науки она стала делом громадных научно-исследовательских институтов, превратилась, используя терминологию Дерека де Соллы Прайса, из Малой науки в Большую науку. Крупнейшие открытия XX в. — специальная и общая теории относительности, квантовая механика, создание генетики, современной космологии, технические нововведения, обусловленные развитием научных исследований, — от самолетостроения до компьютерной техники, от военной техники до технических устройств в быту, — всем этим человечество обязано науке XX в. Вместе с тем развитие науки в XX в. создало новые, глобальные угрозы перед человечеством — угрозу самоуничтожения в ядерной войне, разрушения природных экологических систем, отравления их радиацией, химическими веществами и т. д.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: Институт русской цивилизации, 2012

В книге публикуются труды русского мыслителя, философа и публициста Николая Александровича Бердяева (1874–1948). В его философии есть немало того, что не может принять человек, живущий идеалами Святой Руси. Тем не менее в его книгах содержатся глубокие мысли и предвидения, основой которых является национальная русская философия – от митрополита Илариона до славянофилов. Исследуя происхождение социалистических учений, он видит их корни в иудейских доктринах построения Царства Божьего на земле для избранного народа. В первооснове социализма лежат свойственные иудеям неверие в бессмертие, жадность к земным благам, а главное – забвение Христа, отхождение от тайны искупления, происходит подмен божественного миропорядка безбожным царством. Пророчески звучат слова Бердяева о масонстве как страшной разрушительной силе, взращенной на иудейских доктринах. По его мнению, «масонство в конце концов хочет ослабить все нации, лишить их индивидуального характера и подменить Церковь Христову ложной гуманистической лжецерковью, конкретное всеединство человечества – абстрактным единством». То, о чем писал Бердяев в 1918 г., претворилось в жизнь в странах сегодняшнего Евросоюза.

Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2003

Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это — не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной·журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета.

 

Кирилл Лукарис. Восточное исповедание христианской веры. Мирт, 2000

Произведение константинопольского патриарха К. Лукариса, впервые выходящее на русском языке, в сжатой форме отражает наиболее существенные взгляды этого выдающегося церковного деятеля и христианского мыслителя XVII века по основным вопросам христианской веры. Книга адресована религиоведам, историкам, студентам, всем, кого интересуют проблемы христианства. Текст «Исповедания» представлен на трех языках: русском, латинском, и греческом.

 

Симеон Полоцкий. Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви. Печатный двор (Москва), 1753

С. Полоцкий — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. По поручению Собора 1666 года он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 года сочинение было напечатано от имени царя и Собора под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих». Книга является типичным образцом схоластической риторики. Хотя Собор отозвался о труде Полоцкого с высокой похвалой, признав «Жезл» «из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным», сочинение содержало некоторые западные богословские мнения (прежде всего, по вопросу о времени пресуществлении св. Даров), что и было впоследствии отмечено одним из противников Полоцкого, чудовским монахом Евфимием.


Другие публикации на портале:

Еще 9