Вышел в свет новый номер журнала «Христианское чтение»
События

В номере:

История Русской Православной Церкви

  • Священник Константин Костромин. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) как студент, ректор и профессор Санкт-Петербургских (Ленинградских) духовных школ.

Статья посвящена участию в жизни Ленинградских — Санкт-Петербургских духовных школ архиепископа Михаила (Мудьюгина), в 1966–1968 гг. занимавшего должность ректора, а с 1980 по 1999 г. — профессора ЛДА. На основе материалов (студенческого и преподавательского дел) из архива СПбПДА впервые представлен развернутый очерк его учебы, преподавания и руководства в ЛДА – СПбПДА. Статья подготовлена к 100-летию со дня рождения.

Священник Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, заведующий аспирантурой и преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии.

  • Священник Илия Косых. Расследование епископа Антония (Дашкевича): к вопросу о церковной «смуте» в Северной Америке (1915–1924).

На Детройтском соборе в 1924 г. в одностороннем порядке была провозглашена временная автономия Русской Православной Церкви в Америке. Статья посвящена анализу доклада епископа Антония (Дашкевича), расследовавшего события, предварявшие собор, именовавшиеся современниками не иначе как «смутой».

Священник Илия Косых — студент III курса Санкт-Петербургской православной духовной академии.

История древней Церкви

  • О.А. Джарман. Культ императора в Древнем Риме и Италии в межзаветную и раннехристианскую эпоху.

Культ императора существовал в Римской империи с восшествия на престол первого императора Октавиана Августа и до обращения в христианство императора Константина в 312 г. по Р.Х. Между императорским культом в Риме, Италии и присоединенных в результате завоеваний провинциях Малой Азии и в Египте имелись существенные различия. Религиозное восприятие фигуры правителя-императора римлянами (как в самом Риме, так и в Италии) разнилось с эллинистическим. Это отличие было обусловлено иным, чем у греков, религиозным мироощущением римлян: в божестве они видели не столько абстракцию, сколько действие. Религиозный, неметафизически ориентированный, но сильный и живой ум римлян питал интерес к конкретному событию. Поклоняющийся императору поклонялся не господину, «dominus», или главе семьи, «pater familias», или патрону, но живому божеству. И это возводило поклоняющегося на совершенно другой уровень — он не был клиентом, он был «участником жертвенника» живого бога — императора. Отсюда религиозный энтузиазм римлян нельзя свести просто к лести и человекоугодничеству. Поклоняющиеся богу-императору, а не его гению, не желали быть клиентами у патрона — они хотели быть свободными римлянами перед своим живым богом.

Ольга Александровна Джарман — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры истории медицины Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Византология

  • Священник Игорь Иванов. Новые материалы к биографии академика Г.А. Острогорского.

В статье приводятся новые сведения, касающиеся жизни и деятельности академика Г.А. Острогорского и его родственников. Особое внимание уделяется его отцу — А.Я. Острогорскому и супруге — Фануле Папазоглу. Также приводятся библиографические сведения, относящиеся как к жизнеописанию самого Г.А. Острогорского, так и к характеристике его трудов.

Священник Игорь Иванов — кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и Санкт-Петербургской православной духовной академии.

  • Г.А. Острогорский. История византийских исследований.

В статье рассматриваются основные этапы развития европейского и американского византиноведения в начале — первой половине ХХ в. Особое внимание уделяется трудам ученых Балканских стран. Проанализирован вклад в византиноведение русских и советских ученых.
История России.

  • И.В. Базиленко. Российский беглец С.Я. Макинцев (1780–1853) и его полувековая служба Ирану.

Статья посвящена жизнеописанию неординарного россиянина С.Я. Макинцева, который перебежал на сторону Ирана ещё до начала известных русско-иранских войн 1804–1813 и 1826–1828 гг. и, прослужив 51 год в иранской армии, дослужился до звания генерала. Став изменником своего Отечества, он был впоследствии вынужден, как любой предатель, выполнять такие поручения иранского командования, от которых отказывались мусульмане. Возглавляя воинскую часть, в которой большинство дезертиров приняли ислам, сам С. Макинцев сумел сохранить свою православную веру. Под именем Самсон-хан он принимал участие во многих заметных исторических событиях своего времени: битва при Асландузе в 1812 г., Гератские кампании 1832–1833 гг. и 1837–1838 гг., подавление хорасанского мятежа Хасан-хана Салара в 1848 г., расстрел основателя бабизма сайида Али-Мухаммада Ширази (Баба) в 1850 г. и пр. Судьба сводила его со многими знаменитыми людьми: от трёх иранских шахов, которых он знал лично, до героя кавказских войн капитана Л.Л. Альбрандта.

Игорь Вадимович Базиленко — доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской православной духовной академии, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН.

Культурология

  • Священник Илия Макаров. Аксиология музыкального творчества в контексте христианского понимания культуры.

В статье представлен один из аспектов современной философской мысли, раскрывающий принцип постижения сущности музыкального творчества через ценностный подход в определении связи «композитор — исполнитель — слушатель». Автор говорит о христианском принципе понимания творческого процесса, который позволяет найти духовное основание в эстетико-этической парадигме музыки XX в.

Священник Илия Макаров — кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии.

История русской философии

  • Священник Игорь Троицкий. Анализ проблем онтологии в философском наследии Л.М. Лопатина.

Статья посвящена русскому философу Льву Михайловичу Лопатину, председателю Московского психологического общества и редактору журнала «Вопросы философии и психологии» дореволюционной России. В статье представлены основные биографические сведения о философе и изложены его онтологические воззрения.

Священник Игорь Троицкий — кандидат технических наук, студент III курса Богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Философия

  • Б. Палибрк. Кризис идентичности европейского человека и его отражение в экуменическом движении.

Автор анализирует современное состояние европейской цивилизации с точки зрения ее самоидентичности. Европейская культура, а вместе с ней и менталитет европейского человека, были основаны на ценностях христианства, поэтому отход от традиционных ценностей, имеющий место в новейший период истории, пагубно сказывается на самоопределении Европы. В связи с обозначенной проблемой делаются некоторые выводы, касающиеся природы экуменического движения и участия Православной Церкви в нем.

Борис Палибрк — студент I курса Богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Сайт СПбДА


Другие публикации на портале:

Еще 9