Осмысление экономики в социальном учении Православной Церкви
Православная Церковь сталкивается с экономическими, социальными и политическими проблемами, от правильного решения которых зависит не только жизнь православных христиан, но и бытие всего современного мира. Как лучше организовать экономическую деятельность и социальную защищенность граждан? Какой уровень жизни человека можно считать достойным? Должна ли экономическая наука быть автономной от этики, морали и религии? Студент Киевской духовной академии Чопей Богдан ищет ответы на эти важные и актуальные вопросы современной жизни не только в экономической теории, но и в социальном учении Православной Церкви.
Статья

Современное человечество, увлекшееся наращиванием экономического потенциала и финансового могущества, изучая экономику, удаляет её все дальше от религии и духовных ценностей. Секулярная экономическая наука настаивает на своей полной автономии от этики, морали и религии. Следует отметить, что нередко православных исследователей и богословов, занимающихся экономической проблематикой, экономисты и финансисты упрекают в том, что они вторгаются в сугубо экономическую, эмпирическую и прагматическую сферу человеческой жизнедеятельности, и тем самым проявляют свою некомпетентность. Например, апологет капитализма, основательница философской системы объективизма, американская писательница Айн Рэнд вообще настаивала на том, что экономика, в частности капитализм, «не совместим ни с альтруизмом, ни с мистикой»[1].

В свою очередь, нередко и православная общественность, обсуждая вопросы экономики, впадает в морализаторство, подменяя профессиональную, конструктивную дискуссию об экономических и финансовых проблемах благочестивыми помпезными формулировками о спасении и осуждением цивилизации потребления, а также капиталистического менталитета в целом. Таким образом, сама постановка проблемы накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения Церкви и общества, богословов и светских ученых[2]. Только в адекватном восприятии развивающейся действительности — залог успешной миссии Церкви и развития её социальной доктрины[3].

Позиция Православной Церкви по вопросу изучения и постижения экономического развития вполне определенная: религиозная этика не только оказывает благотворное влияние на развитие экономики, но и вносит в экономику принцип социальной ответственности, справедливости и солидарности[4]. Духовные ценности в культуре, науке, политике и экономике[5] формируют стабильную основу развития и функционирования современной цивилизации. Вся мировая история показывает определяющее влияние христианства на все сферы жизнедеятельности человека[6]. Нравственные категории бытия имеют прямое отношение к экономической деятельности человека. Процесс материального производства, хозяйственную и профессиональную деятельность христианина нельзя исключить из сфер нравственности и этической проблематики.

Современное развитие экономики, бизнеса и предпринимательства немыслимо без социальной справедливости и солидарности. Эти фундаментальные принципы лежат в основе православной этики, общего христианского мировоззрения и разделяются большинством христиан на планете[7]. «Богословие, по сути дела, является всеохватывающей отраслью гуманитарного знания. Оно смотрит на все: на человека, общество, природу — через Слово Божие, через систему религиозных взглядов и ценностей. Поэтому теснейшим образом богословие связано с историей, лингвистикой, искусствознанием, социологией, психологией. Будучи выражением церковной мысли, богословская наука стремится в каждую из этих наук прийти со своим собственным мерилом — мерилом церковности»[8].

Этические ценности, лежащие в основе хозяйственной деятельности человека, помогают обществу не сбиться с пути цивилизованного развития и настоящего гуманного прогресса. Имеется в виду то, что богословы, религиозные мыслители, нисколько не вникая в подробности котировок фондовых бирж, курса валют и цен на газ, формулируют этические положения человеческой деятельности, основанной на традиции Церкви, понятные современному обществу, но актуальные во все времена развития истории человечества. Нельзя утверждать, как это делают многие западные мыслители, что путь синтеза религии и экономики всегда приводит к отступлению от разума, ввергая человечество в новое рабство. Многие экономисты до сих пор считают, что человек в своей повседневной жизни руководствуется исключительно животным, биологическим инстинктом самосохранения и выживания, а значит, его поведение зависит только от материального окружения, и все разговоры о духовности — это простые банальности и идеализм. Непопулярность вопросов этики и религии в экономической науке объясняется тем, что ученые в области экономической теории считают, что учебники по экономике, бизнесу, праву должны быть сугубо рациональными и прагматичными.

Православная Церковь, проповедуя и воплощая Правду Божию, настаивает на развитии экономики, научно-технического прогресса[9], но в русле соработничества человека с Богом и при условии уважения целостности личности, бережного отношения к окружающей среде и на базе социальной справедливости. Именно экономическая теория нуждается в усовершенствовании и актуализации социального учения Церкви, которое, являясь инструментом взаимоотношения Церкви и современного общества, будет служить фундаментом конструктивного и плодотворного диалога христианства и современного мира. Плодотворные контакты экономистов, бизнесменов, предпринимателей и богословов направляют развитие экономики в русло стабильности и надежности. «В наше время тема предпринимательской и финансовой деятельности, направленной на пользу людей, имеет первостепенную значимость для формирования гармоничных социальных отношений»[10].

Экономическая жизнь современного человечества остро нуждается в религиозной вере, в свидетельстве Истины и Правды Божией. «Благодать не приказывает, не организует, она вдохновляет. Речь не идет о некой технике ненасилия, которая может быть морально агрессивной и фарисейской, речь идет о том, чтобы придать действенность доброй силе, пришедшей извне»[11]. Реальность человеческого бытия в освещающей энергии Православной Церкви составляет сердцевину социального учения православия. По учению Церкви, духовно-нравственные и аскетические ориентиры христианства стимулируют экономическую и политическую жизнь общества.

Между миром и Творцом, обществом и Церковью существует тесная гармоническая связь, живое общение в благодати Святого Духа. Только в Боге полноценно раскрывается цель мироздания. Становится понятным то, что сферы культуры, экономики, политики должны служить благу, свободе, счастью, радости, общению, комфорту, процветанию и благополучию человека. Богословие Церкви акцентирует внимание на том, что человек, занимаясь свой профессиональной деятельностью, преобразовывает мир Божий по слову Господнему. Активная деятельность христианина всегда богоугодна, она обоснована христианским богословием, на ней почивает благословение Божье. Христианину через Таинства Церкви дарована благодать, и он преображает этот мир силой и энергией Бога. Если же христианин безвольно предается лености и социальной пассивности в деле освящения мира любовью Бога, то он удаляет себя от Господа. Бог воплощается на земле для того, чтобы победить зло, чтобы человек имел возможность ограничения зла и преображения мира. «Церковь, черпая в таинстве Евхаристии источник освящения, подает это освящение стихиям, материальному миру и освящает все новые и новые формы актуализации и раскрытия царственного священства Христа (в монашестве, в клире, в браке, в миссионерстве, в учительстве)»[12].

Церковь подчеркивает, что искусство, экономика и политика должны отображать «уважение к миру, отношение к нему как дару любви»[13]. Богословие Церкви стремится познать Промысел Бога во всем мироздании и жизни человечества. Господь каждый день преображает этот мир своей благодатью для человека, потому что видит в человеке соработника, друга в творчестве и развитии[14].

Экономика должна служить человеку, а не раскалывать все человечество на представителей «золотого миллиарда»[15] — избранного меньшинства и «аутсайдеров»[16] — бедного, отсталого большинства. Современная рыночная экономика не может становиться инструментом олигархической гегемонии, превосходства развитых экономик Запада над слабыми экономиками стран третьего мира. Свободная торговля, свободный доступ к информации, экономический рост, социальное развитие, модернизация должны быть достоянием всей общественности, а не только отдельно взятых политических и экономических элит. «Концентрация богатства в немногих руках утяжеляет бедность многих»[17]. «Можно вспомнить еще множество проблем, — отмечает Патриарх Варфоломей, — связанных со священностью человеческой жизни от рождения до смерти…. Но во всех случаях Церковь подчеркивает священность человеческой личности, созданной по образу и подобию Божьему»[18].

Социальное учение Церкви не просто связывает религиозную веру и социум, истины Священного Писания[19] и Священного Предания Церкви с научными открытиями современности, но и содействует их взаимопроникновению и превращению в единый аналитический целостный комплекс познания мира, позволяющий исследовать проблемное пространство социальной реальности человечества. Церковь учит, что человек остается целостным во всех сторонах своей жизни, в частности, и в экономической сфере.

Церковь не противопоставляет духовные интересы человека его социальной стабильности и экономическому процветанию. «Употребляя слово “экономика”, Православная Церковь немедленно вспоминает милосердную и сострадательную заботу Бога о жизни мира (Ин. 6: 51). На богословском языке это звучит как “домостроительство Божье”. Согласно классике духовности — писаниям отцов Церкви — именно тайна Божественного домостроительства побудила создать наш мир и заботиться о нем. Эта тайна лежит в самом сердце православного мировоззрения»[20]. В истоках православного вероучения об экономике лежит идея о священной, спасительной, преображающей деятельности Творца и человека.

Анализируя евангельское учение и святоотеческий опыт отношения к экономике, один из ведущих специалистов в области социального учения Православной Церкви — игумен Филипп (Симонов) — подчеркивает, что «экономическое бытие свойственно человеческому естеству, и окружающей его действительности, и по домостроительству Божию и предназначению естественным образом требует их соединения»[21].

В наше время бытует неверное мнение, что духовная жизнь христианина предполагает пассивное, инертное или равнодушное отношение к миру, обществу и проблемам современной цивилизации. В искаженной, как правило, сектантской или раскольнической психологии[22] спасение понимается «выживанием» души в загробном мире после смерти или «отправлением на небеса после смерти»[23]. Между тем в действительности Церковь призывает христианина к активной деятельности. «Активная позиция развивает внутренний творческий потенциал человеческой личности… Евангелие требует от человека преобразовывать себя, а через себя — и окружающий мир»[24]. Посредством служения в сфере экономики, политики, поэзии, искусства, культуры, другими словами — через все реалии жизни человека Церковь возлагает на каждого человека духовную и социальную ответственность и призывает к священной миссии. Цель этой миссии: «привести к спасению весь мир, плоть которого есть наша плоть, и жизнь которого есть наша жизнь»[25]. «Спасение заключается, согласно учению Церкви, в освобождении от пут разложения и смерти, в преобразовании простого выживания в экзистенциальную полноту, в причастии твари образу нетварного бытия»[26].

Социальное учение Православной Церкви — это не набор социологических или политологических эссе, не абстрактная теория социальной философии, но динамическое знание, полученное путем общения с Творцом в жизни Церкви и постижения реалий человеческого бытия. «Мир же — не просто подарок на память, преподнесенный человеку Богом, но динамично развивающаяся полифония логосов, воплощающая любовь Творца в Его творении. И к человеческой свободе обращен призыв привести в гармонию эту полифонию тварного мира актом приятия Божественной любви»[27].

Православная Церковь сталкивается с экономическими, социальными и политическими проблемами, от правильного решения которых зависит не только жизнь православных христиан, но и бытие всего современного мира[28]. Как лучше организовать экономическую деятельность и социальную защищенность граждан? Какой уровень жизни человека можно считать достойным? Эти важные и актуальные вопросы современной жизни, касающиеся судьбы каждого человека, живущего на земле, находят свои ответы не только в экономической теории, но и в социальном учении Православной Церкви.

Экономические законы, как причинно-следственные связи, напрямую связаны с внутренним миром человека, его духовными интересами и социальной мотивацией, которая, в свою очередь, зависит не только от эмпирического опыта, но и от религиозных исканий человека своего смысла бытия. Экономический анализ не может быть свободен от ценностного мира человека. В этом случае важны взаимосвязи между действиями человека и его религиозными убеждениями. Религиозные ценности составляют содержание ценностных ориентаций христианина. Цели его бытия, средства достижения поставленных целей, осуществление миссии, возложенной на христианина Богом, — важные регуляторы социальной и экономической деятельности личности.

Человек — это модель человечества. Не случайно митрополит Сурожский Антоний постоянно подчеркивал, что «человек — это место встречи между верующими и неверующими, между человеком веры и безбожником, это возможность встречи и общего мышления»[29]. «Мы знаем, что весь этот мир, а не только человек имеет призвание, судьбу, предназначение»[30].

В социальном учении Церкви, в отличие от социологии, политологии и биологии, человек предстает как целостная личность. Христианская любовь к Богу и миру, творчество, дух созидания, самореализация и общественная деятельность составляют портрет цельной личности. Посредством своего учения Церковь Христова указывает не только христианину, но и всему миру шкалу нравственных и духовных ценностей, трансформирующих наш социум. Другими словами, экономический анализ в контексте социальной мысли православия направлен на описание взаимосвязи религии и науки, Церкви, общества, человека и его хозяйственной деятельности, духовного и материального начала.

Неслучайно экономика направлена на удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей, «причем со временем роль в удовлетворении духовных потребностей возрастает»[31]. Социальная реализация личности, потребность человека в общении и коммуникация общественных институтов — важные аспекты современной экономики и миссии Церкви.

Христианство учит, что экономика должна быть подчинена личности, все мироздание, наука и техника существуют для человека как средства раскрытия и исполнения творческого дара личности. «Лишь когда есть у человека вертикальное призвание — не только вперед, но и ввысь, к духу и одухотворению, труд его таинственно претворяется в служение Богу и людям, в духовную победу над властью материи»[32].

Мысли о том, что экономика — судьба мира, что она должна подчинить себе политику, общество, идеологию, историю и все остальное[33] — не приемлемы для православного миросозерцания[34]. «Человек — слишком сложное существо, чтобы довольствоваться горизонтальным измерением своей жизни»[35].

Анализируя взаимоотношения Церкви и общества в экономической сфере, особо следует выделить прикладные экономические дисциплины, то есть менеджмент человеческих ресурсов[36], информационные технологии и философию бизнеса. В этом направлении нужно подчеркнуть важную роль Церкви. Она формирует духовную направленность экономики. Православие настаивает на том, что экономика не является антисоциальной по своей природе. Солидарность, человечность, взаимоуважение, порядочность, честность, нравственная принципиальность должны всегда присутствовать в сфере экономической деятельности. Этическое структурирование экономики, бизнеса и предпринимательства — неотъемлемая часть учения Церкви об обществе. «Христиане должны на всех этапах реализации целевых установок соотносить свою деятельность с учением Церкви»[37].

Согласно социальной доктрине Православной Церкви, экономическая сфера человеческой жизнедеятельности имеет духовное измерение. Современная мировая экономика, утратив связь с христианской традицией, мотивирует человека только на достижение материальной прибыли, что в конечном итоге приводит человека к новой очередной пропасти разочарования и глобального кризиса. «С одной стороны, эта тенденция выступает как стихийная, связанная с процессами безудержной коммерциализацией культуры. “Экономический человек”, ориентированный на прибыль, утверждается в правах явно за счет высших измерений бытия, которые цивилизация всегда тщательно оберегала от профанаций. С другой стороны, вооруженный до зубов либерализм, отстаивающий прерогативы экономической власти, ставит на подозрение всю некоммерческую культуру как несущую родовой грех традиционализма, фундаментализма и авторитаризма»[38].

Размышляя над основами современной рыночной экономики, видный православный богослов профессор Дэвид Харт пишет: «Рынок переступает пределы идеологий; он представляет собой постхристианскую культуру коммуникации, коммерции и современных ценностей, миф, формирующий экономику, политику и нравы модерна»[39]. «Рынок — это не столько вертикальная, сколько горизонтальная тотальность, плоскость, на которой все может быть организовано в иерархию абстрактной эквивалентности, случайных моментов желания или апатии»[40]. Такая картина мировой экономики и бизнеса — это философия греха, порока, идеология эксплуатации человеческих низменных инстинктов. Последствия такого мировоззрения приносят страдания не только отдельно взятому человеку, но и всему мировому сообществу. «Реализация экономических прав не должна приводить к формированию такого общества, в котором пользование материальными благами превращается в доминирующую или даже единственную цель существования социума. Одно из назначений экономических и социальных прав заключается в том, чтобы предотвратить конфронтационное расслоение в обществе. Такое расслоение противно заповеди о любви к ближнему. Оно создает условия для нравственной деградации общества и личности, порождает отчуждение людей друг от друга, нарушает принцип справедливости»[41]. Церковь не выступает против собственности, философии коммерции, законов рынка, но она не может принять идеологии обезличивания человечества, насилия над личностью, превращения человека в товар.

В документе «Свод нравственных правил и принципов хозяйствования», который был поддержан Русской Православной Церковью и другими религиозными организациями, сказано: «Деньги — лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело — настоящее, захватывающее целиком, — вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным»[42]. Будущее современной цивилизации во многом зависит от того, насколько современное общество правильно сумеет понять эти слова и осознать, что экономика без нравственного измерения обречена на погибель.

Никакие экономические и политические реформы сами по себе не способны развязать социальные проблемы человека. Экономическое неравенство, безработица, финансовый кризис, коррупция и политический авторитаризм с каждым днем умаляют достоинство человеческой личности, тем самым обостряют различные социальные, политические и национальные конфликты.

Как известно, многие страны Европы, в том числе и Украина, Россия, Беларусь, за последние десятилетия пережили немало экономических и политических трансформаций[43]. В условиях поисков векторов духовного и материального развития нашего общества актуализируется социальная роль и значение миссии Православной Церкви. «Задача Церкви — словом и делом, проповедью и молитвой поддержать людей в трудные времена, вселить в их сердца надежду и веру в спасительный промысел Божий о каждом человеке, призвать людей, в том числе из мира бизнеса, не оставаться равнодушными к нуждам и скорбям многих своих соотечественников. Можно долго говорить о несовершенстве экономических механизмов, давать в очередной раз рецепты спасения финансовой системы. Но нужно помнить, что экономика — это всего лишь инструмент в руках человека, и сам человек является местом борьбы добра и зла, центром принятия решений — правильных или ошибочных»[44].

Сегодня не только православные христиане, но и все общество должно прийти к пониманию того, что социальная справедливость, социально ответственный бизнес и социально ориентированное государство — жизненно необходимое условие современной цивилизации. Не только праведники на страницах церковных жизнеописаний, но и каждый высокий чиновник в правительстве, предприниматель, бизнесмен, управленец должны учитывать духовные ориентиры и цели в жизни человека, общества и государства.

Рыночная экономика не в состоянии сама по себе решить эти проблемы социальной справедливости, вопросы гармонического и достойного развития личности. Необходимы не только взвешенная экономическая политика государства, ответственный подход к бизнесу предпринимателей, но и массовая нравственная ответственность граждан за свою жизнь[45].

«Церковь говорит о недостижимости «рая на земле», невозможности его создания путем исключительно человеческих усилий, поскольку человек не способен преобразить свое сердце, ограничиваясь лишь усилиями, направленными на создание внешнего благополучия и комфорта. Но что может сделать каждый из нас, чтобы хотя бы приблизиться к недосягаемому здесь и сейчас идеалу? Чем должен руководствоваться человек? Ответ на этот вопрос дает сам Господь наш Иисус Христос, отвечая на вопрос законника: “Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф. 22:36) “Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22: 37– 40)»[46].

Таким образом, изучив вопрос экономических интересов общества через призму социального учения Церкви, отметим:

Во-первых, социальное учение Церкви всеобъемлюще и глубоко проникает в суть вопросов взаимоотношения Церкви и общества. Православное богословие, актуализируя христианское учение о труде, экономике и хозяйственной деятельности общества, настаивает на том, что христианин должен любить свою профессиональную деятельность, прилагать энергию и творческие усилия в достижении поставленных целей, в реализации своего призвания и миссии человека на земле.

Во-вторых, согласно учению Церкви, рыночная экономика не должна становиться инструментом экономической и финансовой гегемонии, превосходства богатого человека над бедным (развитых экономик над слабыми экономиками стран третьего мира). «Правильное пользование материальными благами небезразлично для дела спасения. Поэтому необходимо придавать ясное нравственное измерение таким правам и свободам, как право собственности, право на труд, право на защиту от произвола работодателя, свобода предпринимательства, право на достойный уровень жизни»[47]. Нравственные категории бытия имеют прямое отношение к экономической деятельности человека. Процесс материального производства, хозяйственную деятельность нельзя исключить из сферы нравственно-этической проблематики.

В-третьих, согласно социальной доктрине Православной Церкви, экономика должна развиваться не только на принципах эффективности, модернизации и прибыльности, но и учитывать фундаментальные вопросы социальной справедливости, солидарности, материальной и духовной заботы о каждой человеческой личности.



[1] Айн Рэнд. Реквием по человеку // Рэнд А. Капитализм: Незнакомый идеал / Айн Рэнд; С добавлением статей Натаниэля Брандена, Алана Гринспена и Роберта Хессена; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. С. 369.

[2] Подробнее см.: Канке В. А. Современная этика: учебник / В. А. Канке. — 3-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 276 – 279.

[3] О социальной концепции русского Православия / Под общ. Ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». — М.: Республика, 2002. 38.

[4] «Научные данные указывают на то, что соображения справедливости в итоге с большой вероятностью возобладают над рациональными экономическими мотивами… Соображения справедливости — важный мотивирующий фактор для многих экономических решений, они связаны с тем, как мы понимаем доверие и насколько хорошо умеем сотрудничать. Современные экономисты смотрят на справедливость двояко: с одной стороны, этому вопросу посвящено довольно много литературы, но, с другой, — при анализе экономических событий — ей уделяется второстепенная роль». Подробнее см.: Акерлоф, Дж. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / Дж. Акерлоф, Р. Шиллер; пер. с англ. Д. Прияткина; под научн. ред. А. Суворова; вступ. ст. С. Гуриева — М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. С. 43, 47.

[5] Подробнее см.: Заявление Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 29 июля 2010 года // Интернет-портал «Церковь и общество. Отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.ovco.org/2010/07/1189 — Дата доступа: 11. 01. 2012.

[6] Например, видные социологи Макс Вебер и Сэмуэль Хантингтон подчеркивают, что главной движущей силой в экономике и социальном устройстве западного общества явился протестантизм. Протестантизм явился фактором социального преобразования не только в Европе, но и в США. Он существенным образом повлиял на формирование капитализма, проблемы христианского понимания собственности, хозяйства, труда, предпринимательства и этических проблем рыночной экономики.Подробнее см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. — Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.

[7] Подробнее см.: Энциклика CARITAS IN VERITATE Верховного Понтифика Бенедикта XVI епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим, верным Христу мирянам и всем людям доброй воли о целостном человеческом развитии в любви и истине. — М.: НО Издательство Францисканцев, 2009. C. 48.

[8] Иларион (Алфеев), митр. Церковное и светское в гуманитарной науке. Выступление митрополита Волоколамского Илариона в РГГУ// Интернет-портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: // http://www.patriarchia.ru/db/text/1427542.html — Дата доступа: 16. 01 2012.

[9] «С одной стороны, Церковь позитивно оценивает современные технологические достижения как результат исторически обусловленного научно-технического прогресса и поэтому содействует их стабильному развитию и использованию, стремится максимально эффективно использовать их возможности для христианской проповеди. С другой стороны, богословы решительно осуждают случаи злоупотребления современными технологиями. Они требуют, чтобы развитие и использование научно-технических достижений сопровождалось заботой о нравственном и физическом здоровье личности и общества». Подробнее см.: Борозенець Т. А. Сучасне християнське богослов’я і науково-технічний прогрес. Монографія / Т. А. Борозенець; ред. В. Д. Бондаренко; Держкомстат України, Держ. акад.. статистики, обліку та аудиту. — К.: ДП «Інформ. аналіт. агентство», 2009. С. 202.

[10] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршее приветствие участникам симпозиума «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии»//Интернет-портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1666787.html — Дата доступа: 18. 01. 2012.

[11] Клеман Оливье. Власть и вера // Интернет-портал «Свято-Филаретовский православно-христианский институт». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=314&art_id=2631 — Дата доступа: 13. 01. 2012.

[12] Феогност (Пушков), игум. Православное богословие таинств // Церковь и время. — М., 2011. — № 2 (55). С. 234.

[13] Яннарас Христос. Вера Церкви: Введение в православное богословие / Пер. с новогреч. — М.: Центр по изучению религий, 1992. С. 92.

[14] Осмыслению хозяйственной этики, экономики, философии и богословия Церкви огромное место в своем религиозно-философском наследии отводит профессор протоиерей Сергий Булгаков. Подробнее см.: Булгаков С. Н. Философия хозяйства. — New York, Chalidze publications, 1982; Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. — СПб.: РХГИ, 1997; Булгаков С. Н. О рынках при капиталистическом производстве. / С. Н. Булгаков; сост., вст. статья и комментарии В. В. Сапова. — М.: Астрель, 2006.

[15] Подробнее см.: Панарин А. С. Правда железного занавеса / Александр Панарин. — М.: Алгоритм, 2006. С. 24.

[16] Подробнее см.: Панарин А. С. Народ без элиты / Александр Панарин. — М.: Алгоритм, Эксмо 2006. С. 5.

[17] Варфоломей, патриарх. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии / Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей. — М.: Эксмо, 2008. С. 273.

[18] Там же, с. 254.

[19] Новый Завет рассматривает экономику как хозяйственную деятельность церковной общины. Экономика — «“малый квас”, который “заквасит все тесто” (1 Кор. 5:6; Гал. 5:9), всю мировую хозяйственную жизнь, охватывающую практически все элементы творения, — с тем, чтобы она не только соответствовала богоданной человеческой свободе, но и стала основой освобождения всего творения от рабства греху и тлению». Подробнее см.: Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь — общество — хозяйство / В. В. Симонов; отв. ред. Д. С. Львов. — М.: Наука, 2005. С. 105.

[20] Варфоломей, патриарх. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии / Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей. — М.: Эксмо, 2008. С. 260.

[21] Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь — общество — хозяйство / В. В. Симонов; отв. ред. Д. С. Львов. — М.: Наука, 2005. С. 244.

[22] Подробнее см.: Бочков Павел, свящ. Выбор веры: Церковь или идеология: классификация церковных расколов постсоветского периода: Монография. / свящ. Павел Бочков, прот. Дионисий Мартышин. — К.: ДП «Издательский дом «Персонал», 2012. С. 46 – 47.

[23] Райт Т. Главная тайна Библии: Смерть и жизнь после смерти в христианстве / Том Райт; [пер. с англ. М. И. Завалова]. — М.: Эксмо, 2009. С. 238.

[24] Сила нации — в силе духа. Книга размышлений Святейшего Патриарха Кирилла / сост. А. В. Велько.— 2-е изд. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. С. 173, 174.

[25] Яннарас Христос. Вера Церкви: Введение в православное богословие / Пер. с новогреч. — М.: Центр по изучению религий, 1992. С. 89.

[26] Яннарас Христос. Вера Церкви. С. 89.

[27] Там же, с. 91.

[28] «В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Помимо сего, необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния». Подробнее см.: Раздел XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001. С. 125.

[29] Антоний, Митрополит Сурожский. Об истинном достоинстве человека // Антоний, Митрополит Сурожский. Труды. — М.: Практика, 2002. С. 272.

[30] Антоний, Митрополит Сурожский. Служение христианина в секулярном мире // Антоний, Митрополит Сурожский. Труды. — М.: Практика, 2002. С. 450.

[31] Касьянов В. В. Обществознание: учебное пособие для ссузов / В. В. Касьянов. — Изд. 7-е, стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 238.

[32] Шмеман Александр. Труд — не цель, а средство // Шмеман Александр. Беседы на Радио «Свобода»: В 2 т. Т. I. / протопресвитер Александр Шмеман. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. С. 231.

[33] Подробнее см.: Дугин А. Конец экономики / Александр Дугин. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. С. 8.

[34] Безусловно, на уровне социальной, информационной и экономической конкуренции перед лицом нового человека « homo economicus» православный человек выступает примерно в такой же роли, как древние индейские племена перед прибывшими в Америку европейцами. Но «чтобы приостановить это ускоряющееся скольжение постиндустриального общества в пропасть нового рабовладения с сопутствующими эксцессами расизма, требуется настоящее восстание христианского духа». Подробнее см.: Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Эксмо, 2003. С. 456.

[35] Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Взыскание Царства. — К.: Дух і Літера, 2005. С. 142.

[36] Подробнее см.: Щёкин Георгий. Организация и психология управления персоналом: Учеб.-метод. пособие. — К.: МАУП, 2002. С. 7.

[37] Афанасьев Эдуард. Честное предпринимательство. Духовные основы нравственной экономики // Воробьев Владимир, прот., Кураев Андрей, диак., Джеймс Давид, диак. и др. Христианин и деньги. Нужны ли православному деньги, и можно ли их честно заработать. Сборник статей. — М.: ОБРАЗ, 2007. С. 81.

[38] Панарин А. С. Народ без элиты / Александр Панарин. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. с. 16.

[39] Харт Дэвид. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. (Серия «Современное богословие».) — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 645.

[40] Там же, с. 651.

[41] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. С. 25.

[42] Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании // Интернет-портал «Меж­ду­на­род­ная об­щест­вен­ная ор­га­ни­за­ция Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС)». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.vrns.ru/docs/detail.php?nid=247&binn_rubrik_pl_news=163 — Дата доступа: 18. 01. 2012.

[43] Оценивая так называемые либеральные реформы 90-х годов, великий русский писатель Александр Солженицын писал: «Не тщусь передать хотя бы заметную долю, что слышал: на то понадобился бы большой том. Только по несколько ноток. “Выбивают все из рук”. “Никому ничего не нужно”. “Кто честно работает, тому теперь жить нельзя”… “В высокой власти у нас — воры в законе”. Да и куда ни глянь. “Душа чернеет от того, что творится” (и с людьми и с природой)». Подробнее см.: Солженицын А. И. Россия в обвале. — 3-е изд. — М.: Русский путь, 2009. С. 6, 8.

[44] Иларион, Митрополит Волоколамский. Духовно-нравственные аспекты современного экономического кризиса // Интернет-портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1668557.html — Дата доступа: 18. 01. 2012.

[45] См. также: Стокалич Игорь. Патриарший экономический совет в Киеве // Вісник прес-служби УПЦ. — 2010. — № 109. С. 77.

[46] Иларион, Митрополит Волоколамский. Духовно-нравственные аспекты современного экономического кризиса // Интернет-портал «Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата». [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1668557.html — Дата доступа: 18. 01. 2012.

[47] Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. С. 25.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9