Состоится защита кандидатской диссертации: Религиозные истоки новоевропейской науки
События

Целью работы является теоретическая реконструкция религиозных истоков новоевропейской науки XVI-XVIII столетий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.Проанализировав концепции движущих факторов возникновения и развития научного познания в западной историографии и философии науки  XX века, сформулировать авторскую позицию.

2.Исследовать философскую рефлексию форм и механизмов социально-культурной детерминации науки в современной отечественной эпистемологии.

3.Провести сравнительный анализ основныхтеоретико- методологических идей иподходов к проблеме христианско-философских истоков науки Нового времени.

4.Исследовать становление оснований классической науки в контексте христианской догматики и средневековой теологии.

5.Выявить корреляции оснований новоевропейского естествознания и протестантской рецепции волюнтаристской теологии.

6.Осуществить реконструкцию особенностей волюнтаристского теологического влияния на ментальность эпистемологического субъекта начального периода Нового времени.

7.Выявить специфику оккультных религиозно-философских влияний на процесс становления классической науки.

Научная новизна исследования.

1. При помощи теоретико-методологических идей и подходов Р. Дж. Коллингвуда, Ю. Клаарена, М. Вебера, Р. Мертона, С.Яки осуществлена реконструкция теологического контекста становления науки XVI-XVIII веков.

2. Проанализирована специфика влияний томистской и волюнтаристской интерпретаций христианского догмата творения на становление новоевропейской науки.

3. Раскрыт двойственный характер влияния догмата грехопадения на становление классического естествознания. Если обостренное переживание этого догмата в эпоху раннего Средневековья препятствовало возможности возникновения науки, то в эпоху Реформации оно оказал инициирующее воздействие на этот процесс.     

4. Исследована специфика теологических интерпретаций способов Богопознания в августино-францисканской, томистской и протестантской традициях в контексте становления оснований новоевропейской науки.

5. Раскрыт спиритуалистический образ «христианской естественной философии» Я.Б. ванГельмонта, представлявшей своего рода антипод  механистической модели науки.

 6. В мировоззрении ученых XVII-XVIII веков выявлены два типа ценностного отношения к природе, произрастающие из оккультно-герметических и волюнтаристски-теологических истоков: «тип Бэкона» и «тип Бойля».

Положения, выносимые на защиту.

1.В результате критически-рефлексивного сравнительного анализа таких теоретико-методологических конструктов как протестантская версия генезиса наукиМ.Вебера-Р.Мертона(«метод от условий»), контекстуалистский метод  Р.Дж.Коллингвуда(методология «абсолютных метафизических предпосылок»),протестантско-волюнтаристская позиция Ю.Клаарена, «католическая гипотеза» С.Яки  был осуществлен их синтез как взаимодополняющих идей и подходов. С его помощью была проведена реконструкция теологического контекста становления науки XVI-XVIII веков. Он вобрал в себя христианскую догматику, католические томистские учения о творении,спасении и путях Богопознания, их волюнтаристские трансформации, протестантские рецепции волюнтаристских идей, которые весьма противоречивым образом переплетались с феноменами оккультной традиции.

2. Христианское догматическое учение о трансцендентном Боге-Творце и его творении явилось предпосылкой, содержащей в себе потенциальную возможность формирования таких философских оснований классической науки, как сближение природного и искусственного (технического); математики и физики; элиминация целевых причин. Эти философские основания, в свою очередь, оказали существенное влияние на становление механистической картины мира, а также специфику эксперимента как эталона обоснованности научного знания. Если томизм  с  характерным для него интеллектуализмом, умеренным реализмом и иерархизацией бытия препятствовал реализации данного потенциала догмата творения, то волюнтаристская теология творения В.Оккама, М.Лютера и Ж.Кальвинаспособствовала актуализации этой возможности.Абсолютное противопоставление трансцендентного всемогущего Бога и ничтожности тварного мира, сопряженное с идеей постоянной «работы Бога», вело к деиерархизации, деактивизации и деантропоморфизация природы. Тем самым возникало необходимое условие для ее будущей механистической интерпретации, математического описания, наблюдения и эксперимента, ибо ее отображение в логике идей представлялось теперь невозможным.

3. Если в эпоху Средневековья, особенно в ее ранний период, догмат грехопадения препятствовал актуализации предпосылок становления науки, содержащихся в учении о творении, то в протестантизме он явился фактором, побуждающим к активному научному познанию.  Обращение к работам Ф.Бэкона, Р.Бойля, И.Ньютона свидетельствует о том, что в их ментальности нашли отражение концепты «дифференциация работ Бога», «новое творение», «восстановление», «миллениаризм», характерные для протестантской теологии творения. Английские ученые интерпретировали реформы в естественной философии как новое творение или работу Бога в их собственное время, в которой человек призван принять самое активное участие ради восстановления им знания и власти над природой, утраченной в результате грехопадения, в грядущую эпоху миллениума. Тем самым эти идеи способствовали, во-первых, активному обращению английских ученых к эмпирическим методам познания, во-вторых, формированию у них утилитарного отношения к природе, в-третьих, религиозной  легитимации науки.

4. Если в августино-францисканской интерпретации способа Богопознания как человеческого самопознания постижение природы лишалось полноценной религиозной легитимности, то в томизме оно получило статус одного из наиболее надежных способов Богопознания. Познание природы стало рассматриваться как функция Богопознания. Данная метаморфоза явилась результатом обоснования Фомой Аквинским концепции человеческого разума, наделенного Богом уникальной способностью постижения сущности природных явлений без непосредственного божественного участия путем абстрагирования из чувственных данных их интеллигибельной основы, соответствующей предвечным божественным идеям. Протестантскими идеологами также было отдано предпочтение опосредованному способу познания Творца через познание природы, являющей божественные законы в более чистом виде по сравнению с греховной человеческой душой, искажающей их.

5.«Христианская естественная философия» Я.Б. ванн Гельмонта  явилась своего рода антиподом механистической модели науки и оказала влияние на формирование более «мягкой» разновидности последней («тип Бойля»). Спиритуализм Гельмонта основывался  на духовном  монизме творения, согласно которому Бог есть дух, самосознание – в духе, сотворенные вещи – формы духа, их познание – в полном единстве духа. При этом образ Божий в человеке также представлялся скорее духом, чем волей или рациональным мышлением. Холистско-пантеистической интерпретации соотношения Бога –  человека – природы (все во всем), соответствовала мистико-эмпирическая концепция познания как духовного понимания. «Понимание в духе» представляло собой непосредственное мистико-интуитивное проникновение в сущность вещей,  имманентными ценностными характеристиками которого выступали «скромность», «милосердие», «внимание», «забота» по отношению к ним.  

6. Из оккультно-герметических и волюнтаристско-теологических истоков сформировались два типа ценностного отношения к природе, проявившие себя в ментальности ученых XVII-XVIII веков: «тип Бэкона» и «тип Бойля». Первый, утилитарный, характерный для мышления Бэкона, Декарта, Т.Гоббса и их последователей ориентирован на отчуждение человека от природы, власть над ней. Второй тип, проявившийся в воззрениях Бойля, Ньютона, сочетает элементы утилитаризма с «естественным благочестием». Данная концепция  у Бойля коррелирует с тремя различными образами природы: художественно-архитектурным, механистическим и храмовым. Их сосуществование в его мировоззрении свидетельствует о сложности и неоднозначности пути от органической картины мира к ее механической интерпретации. Если «тип Бэкона» сформировался  во многом под влиянием волюнтаризма протестантской теологии и магико-герметической литературы, то «естественное благочестие» к природе у Бойля, а также стремление ее одушевить у Ньютона, связано, прежде всего, со спиритуалистической концепцией духовного понимания Гельмонта и воззрениями кембриджских платоников.

Посмотреть файл автореферата.

ВАК


Другие публикации на портале:

Еще 9