Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Тареев Михаил Михайлович

Имя кратко: Тареев М. М.
Дата рождения: 07 ноября 1867 г.
Дата смерти: 04 июня 1934 г.
Ученое звание: доктор богословия
Краткая биографическая справка:

Тареев, Михаил Михайлович (7.11. 1867-4.06.1934), экстраординарный (1902), ординарный (1905) профессор по кафедре Нравственного богословия, религиозный философ  и богослов.

Родился в семье священника села Козловские Выселки Михайловского уезда Рязанской епархии.

Из Рязанской семинарии. 2-й магистрант XLVI курса (1887-1891), оставлен профессорским стипендиантом.

Преподавал в Псковской и Рижской семинариях.

В 1902 удостоен степени магистра богословия за работу «Искушения Господа нашего Иисуса Христа. Комментарий на Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13» (М., 1900)

В 1904 защитил докторскую диссертацию «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Фил. 2, 5-11). Экзегетическое и историко-критическое исследование» (М., 1901).

С мая 1917 был редактором журнала «Богословский Вестник».

Используя учение Г. Риккерта о методах познания, он пытался провести научное разделение богословских дисциплин, выделяя два уровня: низший - догматическое богословие и высший - христианскую философию. В основе догматического богословия лежит, по его мнению, метод  генерализации, или «объективный  метод». Сами догмы - лишь верования, источником которых является мистический опыт. Однако разум, согласно М. М. Тарееву, способен лишь «внешне описать», сами религиозные истины ему недоступны.  Догматы, хотя и играют определенную роль  в церковной жизни, но они «не самое важное в христианстве».

Подлинным методом познания, методом индивидуализации, или «субъективным», обладает, по его мнению, христианская философия,  как высший уровень богословия. Учение о субъективном методе складывалось у Тареева под влиянием А. Бергсона и Н. О. Лосского. Основой христианской философии должно быть Слово  Божие, из которого с помощью субъективного метода извлекается мистическое содержание. Одной христианской философии недостаточно для построения универсальной богословской системы, необходима еще и «философия жизни» , позволяющая разграничить социальное и религиозное в историческом процессе.

Нужно преодолеть «византийский соблазн», полагал он, и отказаться от догматизма и аскетизма.


Автор 48 публикаций:


добавить на Яндекс добавить на Яндекс