Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Экхарт Майстер, Иоган

Имя на родном языке: нем. Meister Eckhart
Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Латинские авторы
Профессиональные интересы: Вспомогательные дисциплины, Философия, Гомилетика
Краткая биографическая справка:

Экхарт (Эккехарт) Майстер, Иоган (ок.1260–1327) [лат., нем.] – философ–мистик, проповедник. Викарий доминиканского ордена. Дважды Э. занимал должность профессора Парижского университета, но большая часть его деятельности протекала в Германии. Э. стал основателем направления, получившего название "рейнские мистики", которое вскоре после смерти Э. получило церковное осуждение. Для ориентации на созерцание и приобретения мистического опыта Э. предлагал определенные аскетические правила, среди которых главными были полное самоотречение и полное подчинение Божественной воле и отказ от всех чувственных образов (даже Христа в человеческом воплощении). В результате можно добиться уже в этой жизни обожения – неразлучного соединения души с Богом. Нет истинного существования вне Бога, следовательно, все творение, рассматриваемое в себе – ничто. В силу собственной ничтожности человек просто не может не вернуться к Богу. Главная способность к соединению человека с Богом  заключена в сущности интеллекта; в самом человеке есть некое основание, единосущное Богу. Для возвращения человека к единству с Богом, с божественным Ничто,  необходимо полное самоотречение от своего Я. В этом случае человеческая душа становится полем вечного порождения Богом Самого Себя.  Вместе с тем Э. устанавливал пределы единения души с Богом, помня о концепции трансцендентности Бога; это предостерегало его от пантеистических тенденций. И все же доктрина Э. допускала пантеистическое толкование и слишком смелые характеристики природы мистического соединения с Богом. Э. Был обвинен в неортодоксальности учения. Был составлен список из 108 богословски сомнительных положений Э. Сам Э. признавал, что некоторые из его положений, если понимать их буквально, могут быть истолкованы как еретические, но настаивал на своей верности ортодоксальному богословию. Э. публично отрекся от сомнительных положений своего учения. Он защищался даже при папском дворе в Авиньоне; на пути из Авиньона домой он скончался. Позже Римский престол осудил 28 положений учения Э. как ошибочные или неосторожно высказанные. Мистика Э. оказала глубокое влияние на духовные  учения последующих веков.


Библиография работ автора:

Духовные проповеди и рассуждения / Пер. со средне–верхне–немецкого и вступит. статья:  М.В.Сабашникова. – М.:Издательство политической литературы, 1991. (Репринт 1912 г.). 

Духовные проповеди и рассуждения. – СПб.: Азбука, 2000.

Избранные проповеди и трактаты. – СПб., 2001.

Изложение святого Евангелия от Иоанна. Глава вторая //  Церковь и время. – М., 1998. – № 3.

Книга божественного утешения // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и      бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.:  Издательство политической литературы, 1991. 

Латинские трактаты / Пер. В.В.Можаровский фрагментов из 3–х трактатов // Начало. – СПб., 1997. – №  5.

Немецкие проповеди Майстера Экхарта и Иоганна Таулера /  Пер.:  В.В. Можаровский // Начало. – СПб., 2001. – №  11.

О нищете духом  // Вопросы саморазвития человека: Междисциплинарный теоретико–методологический сборник. – Киев, 1990. – Вып. 2.

Об отрешенности // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – Витебск, 1999. – № 1.

Об отрешенности. – М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 

Проповеди / Пер.  и прим.:  И.М.Прохоровой // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.

Сильна как смерть // Эрос: Философские маргиналии проф. П.С. Гуревича. – М., 1992. 

Библиография работ об авторе:

Аверинцев С.С. Мистика // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.  

Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека / Пер. с англ. – Б.М.: София, 2000.

Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 229 – 240. 

Багно В.Е. Безумие перед Богом, или Мистический блуд // Начало века. Из истории международных связей русской литературы. – СПб.: Наука, 2000. 

Бакусев В. Некоторые аспекты свободомыслия Экхарта // Проблемы религиозной идеологии и проблемы атеистического воспитания. – М., 1982. – Вып. 7.

Беляева М.Т. Образ дущи в гомелитической прозе мейстера Экхарта (XIV в.) // VII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. – М.: Московский пед. ун–т, 1996.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993 .  

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994. – Т. 2.  

Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. – М.: Республика, 1995.  

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.  

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.  

Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 2. С.414–416.

Голубев А.Н. Экхарт // Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 

Грицанов А.А. Экхарт // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

Грушке Н.Ф. Экхарт //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.  

Гуревич Р.В. Христианская традиция и исторические предпосылки развития немецкой мистики XIII в. // Исследования по зарубежной истории . – Смоленск, 2000. 

Гучинская Н.О. Мистическое богословие Майстера Экхарта // Начало. – СПб., 2001. – №  11.

Егорова Н.В. Мистика Майстера Экхарта в свете православного богословия // Начало. СПб., 2001. №11. c. 45–60.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004. 

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.  

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 1997. С.69, 167–171, 203, 204, 255–257.

Киреева М. В. Восточные отцы Церкви в коммен­ тариях Мейстера Экхарта на Священное Писание //  Церковь и время. – М., 1998. № 3(6).

Киреева М.В. Мейстер Экхарт: жизнь и экзегетическая деятельность // История, историография, библиотечное дело. – М., 1994.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.  

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.483–485.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. С.214–216.

Лосский В. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.

Мистика в средние века на Западе // Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Михайлов И.А. Экхарт // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV. 

Нечунаев В.В. Опыт рационалистической реконструкции смысла отрицательного богословия Дионисия Ареопагита, Плотина и Мейстера Экхарат // Философия: История и современность. – Новосибирск, 2001.

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.194–197. 2003.

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

Реутин М.О. Предисловие к переводу // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – Витебск, 1998. – № 2.

Реутин М.Ю. Блаженный Генрих Сузо и «Апология» Мейстера Экхарта // ВФ. – 2000. – № 7.

Сабашникова М.В. Вступительная статья // Экхарт, Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

Саттлер Г. Майстер Экхарт // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997. 

Смирнова А.А. Мифическое в легендах о Мейстере Экхарте // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: Сб. в честь 90–летия профессора М.И. Шахновича. – СПб.: Изд–во Санкт–Петербургского философского общества, 2001.  (Серия "Мыслители". – Вып. 8).

Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.388–391.

Топоров В.Н. Мейстер Экхарт – художник и "ареопагитическое" наследство // Палеобалканистика и античность. – М.: Наука, 1982. 

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1997.

Тоттом М. История Церкви. – М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С.352–354.

Фалеев А.Н. М.Экхарт и С.Кьеркегор: Анализ этической проблематики // Гуманитарные исследования. – Уссурийск, 1998.

Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – Т.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.117–119.

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.

Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.

Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с  англ. – М.: Прогресс, 1990.  

Хаксли О. Вечная философия. – Б.м.: Рефл–бук, 1997. С.40–44.

Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. с голландского. – М.: Наука, 1988.  

Хоружий С.С. В. Н. Лосский и его исследование о Мейстере Экхарте // Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38.

Хоружий С.С. Экхарт // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 5. 

Хорьков М.Л. Майстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика. – М.: Наука, 2003.

Хорьков М.Л. Экхарт и Маймонид: Герменевтическая идентичность философского диалога // Диалог цивилизаций: Исторический опыт и перспективы XXI века. – М., 2002.

Штайнер (Штейнер) Р. Мистика на заре духовной жизни Нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. Ереван: Ной, 1993. С.28–36.

Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.288–300.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.181–186.

Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. 

Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс–Универс, 1995. С.296–315. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс