В Святодуховском центре состоялась кинолекция по фильму Ингмара Бергмана «Седьмая печать»
События

Просмотр фильма Владимир Васильевич предварил кратким рассказом о Бергмане. По его словам, в мировом кинематографе есть три гения, в работах которых отразился синтез христианской проблематики: Андрей Тарковский, Федерико Феллини и Ингмар Бергман. У каждого мастера был личный христианский опыт, который отразился в его творчестве. Но, если Андрей Тарковский совершал путь от атеизма к вере, то Ингмар Бергман, сын протестантского архиепископа, шёл в обратном направлении. О картине «Седьмая печать» сам Бергман говорил: «В этом фильме ещё сильна моя детская религиозность. Я с ней борюсь, но она иногда меня побеждает. В это время я ещё часто обращаюсь к молитве, она сопровождает меня по жизни». И всё же в фильме «Седьмая печать» явно намечается отход Бергмана от Христианства. В последующих картинах — «Девичий источник», «Земляничная поляна», «Причастие» — детская вера и христианское мировоззрение режиссёра продолжают бороться с его «взрослым» уходом от Бога.

Действие фильма разворачивается в период кризиса средневековой, христианской эпохи — в начале XIV столетия. В то время в Европе свирепствовала чума, которая выкосила треть населения. Главный герой фильма, рыцарь Антониус Блок, возвращается в Скандинавию из десятилетнего крестового похода. Пребывание на Святой земле разочаровало его, но он не оставил надежды встретиться с Богом. Рыцарь задаёт себе «проклятые вопросы», которые роднят его с героями литературы XIX века: «Почему я не могу убить Бога в себе? Почему Он так мучительно, до унизительности, продолжает жить во мне, хотя я проклинаю Его и жажду вырвать из своего сердца? Почему, несмотря ни на что, Он… остаётся реальностью, и от неё невозможно освободиться?»

В первый же день на родной земле за Антониусом Блоком приходит Ангел смерти. Рыцарь уговаривает Смерть сыграть в шахматы и дать ему отсрочку — до тех пор, пока не закончится их партия. За то краткое время, пока длится игра со Смертью, рыцарь успевает обрести смысл жизни. На дороге он встречает бродячих актёров: мужа с женой и их годовалого сына. Это наивные люди, любящие друг друга и сияющие чистотой во тьме всеобщего отчаяния и страха смерти. По мнению В.В.Дементьева, Юф, Миа и их сын Микаэль — это аллегория Святого Семейства. Антониусу Блоку удаётся избавить их от смерти, но сам он вместе со своими спутниками должен умереть. Над Европой сгущаются тучи, люди уверены, что скоро настанет Судный день — но повозка со «Святым Семейством» пускается в дальнейший путь, озарённая лучами утреннего солнца.

В своих комментариях к «Седьмой печати» В.В. Дементьев подчеркнул многочисленные параллели фильма со Священным Писанием и указал на евхаристические символы в кульминационной сцене картины. В заключительном слове он связал тему фильма с завершившейся Крестопоклонной неделей. «В середине поста нам предлагается на поклонение крест, мы освежаем свои силы на пути к Страстной седмице. Мы шли путём поста и взошли на некую вершину, на которой стоит крест. С этой вершины мы смотрим вперёд и видим там Голгофский крест, а за ним — Воскресение. Впереди — путь Спасителя на страсти, и мы устремляемся вслед за Ним. Ключевой момент пути перед Страстями Господними — Лазарева суббота. Когда Господь приходит в Вифанию и узнаёт, что Лазарь уже умер, когда подходит к гробнице — слёзы текут по Его лицу. Богословы и отцы Церкви толкуют это двояко. С одной стороны, говорят о человеческой природе Спасителя, которая не подвержена греху, но подвержена его последствиям: голоду, утомлению, слезам. С другой стороны, некоторые толкователи считают, что Господь проливает слёзы от того, что Он, Творец жизни, видит эту жизнь умершей и разлагающейся. В этот момент Господь вступает в поединок со смертью. Он оживляет четырёхдневного Лазаря, и слава этого чуда настолько сильна, что фарисеи принимают окончательное решение умертвить Спасителя. Мне кажется, что поединок рыцаря со Смертью несёт на себе и эту смысловую нагрузку. Рыцарь Антониус Блок в этом поединке уподобляется Спасителю — и спасает «Святое Семейство»».

В следующий раз лекция из цикла «Шедевры мирового и отечественного кинематографа и христианская культура» должна состояться в Святодуховском центре 9 апреля. Владимир Викторович читает лекции и в библиотеке подворья Оптиной пустыни (набережная Лейтенанта Шмидта, д. 27/2).

Русская линия


Другие публикации на портале:

Еще 9