Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Евагрий Понтийский

Имя на родном языке: греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός
Тип персоны: Латинские авторы
Профессиональные интересы: Богословие, История
Краткая биографическая справка:

Евагрий (или Эвагрий)Понтийский (346–399) [греч] – подвижник, духовный писатель и экзегет. В молодые годы пользовался покровительством и наставлениями Капподокийских Отцов. Обосновался в Константинополе, но затем покинул столицу; в египетской пустыне находился в общении с  великими учителями монашества, с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. В истории Церкви Е.П. считается великим систематизатором аскетического учения отцов–пустынников. Он автор книг о подвижнической жизни, он заложил традицию писаний об умной молитве. Но вместе с тем Е.П. испытал влияние еретических идей Оригена, что привело к его осуждению на V Вселенском Соборе. Однако аскетические творения Е.П. по прежнему были авторитетны; иногда они издавались под именем прп. Нила Синайского.


Библиография работ автора:

Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Слово о молитве // Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 1.

Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты / Пер.,  вступ. статья  комм.:   А.И.Сидоров.  – М.: Мартис, 1994.

Фрагменты сочинений // Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994.

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Сверхсознание. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.

Фрагменты сочинений // Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: Свет незримый. – Б.м.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.

Библиография работ об авторе:

Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. IV, гл.  37, 38).

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. IV, гл.  23).

Руфин. Жизнь пустынных отцов /  Пер. с лат.:  – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1991. (Репринт 1898 г.). (Гл. 27).

Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. – Клин: Фонд "Христианская жизнь", 2001. (Гл. 72).

Учение святого Варсануфия о мнениях Оригена, Евагрия и Дидима // Христианское чтение. – СПб.,  1827. – Ч. 25. 

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.  

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. 
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 236.

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.10–12, 82–88.

Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 1.

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.30–33. 

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.202–204.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.68–69, 123–124.

Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.188–194.

Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно–христианская мистика. – М.: Институт ДИ–ДИК; Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 2003. С.282–284.

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.332–334.

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.72–77.

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

Лурье В. М. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и славян. 1–2 // Византийский временник. –  М.,  1997. – Т. 57 (82)

Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.70–71.

Плакида (Дезей), архим. "Добротолюбие" и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

Ровнер А. Третья культура. – СПб.: Медуза, 1996. С.174–180.

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 570 – 577.

Сидоров А.И. Евагрий Понтийский: Жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия // Евагрий. Творения: Аскетические и богословские трактаты. – М.: Мартис, 1994.

Сидоров А. И. Жизненный путь и личность Евагрия Понтийского. (Опыт церковно–исторического портрета) // Слово и мудрость Востока: литература, фольклор, культура : к 60–летию акад. А. Б. Куделина. – М. : Наука, 2006.

Сидоров А. И. «Мысли» (гл. 1—3) Евагрия Понтий ского: тип богословского мышления // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1992.

Тагуэлл С. Отцы–пустынники // Страницы. – 1996. – № 3.

Троицкий С.В. Евагрий Понтийский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. 

Удальцова З.В. Источники по истории Византии IV – первой половины VII в. // История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967.  – Т. 1. С.45–47.

Филимонов Г. "Новое слово" в изучении богословского наследия Евагрия Понтийского //  Церковь и время. – М., 1998. – № 4.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.514–517.

Читти Д. Град Пустыня / Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007.
Шабуров Н.  Евагрий Понтийский // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.

Шабуров Н.В. Евагрий Понтийский // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 


добавить на Яндекс добавить на Яндекс