Отчет о третьем дне работы Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи»
События

Работа секции «Аскетическое наследие Церкви» открылась докладом архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия. Владыка в своем докладе «Экклесиологические аспекты поста» уделил особое внимание нравственной потребности поста в духовной жизни христианина. В докладе были затронуты вопросы специфики библейско-христианского переживания и понимания поста. Также владыка представил богословские интерпретации таких ученых как Георгий Флоровский и протопресвитер Александр Шмеман, которые позволили воспринять пост как  литургическое исповедание христианской эсхатологии.

Следующим был доклад профессора Минской духовной академии протоиерея Владимира Башкирова на тему: «Непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17). Как понимать молитву и как молиться современному человеку?». В своем докладе отец Владимир предпринял попытку ответа на вопросы современного человека о молитве подборкой высказываний Отцов Церкви, которые и до сего дня не потеряли своей актуальности.

Живой интерес у слушателей и участников конференции вызвал доклад протоиерея Максима Козлова, профессора Московской духовной академии «Место принципа послушания в современной аскетической практике». Доклад носил преимущественно практический характер и был обращен к современной действительности. В сообщении были затронуты трудности и определенные опасности, которые встречает христианин на пути послушания Богу в деле исполнения заповедей и священнику в том, что касается храмовой жизни и христианской нравственности.

«Таинственному присутствию Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению» было посвящено сообщение преподавателя МДА Павла Кирилловича Доброцветова. Данная тема не является общей для большинства святых отцов и церковных писателей. Тем не менее перечень имен, высказывающихся по этому вопросу заставляет обратить пристальное внимание на себя. В частности в докладе были освящены аспекты святоотеческой сотериологии по вопросу присутствия Христа в святых у святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, блаженного Феодорита Кирского, а также Оригена, святого Мефодия Патарского и отцов Каппадокийцев.

Продолжением заявленной предыдущим докладчиком темы стал доклад П.Ю. Малкова «Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях». Автор акцентировал внимание слушателей на взаимосвязи учения о страстях со святоотеческим учением о природе человека и о людском призвании к обожению. Для целостного и адекватного понимания такого явления, как страсти, очень важным видится из слов докладчика не только осознание и осмысление человеком действия и власти в нем отдельных страстей, но и видение той взаимосвязи, что существует между этим аскетическим учением и целым рядом категорий святоотеческой антропологии. Не менее важным является и тот вывод, который делает автор в заключении. В частности он говорит, что восточное святотеческоеучение признает возможным и даже необходимым достижение человеком состояния богопричастности.

О «учении преподобного Никодима Святогорца о плодах умного делания в контексте исихастского аскетического предания» рассказал участникам конфереции сотрудник Института всеобщей истории РАН О.А. Родионов. Слушателям был представлен не только анализ данного учения святого Никодима, но и теоретические предпосылки умного делания, играющие достаточно важную роль в его «системе», а также особенности подхода Святогорца к обучению умной молитве, вступающих в разительный контраст с тем, что принято считать русской исихастской традицией.

«Богословско-аскетическая традиция преподобного Паисия Величковского и Игнатия Брянчанинова» была представлена протоиереем Андреем Михайловым в своем докладе. Автор отметил такие характерные положения православного вероучения, по которым имеется единодушие преподобного Паисия и святителя Игнатия, как учение о цели жизни человека и средствах достижения ее, учение о грехопадении Адама, в котором все люди унаследовали падшую природу, о месте Православной Церкви в деле спасения человека, значении творения святых отцов, об умном делании и духовном руководстве.

Заключительным докладом в работе секции было сообщение преподавателя ПСТГУ А.Н. Щукиной об образе истинного старца по учению преподобного Зосимы Верховского. В данной работе автор рассмотрел критерии, позволяющие по поведению старца определить его истинность. В частности, старец – это человек, который через стяжание Божией благодати приобрел опыт в жизни аскетической, некую степень преуспеяния и живого общения с Богом и может передать этот опыт другим.

На секции «Христианская нравственность и вызовы современной эпохи» были озвучены одиннадцать докладов.

Открыл секцию протоиерей Всеволод Чаплин с докладом, посвященным диалогу между представителями разных этических систем. Основной акцент отец Всеволод сделал на безусловном превосходстве христианского  нравственного идеала, основанного на евангельском учении, над так  называемым «естественным нравственным законом». Христианин – это тот, кто живет по заповедям Христа при помощи благодати, поэтому христианская этика не сводима ни к десяти заповедям Моисея, ни к естественному закону (который правильнее было бы называть нравственным чувством). Об этом должна свидетельствовать Церковь. В обсуждении доклада были затронуты такие вопросы как соотношение естественного нравственного закона и естественного права, было отмечено несовершенство естественного нравственного закона (или чувства) в качестве мерила нравственного совершенства и источника права.

Доклад архимандрита Платона (Игумнова) был посвящен проблематике этического дискурса. Докладчик раскрыл историю применения философско-лингвистического метода в этике и показал метафизические проблемы, возникающие при рассмотрении базовых понятий этики. Отвечая на вопросы, отец Платон отметил, что в этических вопросах следует исходить их истин Откровения.

Профессор С. С. Хоружий в своем докладе рассказал о становлении этических принципов исихазма. Организация жизни подвижника требует решения в том числе этических вопросов. Автор обозначил две стадии формирования исихастской этики: раннюю, с характерным акцентом на уход от мира и индивидуальное совершенствование, и позднюю – с акцентом на общее спасение и служение миру.

Интересный доклад о нравственных наставлениях Спасителя в контексте раннего иудаизма представил протоиерей Леонид Грилихес. Современные научные данные говорят о некоторых параллелях между евангельскими изречениями Иисуса Христа и современной Ему литературой. Как видно, Спаситель, призывая к совершенству, говорил с народом на понятном ему языке, в частности обращаясь к современным и широко распространенным учительным и фольклорным текстам. Но каким образом Господь использовал эти тексты – в качестве простого заимствования? Или Он раскрывал Свое божественное учение, вкладывая в известные тексты новое значение? Мог ли Спаситель, подразумевая хорошо известные слушателям выражения, неожиданным и парадоксальным образом переворачивать их, раскрывая при этом новые, выходящие за рамки привычной человеческой мудрости, отношения? Ответам на эти вопросы был посвящен доклад отца Леонида.

Наиболее оживленное обсуждение вызвал доклад К.Н. Костюка, посвященный нравственной проблематике в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Докладчик попытался подвести некоторые итоги за 10 лет существования Основ. Церковь всегда была и будет носительницей высшего нравственного идеала. В своей социальной концепции – уникальном в своем роде документе – Русская Церковь сформулировала социально-этические принципы существования современного общества. Задача Церкви – помочь российскому обществу ориентироваться в нравственных вопросах. «Российское общество все еще настолько  не вышло из недуга, что ему требуется не обличитель, а проповедник», - сказал докладчик. Основы также принесли пользу самой Церкви, запустив в ней механизм осмысления и развития социального учения.

Обсуждение доклада коснулось многих актуальных тем. В частности, автор доклада выразил сожаление о слабом усвоении Основ собственно церковными людьми, подчеркнул необходимость разработки христианской социальной этики, которой мог бы руководствоваться человек в своей профессиональной и социальной деятельности. Техническое и социальное развитие ставят новые этические вопросы (например, вопросы СМИ, коммуникации, частной собственности и т. д.), требующие своего решения. Было отмечено, что нравственное сознание Церкви – это «излучение», исходящее из самой веры Церкви, поэтому нравственная энергия Церкви зависит от теплоты веры ее членов, неизбежно проявляющейся в делах.

Затронуты были также вопросы финансирования социальных программ и благотворительности. По мнению докладчика, Церковь может пользоваться финансированием государства или спонсоров, но главное при этом – исходящая от Церкви инициатива социального служения. Однако необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны, не делать всецелую ставку на средства спонсоров, с другой – не становиться «аппаратом социальных услуг» на службе государства. Также были обсуждены такие вопросы как язык и транслируемость социальных идей Церкви, их воспринимаемость современным обществом и другие.

Четвертый, заключительный день Конференции будет посвящен работе Круглого стола по актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру под руководством председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Волоколамского Илариона. После круглого стола состоится пленарное заседание и итоговая дискуссия по работе Конференции.


Другие публикации на портале:

Еще 9