21-23 февраля 2012 в Псковских Печорах прошли ХIV Корнилиевские православные образовательные чтения на тему «Митрополит Вениамин (Федченков) – учитель благочестия»
События

Хорошо, что эти записки я пишу не сразу же после Чтений, а некоторое время спустя. Не дело для православного человека восторгаться и расточать комплименты, чего трудно было бы избежать в предлагаемых обстоятельствах. Как и сами Чтения не претендуют на звание научных, так и эти заметки простое впечатление присутствующего и участвующего.

Печоры, двухэтажный старинный городок с одиннадцатью тысячей жителей, встретил меня спокойствием, уютом, невероятно чистыми окнами и странным временем: оно здесь другое — течет степенно, медленно и наполнено смыслом.

Странноприимный дом при Успенском Псково-Печерском монастыре (он же монастырская гостиница) с домовой часовней Иконы Богоматери Пантанасса (Всецарица) ранним утром гостепреимно открыл двери небольшой части гостей, приехавших принять участие в Чтениях.

Остальные разместились в самом монастыре. Народу собралось невероятно много: более пятисот человек. И, если бы не излишняя (в этом конкретном случае) скромность игумена Августина, то Чтения можно было бы смело назвать международным форумом. Москва, Санкт-Петербург, Псков, 15 городов и городков Псковской области, Эстония — вот география участников.

Много раз принимая участие в организации (а иногда и неся полную ответственность) Чтений, фестивалей, научно-практических конференций, я была приятно удивлена таким размахом: и численностью участников, и многообразием заявленных для обсуждения тем, и умением организаторов совместить малосовместимые, на первый взгляд, темы. Теплота приема и давно мною забытая общность — вот что характеризовало эту четырнадцатую встречу неравнодушных к потомству людей.

ХIV Корнилиевские православные образовательные чтения вместили в себя и научную конференцию, и обмен опытом, и фестиваль. В рамках Чтений прошли заседания (на самом деле это было радостное и ожидаемое общение людей, связанных не только одной верой, но и одним делом) нескольких секций: «Основы православной культуры и внешкольное образование» (руководитель игумен Августин (Заярный)), «Образование» (руководитель Т.И. Петрова — заместитель директора Печорской гимназии), «Дошкольное воспитание» (руководитель Т.М. Романова, Печорское отделение детского православного движения ВЕСТНИКИ), «Воскресная школа» (руководитель А.И. Лашина — преподаватель Воскресной школы).

В Печорской центральной районной библиотеке (директор В.А. Шувалова) в секции «Авторская поэзия» приняли участие архимандрит Тихон (Секретарев) и поэтический клуб «Вдохновение». Там же были заслушаны доклады секции «Библиотечное дело»: «Обзор творений митрополита Вениамина (Федченкова)» — иеродиакон Никон (Горохов), насельник Псково-Печерского монастыря и «Обзор новых поступлений православных книг в районную библиотеку» — библиотекарь Т.М. Иванцова.

Завершились Чтения общешкольным родительским собранием «Многодетная семья: трудности и радости». Собрание провели директор Печорской гимназии О.М. Тумановская и архимандрит Тихон — наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. У людей внешних, не имеющих отношения к Церкви, может возникнуть вопрос «А что это монах, наместник монастыря, может понимать в детях и семье?» Может, да еще как! У его родителей десять детей. А он сам — та «десятина», которую отдали Церкви. В своей книге «Будьте совершенны» он об этом вспоминает. Архимандрит Тихон — внук и сын священников. Его папа при встрече с наместником монастыря отцом Алипием, получил такое наставление: «Десятину, одного сына, отдай в монастырь». И вот, добровольной «десятиной» стал нынешний наместник.

Не случайные люди в монастырях, и детей (в самом широком смысле этого слова) у них поболе, чем у мирских.

Начиналось же все, как и положено, с молебна в Успенском храме монастыря преподобномученику Корнилию, чье имя и носят Чтения уже четырнадцатый год.

Все участники приложились к раке с мощами преподномученика Корнилия и отправились прежде на монастырскую трапезу, что само по себе для меня было событием. В тот день за трапезой читалось житие вмч. Феодора Стратилата. Монастырская трапеза — не просто прием пищи в столовой или радость желудка и праздник вкусовых рецепторов гурмана. Там это дело хоть и неспешное, но быстрое и какое-то правильное, да и лук с чесноком на столах есть и изумительный монастырский квас. И никакого объедения — колокольчик отца наместника не дозволит. И душе польза послушать житийные тексты.

И вот мы в Печорской гимназии. Не преувеличу, если скажу, что гимназия — центр культуры в Печорах. Да и Корнилиевские Чтения проходят там не впервые.

Прекрасно отремонтированный и оформленный актовый зал светился, как минимум, тысячью лучистых глаз. Теплохладных не было. Объединял монахов и монахинь, учителей начальной школы и профессорско-преподавательский состав ВУЗов, псковских областных руководителей и чиновников от образования не только интерес к духовно-нравственному воспитанию, но и настоящая любовь ко Святым земли русской и ее подвижникам.

Подобное притягивается подобным

На экране фотография митрополита Вениамина, прямо перед президиумом икона преподобномученика Корнилия, много монахов.

Преемственность ощущается не только в названии конференции, посвященной митрополиту Вениамину и в названии чтений — Корнилиевские.

Как когда-то преподобномученик Корнилий, восьмой наместник Псково-Печерского монастыря, весьма образованный человек, собиратель библиотеки, сам написавший летопись монастыря, нынешний наместник — архимандрит Тихон (Секретарев), кандидат богословия, в докладе о митрополите Вениамине раскрылся последователем своего далекого предшественника. Его также волнует, как когда-то, более 450-ти лет назад преподобномученика Корнилия, духовно-нравственная жизнь следующего за нами поколения, он также много усердия прилагает к укреплению и благоукрашению монастыря — украшению всей России.

Отец наместник продолжает писать летопись монастыря и много внимания уделяет тому, чтобы не расплескались в вечности духовные достижения его предшественников.

ТД в прошлом году публиковал интервью с отцом Тихоном, семнадцатый год служащий Господу наместником обители. Вид у него суровый, дисциплину в монастыре держит — любая армия позавидует. Да и правильно: монахи в этой самой долгой войне, хоть и брань невидима, всегда в первых рядах. И, тем не менее, мне он увиделся человеком невероятной доброты.

Фотокамера зафиксировала грозного наместника, а сразу же после съемки, мимолетный разговор с детьми, короткие молитвы на утро и вечер, «Господи, помоги» — даны как глоточек воздуха в душном помещении. И, дети самого трудного возраста — 12—13 лет откликнулись. Вот это проповедь! Два-три слова и мощнейшей доброты посыл взглядом. Всё.

На Чтениях было много интересного и неизвестного мне ранее, но этот короткий разговор точно не забуду.

Открывал Чтения игумен Августин (Заярный), катехизатор Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Ох и непростые это люди — монахи. Вроде бы разные, как и все, но… взгляд особенный. Говорит с тобой отец Августин, самые обычные организационные моменты озвучивает, а как бы высвечивает в тебе самое хорошее. Такое ощущение, что видит в тебе все: и плохое и хорошее, но вот плохое как-то отсеивается. Отцу Августину свойственен юмор особого порядка — очень легкий. Например, на мой вопрос отчего это Чтения не имеют статус международных, он с улыбкой ответил, что «хоть межгалактическими назовите». На традиционные суетные вопросы о том, кому принадлежит идея и т.д., отвечает, что идея стара, а без благословения отца наместника все равно ничего не получится, да и Рождественским чтениям уже более двадцати лет. Здесь, на монастырской земле, в окружении Святости такие никчемные вопросы пусты, а гордыня и тщеславие мимо проходят. Все во Славу Божию делается!

И все-таки от человека зависит много. Он главный редактор православного журнала для родителей «Виноград» и православного образовательного портала «Слово». Отец Августин — духовник Печорской гимназии и детского православного движения «Вестники».

Мы привыкли, что на периферии отделения чего-то, что организовано в Москве. «Вестники» же, которым уже 6 лет, наоборот, берут свое начало в Печорах. Московским отделением руководит Ф.Н. Савельева, редактор раздела «Педагогика», «Естествознание», кандидат технических наук, доцент, учитель школы, президент общественной организации «Родители, педагоги и учёные за нравственную традиционную российскую школу». Об этом движении надо, конечно же, писать отдельно. И как они все успевают? Понятно сразу, что дети, посещающие тематические летние и зимние лагеря; участвующие в краеведческих экспедициях; в благотворительном празднике «Белого цветка» (возрожденная ими традиция царской семьи страстотерпцев); танцующих на балах, а не на танцульках; играющих в спектаклях театральных фестивалей — эти дети не смогут уйти, как принято говорить, «по кривой дорожке».

Пленарное заседание. Выступления

«Русские святые — идеал духовно-нравственного воспитания молодежи» — О.М. Тумановская, директор Печорской гимназии, рассказала, что в гимназии под духовным руководством отца Августина более 20-ти лет преподаются основы православной культуры.

Доклад интересен не только тем, что Ольга Михайловна озвучила цель своей многолетней работы — сохранить христианина и гражданина, но и четкой постановкой задачи: преодолеть недоработки российского Законопроекта об образовании. Руководителю гимназии, где много лет преподают Основы православной культуры, на базе которой с участием гимназического преподавательского состава проводятся православные образовательные Корнилиевские чтения, понятно, что предлагаемая шестимодулевая программа просто не сработает. Не подготовлена почва для такого резкого перехода, в том числе просто отсутствует кадровый состав, который должен иметь богословское образование. О.М. Тумановская отметила, что не проведена подготовительная работа с детьми и родителями по выбору конкретных образовательных модулей.

А как же быть другим руководителям школ? Тем, кто не живет и не работает у стен монастыря? Тем, кто не видел такую легендарную личность как наместник монастыря в 1959—1975 гг. архимандрит Алипий (Воронов), не слышал отца Иоанна (Крестьянкина)? Наверное, нашим законодателям надо бы не просто прислушаться, а еще и поучиться у О.М. Тумановской.

«Основы православной культуры в школе: перспективы и препятствия»

В.И. Слободчиков, профессор, член-корр. РАН.

Для профессора Слободчикова слово — не пустой звук, он помнит, что было в начале и очень чутко относится к пословицам и поговоркам, выбрав началом своего выступления известное: «Как корабль назовешь…»

Виктор Иванович четко определил, что идеология компетентностного подхода мешает называть вещи своими именами. С эпохи Возрождения происходит упрощение двух категорий — образования и просвещения, и получается, что говорим одно, думаем другое, а делаем третье. В слове ОБРАЗование изначально подразумевался Образ Господа, теперь же, забыв, что «Свет Христов просвещает всех», имеем вместо изначального образования и просвещения набор знаний, умений и навыков. Так вот и получилось, что категория «просвещение», изначально понимаемая как высветление лучами Божественной энергии, превратилась в простое информирование. Основы православной культуры впервые дают возможность реабилитировать и восстановить первоначальный смысл образования и просвещения.

Не надо забывать, что образование — сущностная характеристика жизни человека, а не отрасль народного хозяйства.

Ф.Н. Савельева и В.И. Слободчиков

Профессор Слободчиков сторонник того, чтобы не превращать образование в сферу купли-продажи (услуг), и не превращать директоров школ в эффективных менеджеров, что собственно полностью превратит образование в простой магазин, торгующий информацией.

Подробно В.И. Слободчиков остановился и на ошибках, допущенных при опробировании курса ОПК в школах, считая основной ошибкой незнание сенситивных периодов в развитии ребенка. Иначе, все преждевременное растлит, а свершенное с опозданием, породит инфантилизм.

«География в современном мире» доцент МГУ им. М.В. Ломоносова О.А. Борсук

Вроде бы какое отношение к православию имеет география? Да самое прямое: твердь земную создал Господь прежде всего и всех. Обратить внимание детей на это, показать им совершенство созданного: одинаково «прорисованные» Создателем кроны деревьев и устьев рек; похожие рисунки срезов снежной толщи и горных пород. Географической школе при МГУ несомненно повезло, они познают взаимодействие природы и человека из рассказов Олега Анатольевича не только теоретически, но и на полевых работах.

23 февраля, когда почти все участники Чтений разъехались, с надеждой на будущие встречи, состоялись еще два мероприятия, проведенные «Вестниками»: постановка «Хроник Нарнии» (К.Льюис) и конкурс чтецов русской духовной поэзии.

Там, вблизи от Эстонии, русский дух, там Русью пахнет.

Святые Псково-Печерского монастыря по-прежнему хранят землю русскую.

Taday.RU


Другие публикации на портале:

Еще 9