Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Троица30 июня 2017 г.
Страх7 июня 2017 г.
Пол16 июня 2017 г.
Икона человеческой свободы28 декабря 2011 г.
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Здесь хозяин – Преподобный

8 октября 2010 г.

Бум-м-м. Сквозь пелену сна понимаешь, что это всего лишь стукнувшая о спинку твоей кровати дверь. Ну спасибо... Начало шестого. Соблазн продолжить спать, конечно, есть. Но только не сегодня. Кто знает, что будет в одиннадцать часов там, в неведомом, а потому и страшном кабинете инспектора. Когда будешь стоять, словно на краю пропасти. Когда даже слова молитв, ранее творимые почти бессознательно, автоматически, вдруг провалятся в какой-то вакуум страха. И будет казаться, что перед тобой – тот, кто знает «вся внутренняя твоя», и вот-вот с его языка сорвётся: «А я всё-ё-ё про тебя зна-а-а-аю!...»

Нет, решено: надо идти на братский. Вчера кто-то мимоходом сказал: здесь хозяин – Преподобный. И экзамены тоже он принимает. И в семинарию без его благословения никто не поступит... 

После душных «чертогов» улица освежает уже зябким ветерком раннего августовского утра. Лавра непривычно пустынна и молчалива. То там, то здесь бодрячком направляются к Троицкому тёмные точки в длиннополых одеждах – монахи да женщины. Праздношатающихся нет. Захожан – тоже. На душе – тихо. Не хочется ни говорить, ни думать, ни даже молиться. Просто остановиться и раствориться в этой густой – и одновременно звонкой – тишине. 

В храме народа прилично, но не тесно. Горят свечи, их немного, и полумрак окутывает собой молящихся так, что лиц почти не видно.

Едко и навязчиво врывается удар храмового колокола. Начинается полунощница. Удивительное состояние: и уже проснулись, и в то же самое время – всё ещё не осуетились. Самое время помолиться. Чтец, словно рулевой на палубе, знает, что делать и куда вести этот Христов корабль народа Божьего: читает скоро, но неторопливо, чеканя слова, но без самолюбования, просто. Какой-то высокий длинноволосый бородатый дядька в засаленном пиджаке покроя семидесятых с таким же стильным древлеправославным саквояжем с синодиками протискивается между стоящими. Посмотрев на меня с недоверием, отдаёт синодик соседу. Можно облегчённо вздохнуть. Не припахали, мимо проехало. Можно стоять и молиться в своё удовольствие. В храме – тоже непривычная для Троицкого тишина. Никто не толкается, не передаёт свечки, не возится.

Чтение заканчивается, и монахи начинают петь тропари. Поют споро, ритмично, без всякой заунывности и печали. Чувствуется, что им сейчас – хорошо и радостно, хотя и поют они о покаянии. И это состояние невольно передаётся и другим.

К концу пения начинается какое-то движение: народ направляется к раке с мощами Преподобного. Стекольце открыто, и можно приложиться непосредственно к покрытой воздухом главе. Первым подходит послушник, кладёт земной поклон, прикладывается, зажигает от лампады фонарь и уходит. Весёлый огонёк – то красный, то зелёный из-под стекол фонаря – быстро исчезает в высоком дверном проёме. От этого огня зажгутся печи просфорни и монастырской кухни. И так – каждый день. Этот, казалось бы, простой ритуал превращает обычное дело приготовления пищи в священнодействие: словно Преподобный сам стоит у плиты и заботится о братских желудках.

Читают утренние молитвы. Самое время пробираться к мощам и уходить: всё равно будут в столовой читать перед завтраком, можно и не слушать. А уходить не хочется. Хотя никто и не держит. В очереди к мощам стоит дежурный и подгоняет молящихся: чего тянуть, всем хочется приложиться, а Преподобный – он-то везде в Лавре присутствует. Когда поздно вечером выйдешь прогуляться перед отбоем – смотришь, проходит кто-нибудь мимо Серапионовой палаты, там, где по преданию и было явление Божией Матери преподобному Сергию – подойдёт монах к стенке, перекрестится, прижмётся лбом к извёстке – глаза закрыты, то ли просит о чём, то ли благодарит. Так и застынет столбиком на несколько минут, в полной уверенности, что его никто не видит.

В притворе какой-то старый сгорбившийся монах, почти не смотря на тебя, суёт тебе в руку просфорку. Выходишь из Троицкого, а на сердце радость. И не потому, что попросил Преподобного, чтобы принял в свою большую келью – как-то просьба эта была где-то сбоку, на периферии. Не особо-то вязалась эта личная, вполне эгоистическая просьба с общим тоном братского молебна – тоном благодарным, сыновним, тёплым. Радостно от того, что есть братский, есть Преподобный, и что бы ни произошло на вступительных – он сам заступится, подскажет, поможет. И эта невесть откуда появившаяся уверенность в том, что не будет безвыходных ситуаций, не будет жизненных тупиков – раз есть Преподобный – быстро делает душу лёгкой и счастливой. Даже собеседования с самим инспектором можно уже и не бояться – в конце концов, он ведь тоже сам к Преподобному ходит!.. 

Преподобне отче наш Сергие, всегда моли Бога о нас!...

Опубликовано на портале "Православие и мир"

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (13)

Написать комментарий
#
6.11.2010 в 00:25

Дорогой отец Павел! В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, как это ни называй, но хозяин действительно, - Преподобный Сергий. Ну а на БГ хозяин - Вы, Ваше Высокопреподобие. И если позволите, - вопрос: раньше в разделе "Новости" можно было оставить комментарий. Теперь такой возможности нет.
Мне хотелось бы задать вопрос "профессору СПбДа М.В.Шкаровскому" по тексту http://www.bogoslov.ru/text/1228882/index.html, (а также по предыдущему, по духовным школам 1945-55 гг., поскольку мы с ним вместе его начинали писать) с сайта СПбДА. Там возможности такой в принципе нет. Если Академии находятся в "состоянии дружбы и партнерства", как говорилось на конференциях, то м.б., этот вопрос как-то может быть разрешен - для пользы общего дела - ?

Ответить

#
28.10.2010 в 00:33
Дорогой отец Павел ! Уже давно прочитав Ваше глубоко пронзающее ощущение присутсвия Преподобного Сергия и в храме, и в Посаде, и в МДА, и долго смотря на заголовок (коробящий не только глаз, но слух) Вашей редакторской колонки, хочу спросить Вас: разве слово "хозяин", употребленное Вами, - действительно подоходит к образу смиренного "наставниче монахохов, и собеседниче Ангелов" - Преподобного Сергия - ?
Ответить

#
19.10.2010 в 12:43
Спасибо, отец Павел!
Ответить

#
16.10.2010 в 22:24
Отче, спасибо за такое удивительное напоминание. Был несколько раз на братском молебне на Соловках, в Оптиной, а вот в Лавру, которая совсем рядом с Москвой, так пока и не выбрался! Точнее, в Лавре бываю часто, но на братском молебне еще не был. Теперь постараюсь не полениться и обязательно приехать.

Братский молебен отличается от других монастырских служб каким-то особым настроем. Мне сложно рассказать это, но, читая Вашу заметку, я вспомнил это ощущение. Это особая тишина, особая сосредоточенность ума, особенная близость к небесным покровителям монастыря - Зосиме, Савватию, Герману - на Соловках, преподобному Амвросию - в Оптиной. В паломнических поездках я всегда делал братский молебен обязательным для себя, он "приоткрывал" или "прикровенно рассказывал" тайну монастырской жизни. Еще раз спасибо за напоминание об этом.

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
16.10.2010 в 15:30
Диакону Владимиру.
Отче, если Вы не перестанете использовать "Богослов" для републикации чужих материалов целыми статьями – буду вынужден Вас забанить. Можете считать это последним предупреждением.
Ещё раз внимательно прочитайте Правила о комментариях.
И последнее. Тон Ваших последних комментариев побуждает лишить Вас возможности комментировать ещё раньше.

Ответить

#
15.10.2010 в 23:14

   Когда мы решаемся на совет кому-либо в чем-либо, то прежде овеществления мысли необходимо рассудить, насколько наши слова будут легитимны и полезны адресату. Из иерархии Церкви земной мы знаем, что диакон может быть только помощником пресвитеру и только в тех пределах, которые таковой ему полагает и не более пределов, установленных церковными правилами. Отцу диакону хорошо бы помнить о церковном этикете и не уничижать святости своего сана давая советы протоиерею.

   В краткой зарисовке одного Лаврского утра о.Павла сквозь строки просвечивает как буд-то "будничное" для насельников, но для нас, не живущих в Обители прп.Сергия, отчетливо заметное веяние любви к святому, к обители, к совершенно особому укладу жизни и нашим, всем без исключения, общим человеческим немощам, которые могут быть побеждаемы только тяжелым трудом над собой, при ежедневно испрашиваемой и ниспосылаемой помощи Божией. 

   Если бы отец диакон Владимир к такому духовному труду над собой был приобщен хотя бы с момента хиротонии  и приобрел к нему навык, то не советовать решился бы лаврскому священнику, а смиренно попытался бы извлечь из того, что от сердца и с любовью, как всегда смиренно и просто написал о.Павел.

   Единственным признаком одухотворения человека и проистекающим из этого состояния духовным словом является наличие смиренного стремления к непрестанному совершенствованию во Христе, т.е. стяжания Святаго Духа Божия по слову прп.Серафима. В сердце же строптивом и превознесшимся Дух Божий рассмотреть трудно. Вспомните: "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." (1Пет.5.5.) Священник - пастырь, а диакон и мирянин - пасомые.

  Отцу Павлу и его сподвижникам подай, Господи, духа бодрости и сил крепости, смиренномудрия и долготерпения на много лет вперед под покровом прп.Сергия воспитывать и учить скромности и смирению будущих пастырей по облику, словам и делам которых должно славиться Имя Христово.

Ответить

#
15.10.2010 в 16:50
Вы правы в одном: ПРЕПОДБНЫЙ СЕРГИЙ - СОМОЛИТВЕННИК ВСЕМ, НЕ ПРИЗЫВАЮЩИМ ИМЯ ЕГО "ВСУЕ"!
Удаляюсь от Вашего "теологоуменизма".
Ответить

#
15.10.2010 в 16:25
Дорогая ((удалено модератором))!
Вам, видать виднее, кто же Вы?
Но человек Вы отнюдь не Православный (отец Павел, таки уймитесь уже).
Но, Господь и в Моисее законоположил основания Нового Завета.
Да читайте же уже, Светлана:

Притчи Суламиты ((удалено модератором))
Ответить

#
15.10.2010 в 13:29
Отец Павел, спасибо Вам, что поделились этим сокровищем - утешением Преподобного.

Наверное, многие из нас когда-то что-то похожее пережили: и вроде холодно идти, и уже уйти можно, но почему-то делаются эти "несложные действия" - и вдруг все меняется в душе.

Отец Рафаил часто говорит: "Навещайте преподобных, чтоб и они посетили вас". Очень жаль, что и его сокровенные воспоминания о детстве используют не как бисер духовный, а как булыжники, чтоб кидаться в собрата...
Ответить

#
14.10.2010 в 15:44
Дорогая Светлана (Фотиния)!
Видите ли в чём дело, Фотиния, находясь в Святом месте, требуется от человека, обремененного "страстьми мира сего", стараться оставлять их за порогом Святых мест, а не приносить их туда. Тем более не стараться "свои неудобия духовныя" делать достоянием многих. Это просто пожелание Вам и, многоуважаемому отцу Павлу. Не взыщите.
Просто приведу детские воспоминания известного многим человека, монаха по жизни, касающиеся его пребывания в святом месте:

Просветы детства ((удалено модератором))
Ответить

#
12.10.2010 в 15:50
Дорогой о.Павел, пожалуйста, НЕ ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ к личному "фарисейскому" мнению брюзжащего о."диакона Владимира" - пишите и публикуйте свои зарисовки почаще!!! Я пока читала - дрожь пробрала, п.ч. очень образно и светло написано, Вы слово озвучили и мои мысли и переживания, связанные с Лаврой, с Преподобным!
"И эта невесть откуда появившаяся уверенность в том, что не будет безвыходных ситуаций, не будет жизненных тупиков – раз есть Преподобный – быстро делает душу лёгкой и счастливой" - все ИМЕННО ТАК!!! Спаси и помоги Вам Господь и Преподобный Сергий!!
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
11.10.2010 в 21:51
Спасибо, отче, за напоминание нерадивому попу о важности исповеди.
Правда, как-то не понял, причем здесь 8 октября, когда речь идёт о вступительных экзаменах.
А вообще приятно видеть, что наш портал читают в том числе и духовидцы...
Ответить

#
10.10.2010 в 12:56
"После душных «чертогов» улица освежает уже зябким ветерком раннего августовского утра. Лавра непривычно пустынна и молчалива. То там, то здесь бодрячком направляются к Троицкому тёмные точки в длиннополых одеждах – монахи да женщины. Праздношатающихся нет. Захожан – тоже.....Едко и навязчиво врывается удар храмового колокола".
"....Читают утренние молитвы. Самое время пробираться к мощам и уходить: всё равно будут в столовой читать перед завтраком, можно и не слушать. А уходить не хочется. Хотя никто и не держит. В очереди к мощам стоит дежурный и подгоняет молящихся: чего тянуть, всем хочется приложиться, а Преподобный – он-то везде в Лавре присутствует."

Обычно так бывает с человеком, если он опускает или сокращает своё молитвенное правило, утренннее молитвословие в том числе.
8 октября точно не август. А Лавра - совсем не сельский приход.
Отец, чаще прибегайте к Исповеди. А то, не дай Господи, ещё что-нибудь напишите, вновь людей взбудоражите. Оставьте сей жанр, Ваши нынешние наблюдения в Ларе сравнимы с наблюдениями "праздношатающегося" и более приличны для исповедания, нежели для публикации.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс