Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Великопостные размышления

28 февраля 2012 г.

Дерзну предположить, что самая опасная ошибка, которую может сделать человек, примеряясь к подвигу Великого Поста, – попытаться найти гарантии духовного успеха. Это естественно для нас: иначе кто захочет «вкладываться» без гарантий, без «страхования вкладов»? И действительно: почему бы не придти к Пасхе с вычищенной добела душой и просто, без обиняков, задать Христу вопрос: «Господи! А вот и я, я готов, приходи ко мне. Ты видел, что  я отпостился, отмолился, отмучился: с моей стороны всё выполнено, я вполне готов – к Светлому Твоему Воскресению!» Ну а если ещё проще, то примерно так: «Господи! а как там с нашими духовными дивидендами?»... И вот как только человек с такими мыслями начинает поститься, он тем самым сразу уничтожает тот самый духовный плод, который может получить в результате полноценного и правильного прохождения этого духовного упражнения.

Неспроста Святая Церковь предваряет поприще Великого Поста подготовительными неделями, полагая, что внимательный христианин сам себя заставит задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей, и почему он не должен ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с презрением и изумлением смотрит на то, как младший сын, блудник и мот, возвращается к своему отцу, а тот его встречает с распростертыми объятиями.

Неделя о Страшном Суде окончательно расставляет все акценты. Ведь в этом евангельском чтении говорится не о том, кто постился, кто не постился, кто молился, кто не молился, а о том состоянии, с которым человек приходит на Страшный Суд. И это состояние, как правило, разительно отличается от того, что сам о себе думает человек.

Меня больше всего в этом чтении шокирует та искренность, с которой грешники недоумевают, почему их отправляют в ад. О, если бы им раньше сказали – уж они бы точно всё устроили, как полагается! Но несоизмеримо больше шокирует та же самая искренность, с которой праведники недоумевают, из-за чего это они вдруг оказываются в числе избранных. Ведь то, за что они и получают в итоге возможность быть вместе со Христом в Царстве Небесном, никогда для них не было самоцелью. Всё это – и накормить, и напоить, и утешить – для них было нечто само собой разумеющееся, они по-другому не мыслили, не понимали, как можно иначе поступать в той ситуации.

Этими жёсткими притчами, звенящими в благодушном храмовом пространстве словно гвоздь по стеклу, Церковь выбивает из-под нас те самые ложные подпорки, которые мы постоянно стараемся создавать вокруг себя для того, чтобы пост проходил успешно и благодатно – с нашей точки зрения. 

Сколько бы мы ни постились, как бы усердно мы ни молились, какие бы подвиги на себя ни взяли, в конечном итоге допостившись до полного изнеможения, озлобления и непонимания, кто и зачем это всё придумал, мы неожиданно оказываемся в том единственно правильном состоянии, в котором уже невозможно не поднять свои очи вверх к Богу и не сказать: «Господи, вот я такой, другого от меня не жди. А все остальное – зависит от Тебя».

И в этом, собственно говоря, и заключается смысл поста – в том, чтобы обрубить ложные, надуманные нами гарантии нашей близости к Богу, нашей «приличности» или даже «исключительности», чтобы вывернуть душу наизнанку, показать её, как она есть на самом деле. И показать, конечно же, не Богу – Он и так про нас все знает. Самому себе.

В этом состоянии, в чём-то близком к отчаянию, человек оказывается перед лицом Божиим уже без требования какой бы то ни было помощи, без требований или ожиданий какого-то пришествия благодати. И вот, когда человек переступает уже через порог Великого Поста и вступает в Пасхальный праздник, у него, естественно, уже не возникнет вопрос: «Господи, а что же такое? Где обещанная благодать? Я так тщательно постился, я так молился, я столько на себя подвигов взял – а никакой радости Воскресения нет!». Напротив, он скажет: «Как хорошо, что я не пытаюсь подделать в себе эту радость Воскресения – которой пока, увы, нет. Как славно, что все мои труды показали, что я должен быть благодарен Богу уже за то, что просто хожу по этой земле, более или менее здоров и могу что-то делать»...

Любое другое противоположное состояние души автоматически исключает, точнее, блокирует ту самую приходящую сверху небесную радость Христова Воскресения, которую мы никакими своими трудами не можем внутри себя искусственно воспроизвести.

Не помню, у кого точно, но где-то у святых отцов мне встретилась мысль о том, что Христово Воскресение подобно таинству, которое совершается внутри самой Церкви и в душах тех людей, которые являются частями этого тела. Это действительно совершенно удивительный момент соприкосновения человеческой предуготованности – и Божественной милости. Но как и когда происходит эта встреча, естественно, зависит прежде всего от Бога.

Почему святитель Иоанн Златоуст в своем слове, которое читается на каждом пасхальном богослужении, произносит странные с точки зрения благочестия слова: приидите, постившиеся и непостившиеся, воздержницы и лентяи? Тем самым, казалось бы, он полностью выбивает почву из-под всего церковного устава, который требует, чтобы человек со всяким вниманием и тщательностью соблюдал Великий Пост.

На самом деле здесь нет никакого противоречия. Да, очень важна наша человеческая сторона. Да, если мы это не делаем по каким-то причинам, мы тем самым свидетельствуем о каком-то странном отношении к Богу. Но вовсе не мера нашего поста определяет, придет ли Христос в душу человека или не придет.

Мы знаем, что бывают случаи, когда человек, никогда не постившийся и не ходивший в храм на протяжении всей жизни, оказывается вдруг внутри этой стихии пасхального богослужения, этой танцующей, ликующей радости. И его прошибает: он понимает, что здесь происходит что-то такое, что в миру в обычном состоянии не бывает. Это невозможно воспроизвести только человеческими усилиями, спев, развеселившись, потанцевав, выпив чего-нибудь горячительного. Всё это будет совершенно другого качества: та радость, которая пробивается сквозь службу, она иная, инаковая. Не будет той самой всепоглощающей торжественности, которым пропитано все пасхальное богослужение. 

Иногда в первый день пасхального богослужения все стоят умаявшиеся от праздничных приготовлений, с кислыми перепостившимися лицами, еле выжимают из себя «Христос Воскресе», но стоит немного понаблюдать, и заметно, как эти люди буквально на следующий день изменяются. Ведь и у души человека тоже есть определенная инерция. Она тоже требует постепенного вхождения в эту пасхальную ликующую радость. И в этом ничего страшного нет.

То, что человек не увидит внутри себя сразу этого отблеска Божественного света, совершенно не должно смущать. Наоборот, вдохновлять: я на своём месте, там, где и должен быть. Это хороший знак того, что по сути –  все правильно, я не надеюсь на то, что во мне есть хотя бы какие-то малые требования или малые гарантии со стороны Бога, что если я сделаю то-то и то-то, Он обязательно приходит. Я делаю максимально всё, что могу, но конечный результат полностью ввергаю в Его волю. Если Он не хочет ко мне приходить здесь и сейчас, если Он не хочет, чтобы я испытал эту полноту радости, которую, может быть, вокруг меня испытывают все остальные, надо остановиться и возблагодарить Бога за тот ценнейший опыт, которым Он нас научает: «Господи, мне уже хорошо от того, что я знаю, насколько без Тебя мне плохо!»

См. также "Православие и мир"

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (8)

Написать комментарий
#
Андрей Лапко, Россия, Санкт-Петербург
30.05.2012 в 17:48
Смысл поста в отрешении от мира, от суеты, от мелочей жизни для углублённого самоанализа.
Ответить

#
3.04.2012 в 13:24
Жабенко А.
Вы даже не поняли в чем незаконность. Печально. Она в нарушении не светских, а Божьих законов. В статье нет слова "искушение", она не об этом, тем не менее вы пишите комментарии совершенно не имеющие никакого отношения к предмету статьи и даете прямую ссылку на свою страницу. Не имею более желания с вами общаться.
Ответить

#
Александр Жабенко, Украина, Житомир
4.04.2012 в 22:04
Уважаемый Валерий Борисович!
О. Павел Великанов пишет об одном из искушений постящихся. Даже если слово "искушение" в статье не упоминается.
Вот, обвинять другого человека в чем-то, не располагая доказательствами -- это нарушение Божьей заповеди.
Спаси, Господи!
Ответить

#
31.03.2012 в 11:10
Жабенко А.
Нельзя использовать незаконные способы саморекламы, тем более на таком сайте и прикрываясь статьей главного редактора. Это аморально. Вам, хочу надеяться, и самому стыдно. Без уважения к Вам, Смоленский В.Б.
Ответить

#
Александр Жабенко, Украина, Житомир
2.04.2012 в 18:55

Уважаемый Валерий Борисович!

Похвально, что Вы почитаете о. Павла. "Почитай отца твоего и мать", -- говорит заповедь.

О "рекламе" -- достаточно сказать, что комментарии не обо мне, а о Боге. Бога же никто не рекламирует. Его прославляют.

Прежде, чем осуждать кого-либо лично, следует посмотреть на то, о чем он пишет, не от Бога ли написанное.

Вот, по существу вопроса борьбы и победы над искушениями и поста, Вы могли бы возразить автору приведенных комментариев? Или Вы согласитесь? Признаюсь, желая кратко изложить мысль, приведенную в комментариях (ведь если просто давать ссылку, то следует кратко указать, о чем она), не нашел лучшего способа, чем просто процитировать статью в необходимом объеме, поскольку они написанны максимально сжато, чтобы выражать мысли.

В чем "незаконность" опубликованного здесь комментария? Вы делаете обязывающее заявление без всяких пояснений... А без доказательств оно тщетно.

Ответить

#
Александр Жабенко, Украина, Житомир
29.03.2012 в 13:52
(прод.)
"...
Итак, отсюда можно сделать ясные выводы о том, как Господь желает, чтобы мы побеждали искушения. Сначала во время искушения необходимо локализовать его, увидеть, что есть, кроме него много чего иного, подобного, но не грешного, увидеть свою левую руку, глаз, ногу, т. е. увидеть, как можно реализовать ту или иную потребность или воздержаться от нее, чтобы не грешить. Важно при “локализации” увидеть, что одна и та же потребность может быть реализована разными способами, среди которых есть негреховные, с которыми и следует остаться для жизни вечной. Важно увидеть, что кажущееся “правым” желание, искушение, которое более желанно и кажется более важным ничем не лучше “левого”, негреховного, которое может быть совсем невелико и незначительно в глазах искушаемого человека, но ведь оно — от Бога ему дано по образу Божьему. Если этого не видишь, то следует поискать: “Ищите и найдете, ибо всякий ищущий находит” — может, оно “самое маленькое”, “левое” желание, но оно негреховно, подобно “зерну горчицы”, но оно есть и может вырасти в большое дерево, как Господь говорит о вере в притче о горчичном зерне. И именно с этим желанием лучше войти в жизнь вечную, в Царство Божье. А найдя его и увидев, что оно лучше, следует выбросить решительно бывшее “правое”, чтобы войти в жизнь целиком. Ведь кроме рук, глаз и ног, есть еще все тело. Смотрите еще о желании здесь.
И следует действовать решительно, подобно хирургу или воину, который мужественно побеждает.
Что же еще? Соль — то, что дает вкус даже в незначительных количествах. Итак, каждый человек, который побеждает искушения, становится “солью”. Еще же, следует быть неповторимыми, иметь “соль” (“изюминку”), но и быть подобными, иметь много общего — “иметь мир между собой”.
Часто искушения являются не настоящими, а происходят от простого различия людей. Такового бояться не следует, потому что такие негреховные различия — хороши."
Ответить

#
Александр Жабенко, Украина, Житомир
29.03.2012 в 13:50
Цитирую:
Как Господь хочет, чтобы мы побеждали искушения
"[На Матф. 5: 29-30; Марка 9: 42-50] ...
...
Все согласны с тем, что речь не идет о членовредительстве, о том, чтобы вредить своим частям тела, но о борьбе с искушениями.

Но все же, обратим внимание на некоторые моменты, которые не рассмотрены. Во-первых, Христос в качестве примера члена тела, который соблазняет, приводит один из двух парных — один глаз, одну руку, одну ногу. И важно, Он поясняет: “лучше тебе, если войдешь в жизнь с одним членом (из двух), чем с обоими будешь ввережен в геену (ад)”. Это явное указание на то, что кроме соблазняющего члена, желания, помысла, мысли, всегда есть еще и другой такой же по существу, но иной по действию, не соблазняющий член: так, кроме правой руки, соблазняющей, есть еще и левая, с которой даже без правой можно войти в жизнь вечную, в полноту жизни по замыслу Божьему; кроме правого глаза, есть еще левый, кроме правой ноги, есть еще левая. Итак, отсюда ясный вывод: в человеке всегда во время искушения есть желания того же рода, которые не являются грешными, но направлены к добру, к жизни вечной, они обозначены “левыми” частями тела.
Во-вторых, почему же левые части тела, а не правые, Господь говорит “остлавить себе, не выкидывать, войти с ними в жизнь вечную”? Ведь всюду “правые” считаются лучшими? Не потому ли, что во время настоящего искушения, искушающее желание или мысль кажутся более важными, чем прочие, более желанными, более приятными, чем все остальные или подобные им, но не искушающие? Поэтому и названы искушающие части тела “правыми”, как кажущиеся человеку во время искушения более желанными, близкими, итересными, приятными и проч. “Левые” же — менее кажутся важными, отходят на второй план.
В-третьих, обратим внимание на локализацию искушения: не все тело искушается, но через один член приходяит искушение. Его же и следует побеждать. ...(прод. следует)"
Ответить

#
2.03.2012 в 07:30
Что тут сказать. Добавить нечего. Да и не нужно. Приятно общаться с умным и порядочным человеком, каковым, безусловно и вне всяких сомнений, является протоиерей Павел.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс